7. Класс бессознательных ( внесознательных ) психических форм. К нему принадлежат психические явления, предсуществующие в индивидуальной психике как общие пра-идеи, пра-образы, пра-чувства и пра-отношения, то есть «архетипы», не достигшие в процессе жизни осознания. Класс дополняют бывшие в опыте индивида психические впечатления, ускользнувшие от сознания, или устраненные из поля активного сознания. Бессознательное обогащают мысленные, образные и чувственные интуиции, нарождающиеся в самодвижении психической жизни, недоступном актуальному сознанию. Интуиции иногда несут в себе потенциал будущих творческих проявлений индивидуального сознания. Во внесознательном бытии обнаруживаются процессы и содержания, имеющие объективную направленность, а также те, которые устремляются к глубинному душевному целому индивида -- его «самости». Объективная и субъективная ориентировки бессознательного выражаются и взаимодействуют в виде проекций и интроекций.
!.3. Психическое целое
Акцент на относительную самостоятельность выделенных классов психических феноменов выступает хорошо известным приемом общепсихологического анализа. Однако, не менее важным является восстановление психической целостности индивида, иначе, «целого» его психической жизни. Такому психосинтезу служит введение следующих понятий и определений.
В любом психическом факте в той или иной мере выявляется связь всечеловеческих душевных потенций, образующих первичную внутреннюю сущность индивида. В этом смысле наше психическое является потенцированным неким единством исходных возможностей. Экзистенциализм, например, определяет это единство как общую предпосылку творчества в поиске свободы, истины, красоты, любви и я-назначения. В жизненном осуществлении, однако, конструктивный план творческой предпосылки может обратиться в разрушительную, деструктивную линию индивидуального бытия. (18 )
Психические явления, реализуясь в жизненном процессе, становятся относительно обратимыми и взаимосвязанными, приобретая устойчивые функциональные черты. Функциональная инвариантность психической динамики придает конкретность, личную содержательность единству первичных потенций психики.
Выход душевных потенций из латентного состояния, их постоянное проявление во множестве взаимосвязанных психических событий ведет к оформленности внутреннего качественного ядра носителя психики. Это ядро, являясь «центром интенциональности», начинает действовать как активный детерминант психической жизни. (123)
Психическое целое удерживается особыми центробежными силами, исходящими от живущего и действующего индивида. К ним, в частности, относятся: общее телесное самоощущение; концентрированное проживание желаний; уловление постоянства и непрерывности внешнего эмпирического «я»; сознательное самоупорядочение, самообобщение во внутреннее «я». О наличии и возможности ослабления подобных сил говорят факты внутреннего раскола, распада, разотождествления, проживаемые как растворенность-в-ином, потеря себя, выход-из-себя, опустошенность, самоотрицание. .
Сознательная активность в формах самосознания, самопознания, рефлексии является мощным целостнообразующим фактором и самой психической жизни, и ее носителя. Сознание, интегрирующее я-концепцию, я-идеал, я-символ, я-проект, переживание я-идентичности и т.д., стремится к тому, чтобы достичь совпадения того, что индивид «есть в себе самом», что он «собой представляет для других» и что он открыл «в себе для себя». Первичное бессознательное единство психики – самость - начинает нуждаться в постоянной поддержке я-обобщающей мысли, которая, в свою очередь, вовлекается в творческий поиск вестей и символов из скрытого от сознания психического целого. Непостижимость собственной души теряет для индивида свою бесспорность и превращается в вечную гипотезу, проверяемую и опровергаемую интенсивной сознательной и рефлексивной жизнью .- жизнью субъекта.
Психическое целое сознательно репрезентируется индивидом в символических понятиях «мое»», «мне свойственное», «мое - всегда со мной», «мое личное», «персональное», «я» и т. д.. Эти эффекты самоопределений и самосимволизация также служат поддержанию психической целостности индивида.
Среди научных обозначений психической целостности, основными являются термины «самость», «личность», «субъект», «эго», «я».. Содержательное раскрытие их значений составляет сущность синтетического подхода в общей психологии.
1.4. Методология пониания психических форм.
С учетом целостности и дифференцированности психики намечается единая методология понимания и интерпретации психических явлений. Ее применение обеспечит непрерывную связь и удержание в поле профессиональной мысли всех общепсихологических понятий, а также возможность быстрой актуализации при решении конкретных проблем многих подходов, сведенных в единую концептуальную систему. Приведем континуум методологических приемов единообразного рассмотрения психических форм.
