Смекни!
smekni.com

Старовойтенко Е. Б. Современная психология : формы интеллектуальной жизни издательство «Академический проект» Москва 2001 (стр. 46 из 101)

Названные качества присущи памяти как внутреннему условию, обеспечивающему продуктивные формы активности: саморазвертывание желаний, интеллектуальное генерирование, практические преобразования, спонтанное течение переживаний и т. д. Однако, и самим процессам памяти иногда присваивается статус продуктивных. Особенно заметны результаты обновления мнемического следа при воспроизведении известных содержаний, вовлекающих в актуальное проживание те элементы собственной структуры, которыми они «обросли» при своих скрытых движениях в интегральном поле ментального опыта. Известные содержания неожиданно для субъекта появляются как улучшенные, обогащенные, дающие дополнительный толчок другой активности. Всем понятна ситуация, когда человек, вспоминая своего хорошего знакомого, в самом процессе вспоминания вдруг внутренне узнает о нем то, о чем «не знал», «не догадывался». Так, в мнемическом процессе нам открывается, что нас любят, или нас обманывают, или нам изменяют, и начинается новый цикл осмысления, переживания, представления наших отношений..

5. Влияния памяти на настоящую и будущую жизнь.

В своей самой близкой и непосредственной связи с прошедшим, память активна в отношении проживаемого здесь-и-сейчас и в отношении ожидаемых событий..

Память обращает нашу текущую и наступающую жизнь к ее прошлому. Это происходит благодаря тому, что в образных, мыслительных и аффективных содержаниях действующей памяти заключена данность прошлого; мнемические процессы не допускают перерыва в длительности внутреннего времени психической жизни и постоянно «проигрывают» прошлое; представления, идеи и переживания прошлого в мнемическом цикле в любой момент могут появиться на «поверхности» сознательного объективного времени, то есть в настоящем; поднимая прошлый опыт на уровень теперь-происходящего-для-я, мы включаем его в целеполагающие действия, действия выбора и принятия решения, то есть делаем его сильным детерминантом будущего.

«Если дана память, то есть сохранение образов прошлого, эти образы будут постоянно примешиваться к нашему восприятию настоящего и могут даже вытеснить его. Образы прошлого сохраняются только для того, чтобы быть использованными, они непрерывно дополняют опыт настоящего, обогащая его уже приобретенным опытом, и так как этот прошлый опыт не перестает увеличиваться, в конце концов он перекрывает и насыщает собой опыт настоящего…Воспоминание о событии связано в нашей памяти с целым рядом последующих событий и может тем самым лучше просветить нас при принятии решения.»

( Там же, с.198).

По критерию актуального и перспективного влияния прошлого опыта отдельные процессы памяти могут рассматриваться так.

Мы запоминаем то, что необходимо для поддержания обычного порядка жизни в настоящем, или то, что должно быть познано и использовано в будущем, или то, что может деструктивно изменить текущую и ожидаемую жизнь, или то, что может сделать ее совершеннее, или то, что нарушает субъективную непрерывность ее течения, «разрушает внутреннюю связь времен».

Мы сохраняем то, что необходимо для текущей и будущей жизни, допуская утраты несущественного, или то, что соответствует жизненной необходимости, но при этом избыточно и не находит реализации, или то, что не обладает субъективной ценностью и постепенно утрачивается, или то, что субъективно не значимо и при этом избыточно (феномен экзальтации памяти), или то, что ценно для нас, но сопротивляется сбережению.

Мы воспроизводим: необходимое и достаточное для привычно текущей и ожидаемой жизни; то, что должно конструктивно и преобразующе повлиять на актуальную и наступающую жизнь; не достаточное для поддержания и продления нашей обычной жизни; то, что разрушает наше настоящее и будущее; избыточное для действительной жизни и нарушающее ее объективные временные связи (феномен мнемической экспансии).

События, становящиеся достоянием памяти, не составляют, таким образом, только статичный и не вполне надежный «опыт прошлого». В мнемической форме события находят особое существование, дающее им возможность явно или скрыто длиться внутри жизни: присутствовать – актуализироваться – пролонгировать ее.

Третий ключевой вопрос, относящийся к памяти – кто помнит? Или кем мы выступаем в соотношении с собственной памятью?

Здесь в определениях мнемической активности появляется акцент на ее детерминацию устойчивыми особенностями личности- обладателя памятью.

