Объем запоминания. Это количество удержанных автономных или относительно самостоятельных единиц материала. Внешний воспринимаемый материал при условиях его слабой структурированности, низкой осмысленности, перцептивной простоты, искусственности происхождения, слабой субъективной интенции к запоминанию и без специального заучивания удерживается в объеме 5 – 7 единиц. После повторений с установкой на воспроизведение количество единиц незначительно увеличивается. Иное – с осмысленным, фрагментарным, легко структурируемым материалом типа слов, высказываний, реалистичных изображений. Объем их произвольного запоминания без специального заучивания и с несущественными ошибками может достигать 15 единиц из 20.
Если же говорить, например, о количестве вербально - смысловых единиц в составе целостной, многоэлементной, интеллектуально сложной, значимой информации, которую мы повседневно естественным образом удерживаем в профессиональных интересах, то оно вряд ли сопоставимо по богатству с результатами искусственно поставленных экспериментов.
Характер запоминания. Определяется типом запоминаемого, заданным его принадлежностью к определенной категории жизненных объектов. Так, если я читаю любимую книгу, то характер запоминания ситуации будет различным в зависимости от того, на какие из следующих объектов я направлю мнемическую активность:
- можно запомнить как значимое само событие чтения книги, и тогда активизируется «память на событие»;
- можно более или менее точно запомнить текстовые фрагменты либо текст в целом; в этом случае будет активна «память на текст».
- можно запомнить мысли и мысленные связи, извлеченные при прочтении книги; по характеру это - «память на мысль»;
- можно запомнить образные картины и отдельные представления, продуцируемые по поводу прочитанного; основой этого процесса является «память на воображаемое»;
- можно запомнить приемы и способы своего или чужого лингвистического, филологического, психологического анализа текста, и в этом действии на первый план выступит «инструментальная память» или «операциональная память»;
- можно запомнить связи, установленные мною между жизнью «я» и темами, мотивами, сюжетными линиями, героями, символами книги; запечатление становится «рефлексивной памятью»;
- можно запомнить любимую книгу как атрибут комфортной, уютной, изысканной обстановки кабинета, где удалось хорошо поработать; здесь доминирует «память на предметное окружение»;
- и последнее, если мне захочется процитировать наизусть отрывок из этого текста, я постараюсь буквально запомнить его языковую форму и обращусь тем самым к своей «памяти на знаки».
Сложность запоминания. Изучается в зависимости от объективной структурированности, интеллектуальной насыщенности, операциональной утонченности, известности – новизны, обычности – неординарности материала и его близости к устоявшемуся опыту субъекта. Внимание к перечисленным характеристикам связано, как правило, с нашим осознанным намерением запомнить что – либо, то есть с произвольной памятью, позволяющей решить задачу на рациональное снятие сложностей удержания материала. По данному критерию может оцениваться в основном запоминание учебных содержаний и действий, текущей деловой информации в профессиональных структурах, текстовой и символической информации, доступной при высоком уровне компетентности, новых интеллектуально емких культурных форм, инноваций, наблюдений за динамикой значимого общения, феноменов самонаблюдения и событий интенсивной, быстро меняющейся жизни.
Взятый из области вполне понятных психологических зависимостей, этот критерий имеет скорее сравнительно - феноменологическую, чем строго научную определенность. Наивно по степени объективной сложности сопоставлять запоминаемые знания из разных фундаментальных наук, или модели движений в разных видах спорта, или тексты известных писателей – символистов. Можно говорить об относительных осложнениях, которые мы испытываем при прочтении и запечатлении, к примеру, философских текстов в сравнении с текстами сказок и мифов, или при ознакомлении и запоминании специальных технических терминов в сравнении со словесными оборотами модного журнала. Так же можно отметить большую объективную проблемность схватывания данных о собственном поведении сравнительно с данными о поведении других или накопления сведений, полезных для других, по сравнению со сведениями, полезными для себя. Если же мы начинаем учиться у кого – то, нам проще освоить опыт человека, близкого нам по уровню, в сравнении с опытом «профи».
Трудность запоминания. Выражает соотношение сложности материала и субъективных возможностей его запечатления. Это критерий субъективной проблемности мнемических действий в отношении к объекту.