1. Исходным является понимание уникального места и роли конкретной формы внутри психического целого, различение ее специфических особенностей как «чистого» феномена среди других, взятых так же изолированно и абстрактно. Необходимо при этом постоянное возвращение к реальным жизненным взаимосвязям всех форм.
2. Определение психической формы как содержащей в себе одновременно признаки внутреннего свойства индивида, функции живущего индивида, непостижимого и сознаваемого индивидом процесса психической жизни, факта данности мира индивиду, типического и неповторимого качества субъекта психики.
3. Поиск факторов возникновения, источников, причин, зависимостей психической формы внутри общего единства психической жизни индивида. Все названные типы детерминации условно различаются по их действию от «внешнего мира», «телесной организации индивида», «условий индивидуальной жизни», «целостного субъекта», «психики», «формы самой в себе».
4. Нахождение этапов и фаз становления психической формы в онтогенезе. В частности, выделяются: естественно-возрастные периоды развития формы; фазы, связанные с общим процессом индивидуации; этапы, обусловленные закономерностями социального роста индивида; периоды, зависящие от общей динамики жизненного пути, например, от смены процессов жизненного прогресса, застоя, кризисов, регресса, возрождения, разрушения индивида. Соответственно в самой форме определяются моменты ее ослабления и усиления, расцвета и инволюции, акме и угасания. Онтогенез формы моделируется в зависимости от культурогенеза психики.
5. Раскрытие предметного характера формы, специфики данности в ней внешних и внутренних объектов. Исследование следующих видов психической связи с предметом: непосредственной - опосредованной, активной - пассивной, кратковременной – пролонгированной, сознательной - бессознательной, репродуктивной - продуктивной, деструктивной - конструктивной. В плане данности предмета психическая форма характеризуется пространственной и временной отнесенностью, мерой конкретности и отвлеченности, мерами предметной полноты и адекватности, а также признаками воссоздания предмета, поглощенности предметом и преобразования предмета.
6. Понимание психической формы в качестве сложной многоплановой активности, обусловленной нейрофизиологическими, вегетативными, двигательными факторами, и включающей побудительный, когнитивный, оценочный и результативный компоненты. Особое значение придается сознательному - бессознательному протеканию конкретной психической активности. Выделяются разные уровни ее осознанности - от рефлексивного до подсознательного, а также источники ее бессознательной динамики: от жизненно ситуативных до архетипических.
7. Выявление в динамических и содержательных особенностях психической формы, в ее потенциях и детерминантах, в этапах эволюции, в уровнях развития, в устойчивых качественных тенденциях и в ее предметных следах множественных противоречий, связанных с изначальной имплицитной раздвоенностью, дуальностью человеческого существа и индивидуального бытия. В психических феноменах проступает напряженная противоположность субъективного и объективного, душевного и телесного, сознательного и бессознательного, рационального и иррационального, идеального и практического, развития и регресса, гуманного и разрушительного, упорядоченности и хаоса. Заявляет о себе, проживается в качестве конфликтов и кризисов и преодолевается двойственность самости – личности – «я».
8. Определение влияния сложившейся личности, ее устойчивых жизнеотношений на конкретную психическую форму. Обоснование изменений формы в зависимости от эволюции целостной личности. Применение положений о том, что личностное становление может выливаться в следующие длящиеся события: время развития. расцвета, расширения, интеграции, возрождения - с одной стороны и время сужения, ослабления, негативной структурной перестройки, распада личности - с другой. Конкретное психическое явление вовлечено в этот общий процесс. Личностный аспект той или иной формы психической активности обнаруживается прежде всего в устойчивости ее мотивационной составляющей, возобновляющихся «встроенных» переживаниях, в актуализации типичного способа протекания, в ее обобщенной детерминирующей установке и в повторяемости ее эффектов. Личностное действие на психический феномен существенно связано с осознанностью последнего; личность вовлекается в психическую жизнь посредством сознания, самопознания, рефлексивного самоизменения. Мы способствуем своим ощущениям, своему созерцанию, своему мышлению и наслаждению двумя путями: тем, что думаем о себе и тем, что пытаемся выйти за пределы своего «я».