Важнейшей интегральной особенностью является сила ее «я» или «субъектность». Эмпирически хорошо различаются личность - носитель памяти, личность – пользователь памяти, личность – субъект памяти. Первая выступает местом игры бессознательных, спонтанных, непосредственных мнемических процессов. И даже если они поражают своим естественным богатством, о личности скажут: ей помнится. Вторая использует открывшиеся ей возможности своей памяти, не прилагая усилий к их поддержанию и развитию. Позиция такой личности определяется формулой: она дает своей памяти работать. Третья превращает память в особый предмет самопознания и способ самоактуализации, относясь к ней как ценности В данном случае мнемические процессы становятся целью приложения интенсивных жизненных усилий личности, и о ней можно уверенно сказать: она помнит.

Системные психологические исследование и диагностика конкретных личностных детерминант памяти предполагает использование множественных параметров оценки.

1) Какая общая установка направляет личность в запоминании– сохранении– воспроизведении (з – с – в): сознательная или бессознательная, ориентированная на внешние или внутренние объекты, ситуативная или надситуативная, рациональная или иррациональная, аффективная или мыслительная, идеальная или практическая и т. д.?

2) Какие мотивы з – с – в устойчиво присущи личности: витальные, эротические, познавательные, социальные, эгоцентрические, этические, эстетические и т. д. ?

3) Какие устойчивые свойства собственных з – с - в особенно ценны для личности и составляют для нее задачу саморазвития: проницаемость для новых материалов, богатые содержания, структурность, конструктивность, продуктивность, надежность, длительная сохранность содержаний и т. д. ?

4) Насколько личность инициативна, энергична, самостоятельна, технична и спонтанна, иными словами, активна в з – с – в.?

5) Свойственны личности интеллектуальность, концептуальное мастерство и рефлексивность в з -с- в, то есть выступает ли она мыслителем в отношении собственной памяти?

6) Обладает личность мнемическими способностями то есть присущи ли ее

з – с – в неординарные объем, точность, связность, содержательность, творческий динамизм, действенность, ценность для других, выраженность в авторских продуктах деятельности?

7) Насколько личность владеет искусственными приемами з – с – в или в какой степени освоила техники сознательной, культурно отточенной организации и опосредования памяти? Выступает ли такая «технологичная» мнемическая активность особой формой направленной и результативной деятельности личности в художественной, профессиональной сферах или в самопознании?

8) Какой тип жизненной ретроспективы преобладает у данной личности? В каких доминирующих психических формах развивается, интегрируется и реализуется ее мнемический опыт: эмоциональных, телесно– пластических, образных, вербально – понятийных, символических? Как представлено в сознании и дано в бессознательном личности ее прошлое: топологически, то есть в смене жизненных «мест», или событийно, или в форме внутренних впечатлений или в виде концептуальных обобщений? Целостен, полон разнообразия, темпорально хорошо структурирован либо фрагментарен, беден, не структурирован во времени ретроспективный план ее жизни?

9) Является мнемическая активность определяющей в отношения личности к временам своей жизни: прошлому – настоящему – будущему? Настолько ли велика роль памяти, чтобы во взаимопереходах «ретроспективы» - «феноменов актуального проживания» – «жизненных ожиданий» определить развитие ретроспективного типа личности в возможном континууме типов, где существуют еще актуальный – перспективный – проспективный типы. ( 2; 70 )

При использовании перечисленных параметров становится возможной углубленная идентификация индивида с более или менее активным «субъектом памяти» или его «экстремальное» определение как мнемически одаренной личности. Последней свойственны сознательность, произвольность, опосредованность з – с – в; применение сложных средств организации мнемической активности с акцентом на логические и символические; сила оригинального генерирования, заключенная в бессознательной памяти; способность в значимые моменты жизни приложить особые мнемические усилия, позволяющие с неординарной целостностью и полнотой запечатлеть проживаемые события; концентрация мнемических усилий на содержаниях, связанных с творческими влечениями и страстями индивида, прежде всего, самореализацией, любовью, искусством, поиском истины и т. д.; рефлексия способов, личных приемов и эффектов памяти, тонкая оценка и развитие своих мнемических способностей; проявление мнемической активности в продуктах деятельности, составляющих реальные или потенциальные ценности культуры; сосредоточение мнемической «энергии» на своих впечатлениях – переживаниях – событиях – отношениях – жизненных действиях – противоречиях – внешних влияниях – качествах «я» – личных идеях и символах, чтобы воссоздать и удержать для себя единство собственной жизни.

Реализованная мнемическая одаренность или просто хорошее мнемическое обеспечение жизнедеятельности являются результатами длительного индивидуального становления памяти. И личность с незаурядной, и личность с ординарной памятью, должны пройти закономерные этапы возрастного генеза данной функции. Каждому этапу соответствует определенный мнемический стиль, который при некоторых условиях и жизненных обстоятельствах может генерализоваться на другие, более поздние фазы жизни.