Субъект испытывает трудности запоминания в следующих типичных случаях: материал объективно сложен, и субъективных средств недостаточно для его быстрого и эффективного освоения; материал объективно не сложен, но обычная настроенность субъекта на овладение сложными содержаниями затрудняет его запечатление. Трудности запоминания обычно возникают под влиянием содержательной и операциональной избыточности материала, его чрезмерной дифференцированности, его однородности, или, наоборот, излишнего многообразия, рыхлости его структуры, слабого знакомства субъекта с формой, в которой дан материал, низкой мотивированности субъекта памяти. Состояние трудности является внутренним динамичным переживанием напряжения, тревоги, сомнения, повышения уровня активности, азарта, преодоления.
К вопросу о «трудности» запоминания относятся психологические наблюдения, касающиеся легкости мнемического освоения субъектом объектов, сложных для других. Здесь могут тонко проявить себя сродство материала основной области творчества субъекта, его зрелому психологическому типу, его ведущей в данный жизненный период мотивации. Для Н. Бердяева в возрасте «акмэ» не составляло труда запоминание идей философской и литературной классики, богатых психологических открытий того времени, собственных необычайно обильных и креативных философско – психологических размышлений, а также того, что удалось самостоятельно создать и что составляло условия его исключительной творческой продуктивности. ( 17 )
Субъективный момент, обнаруживаемый в запоминании даже тогда, когда последнее рассматривается в объективном аспекте «материала», направляет внимание исследователей на отношении субъекта к запечатлению.
Наиболее известны исследования таких аспектов отношения, как установки и мотивы запечатления.
В установке одновременно и целостно представлены такие различные индивидуальные факторы, как избирательность жизненных интересов личности, способы ее сходного реагирования на типичные жизненные ситуации, внутренние расположения, обусловленные определенным личностным типом, имплицитная активность сформированных мнемических способностей, требования ведущих деятельностей, селективность внимания, зависящая от ролевых диспозиций личности. Действие этих составляющих установки трудно различимо в составе «общей готовности запоминать определенным образом». Но в тщательном психологическом анализе можно гипотетически определить, на какие особенности запоминания сознательно или бессознательно будет ориентирован субъект и вследствие каких устойчивых внутренних причин будет действовать эта ориентировка.
Успешный предприниматель интуитивного типа, работающий с относительно устоявшимися информационными моделями своего бизнеса, заняв более высокое положение в служебной иерархии, будет стремительно накапливать и запоминать новые сведения, которые по его ожиданиям спонтанно перестроят привычные модели деятельности в соответствии с новой ролью. Здесь вероятно действие установки на бессознательную реконструкцию нового материала в массиве сложившегося эффективного профессионального опыта, а также на скрытые от сознания изменения самого опыта с увеличением потенций успешности.
Установки могут действовать как в отношении запечатления в целом, то есть крупных структур виртуального опыта, так и в отношении отдельных качеств запоминания. Экспериментальная психология располагает данными о типах установок в зависимости от их конкретных качественных ориентаций. ( 118 )
1) Избирательная установка на запоминание. Ориентирует индивида на запечатление определенных материалов. Их субъективные привилегии определяются ведущими влечениями и потребностями, объектами которых эти материалы выступают. Индивидуально предпочитаемыми объектами запоминания могут быть, например, лица людей из ближнего круга общения, картины и события поездок и путешествий, тексты книг любимых авторов, подробности бесед на профессиональные темы, необычные жизненные впечатления и т. д.
2) Установка на продуктивность запоминания. Способствует обогащению субъективного опыта новыми содержаниями, которые вызывают его существенные преобразования и участвуют в замыслах, проектах и программах эффективной деятельности. Установка на мнемическую продуктивность предполагает ожидание, что в процессе сохранения исходный объект памяти, ничего не утратив из своих основных элементов, приобретет новые полезные для субъекта свойства..
3) Установка на полноту и точность запоминания. Определяет особое внимание к детальному, буквальному, сплошному и цельному удержанию мнемического объекта. Переживается как настрой на использование запечатленных содержаний в том виде, в каком они были ближе всего к исходному материалу, осваивались, повторялись, заучивались.