Смекни!
smekni.com

Старовойтенко Е. Б. Современная психология : формы интеллектуальной жизни издательство «Академический проект» Москва 2001 (стр. 49 из 101)

4) Установка на интеллектуальное запоминание. Связана со стремлением субъекта сосредоточиться на логической организации мнемических содержаний, понятийном аспекте их взаимосвязей и дифференцировок. Запечатление «мысленной картины» объекта кажется важнее его предметной или знаковой формы.

5) Установка на прочность запоминания. Отношение к запоминаемому как будущей константе живого, активного опыта. Ожидание субъекта, что на длительный период времени оно станет потенциальным и реальным элементом психо – практической жизни.

6) Установка на своевременность воспроизведения запечатленного. Актуализируется при условии обязательности воссоздания материала в определенных жизненных ситуациях. Действует в процессе запоминания как внутренний детерминант длительности сохранения, всецело зависящей от конкретных событий будущего. Ее активность особенно важна в условиях долгосрочного детального планирования деятельности с учетом и пролонгацией оперативного опыта, полученного к ее началу. Например, при создании внутреннего сценария своего ответственного выступления на будущей конференции, ученый настраивается в определенном месте сообщения сослаться на свежие неопубликованные данные, которые он только что получил от компетентного коллеги.

7) Рефлексивная установка на запоминание. Ориентирует нас на прочную я- связь с запоминаемым. Оно сознается как личная значимость, рассматривается в качестве средства или способа осуществления я–потребностей, например, стремления к автономии. самостоятельности, достоинству и авторитету, влиянию, превосходству, самопознанию, самореализации и т. д. Движимые данной установкой, мы знаем о запоминаемом как важном содержании «я», которое в нужный момент появится в контексте нашей самобытной, индивидуальной деятельности.

Детерминирующая надежность любой из перечисленных мнемических установок, их высокий силовой потенциал, однозначность и «заданность» действия указывают на целостное внутреннее присутствие субъекта в акте запоминания и относительную независимость результата памяти от ситуативных факторов..

Субъектность, то есть зрелость, установки существенно поддерживается иерархической организацией устойчивых мотивов запоминания. В мотивационной динамике проступают константные черты или диспозиции личности, эффективно запоминающей. В их числе – свойства быть знающим, деятельным, интеллектуальным, творческим, компетентным, тонко чувствующим, помогающим, рефлексивным, мнемически одаренным. Весь ансамбль этих свойств достаточно редко участвует в игре запечатления. Чаще мотивационно реализуются лишь некоторые личностные диспозиции. Из них в отдельном мнемическом событии выделяется одна ведущая, выражающая себя в доминирующем мотиве запоминания.

Полагаем, что мотивационную канву зрелого запоминания образуют:

- мотив мнемического обеспечения значимой для субъекта деятельности;

- мотив успешного учения и интеллектуального развития;

- мотив реализации и демонстрации собственных мнемических способностей;

- мотив обеспечения деятельности других людей, например, превращения своей памяти в средство их профессиональной эффективности;

- мотив мнемической поддержки творчества;

- мотив продления жизненных состояний азарта, удовольствия, наслаждения, переживания личных преимуществ, чувства риска и победы, открытия новых возможностей.;

- мотив использования запоминаемых содержаний в процессах реализации сложных долгосрочных жизненных планов и стратегий, ведущих к личным достижениям;

- мотив запоминания содержаний, позволяющих аккумулировать и обогатить культурно – исторический опыт социума, укрепить и сохранить традицию, удержать дух старины, продлить родовые связи, прояснить символы архаичной души и найти их аналоги в коллективном сознании и бессознательном современных людей;

- мотив запоминания содержаний, относящихся к индивидуальной динамике жизни, с тем, чтобы создать единый образ я – пути.

Запоминание, обусловливающее нашу познавательную, социальную, профессиональную и рефлексивную активность, служит личностным целям успешной адаптации к обществу, проблемного понимания социальной и частной жизни, участия в общественном реформировании, решения задач собственного жизненного роста и т. д. Перечисленные цели действуют в сфере рационального, разумно устроенного мира и требуют сознательности, произвольности и я–опосредования запоминания. Соответственно особыми преимуществами среди его установок и мотивов обладают те, что реализуются на уровне сознания. Это, однако, не значит, что посредством запечатления индивид не может быть глубок, продуктивен и чрезвычайно проницаем для определенного рода содержаний в другой форме душевной жизни – бессознательной. Здесь им движут установки и мотивы, не выходящие на поверхность сознания.

Даже сознаваемые установки, судя по их обязательному, а иногда и слепому действию, имеют основой сложные бессознательные отношения индивида. Однако наиболее полно последние реализуют себя через бессознательные установки на запоминание. Иногда в скрытых отношениях интегрируются психические функции и личностные черты, кажущиеся в общности подозрительными и мало приемлемыми. Здесь же готовятся к проявлению сильные влечения, отрицаемые эго. Активной составляющей отношений могут бать сложившиеся способы внесознательных компенсаций, замещений и сублимации.

Допустим, человеком владеет установка на жадное и педантичное «коллекционирование» чужих успехов, все тонкости которых тщательно запоминаются. Уличенный в особом пристрастии к достижениям других, он, скорее всего, будет отрицать это. Однако вновь и вновь материалами запоминания будут становиться сведения о чужом преуспевании. Возможно, посредством установки выражают себя скрытая зависть и склонность к негативному соперничеству, возможно, подавляемое стремление к превосходству, требующее соотнесения с достоинствами других, возможно, странная инверсия желаний собственных достижений, проецируемых в среду успешных людей, возможно, своеобразная форма внутреннего приобщения к непрерывной истории творчества, личный недостаток которого остро бессознательно переживается, возможно, за этой установкой кроется «нежелательная» любовь ко всем удачливым и счастливым людям.

Бессознательная мотивация запоминания так же часто проявляется в необычных феноменах и эффектах. Для мужчины с сильным нескомпенсированным эротическим влечением - предметом жесткого самозапрета - в фокусе постоянных мнемических предпочтений будут оказываться несознаваемые впечатления, по изощренности, обилию и избыточности фантазийных украшений не доступных ни одному убежденному ценителю женщин. Бессознательный мотив уловления и запечатления событий эротического содержания оттесняет другие мотивы общения.

Иногда в поиске любви люди следуют непонятным им мотивационным силам памяти, поднимающимся из тайного пространства архетипических идентификаций. В интерпретации М. Мамардашвили, герой Пруста - Марсель, преследовавший любимую с тем, чтобы все знать и все помнить о ней, лишить ее всякой свободы от их отношений, неосознанно желал наполнить их связь и свою память событиями, подобными тем, которые соединяли его с матерью.

«Когда он вернется домой после прогулок в страну Германтов, где он мечтал о яркой и авантюрной легкой жизни, он будет жаждать поцелуя матери на ночь…, потому что поцелуй матери – первичная или, как выражаются ученые – психологи, архетипическая форма всякой возможной любви и нежности. Когда он будет преследовать Альбертину, то в действительности механизмом преследования будет механизм воссоединения его с поцелуем матери на ночь.» ( 93, с. 121).

Бессознательные установки и мотивация запоминания действуют как искусные манипуляторы эго, принуждая его реагировать вдали от области настоящих я – побед и я – завоеваний. Только случайно, через спонтанные поступки или прорвавшиеся в фантазиях, снах, ошибочных действиях содержания мы узнаем о нашем бессознательном освоении множества «лишних» материалов.

К бессознательным субъективным отношениям апеллирует умело созданная реклама. В ответ на неосознанные побуждения заполнить содержательные паузы в потоке психической активности, реклама многократно и настойчиво подставляет свои образы. В ответ на глубинный запрос обладать лучшим, реклама превозносит банальные предметы потребления, возводя их в ранг символов «полноценной», «элитарной» жизни. Следуя извечным влечениям индивида поддерживать идентичность с другими, быть своим в общности, занимать в ней достойное место, избежать участи «особенной», маргинальной личности, реклама предлагает ему надежные способы подтвердить свою коллективность, готовность разделить свои вкусы с другими, свою состоятельность как потребителя и пользователя «обязательными вещами». И напротив, учитывая коренное, естественное стремление человека к индивидуальной свободе и нонконформизму, реклама творит иллюзию эксклюзивного обладания, принадлежности к избранному кругу «имеющих уникальное». ( 21 )

Проблема бессознательной детерминации запоминания расширена в психологии до границ толкования его исходных причин и оснований. .Вопрос о них касается происхождения феномена запечатления и в традиционной формулировке выглядит так: «Какому психическому механизму мы обязаны совершенством и быстротой нашего запоминания?». Не теряют актуальности модели указанного механизма, предложенные ассоциативной и структурной психологией. Напомним их основные моменты.

1) Запоминание становится возможным при условии свободного образования перцептивно – временных структур, в которых новые содержания памяти спонтанно связываются по фактору временной близости со старыми содержаниями.