Смекни!
smekni.com

Старовойтенко Е. Б. Современная психология : формы интеллектуальной жизни издательство «Академический проект» Москва 2001 (стр. 56 из 101)

Отметим тип припоминания, составляющий основу создания лучших текстов, концентрирующих и точно восстанавливающих историю жизни целой культуры, определенного социума или отдельного индивида. Изумляющая детальность, полнота и целостность памяти авторов (ученых, философов, литераторов) объясняется богатством «глубинных опор» сохранения, по которым, будто живым корням, стволу и ветвям, поднимается и распространяется к цветущей кроне воспоминаний их воспроизводящая энергия. Участие этих «опор» в воспроизводстве прошлого, как правило, растворяется в самой ретроспективной активности, но у некоторых творцов мы находим исключительно ценные рефлексии об опосредующих приемах воспоминаний. И вновь фрагмент из автобиографической эпопеи Марселя Пруста.

«Удрученный мрачным сегодняшним днем и ожиданием безотрадного завтрашнего, я машинально поднес ко рту ложечку чая с кусочком бисквита. Но как только чай с размоченными в нем крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул. Во мне произошло что-то необыкновенное. На меня внезапно нахлынул беспричинный восторг. Я, как влюбленный, сразу стал равнодушен к превратностям судьбы и безобидным ее ударам, к радужной быстролетности жизни…Откуда ко мне пришла всемогущая эта радость? Я ощущал связь между нею и чаем с пирожным, но она была бесконечно выше этого удовольствия, она была другого происхождения. Откуда она ко мне пришла? Что она означает? Как ее удержать?…Я пью еще одну ложку,…сила напитка уже не та. Ясно, что искомая мною истина не в нем, а во мне. Я оставляю чашку и обращаюсь к своему разуму… Я требую от него, чтобы он сделал усилие и хотя бы на миг удержал ускользающее ощущение….Я убираю от него все лишнее, приближаю к нему еще не выдохшийся вкус первого глотка и чувствую, как во мне что-то вздрагивает, сдвигается с места, хочет вынырнуть, хочет сняться с якоря на большой глубине, я ощущаю сопротивление и слышу гул преодолеваемых пространств…И вдруг воспоминание ожило. То был вкус кусочка бисквита, которым в Комбре каждое воскресное утро угощала меня, размочив его в чае, тетя Леония….И как в японской игре, все цветы моего детства, все почтенные жители города, их домики, церковь – весь Комбре, все, что имеет форму и обладает плотностью, - выплыло из чашки с чаем» ( 104, с. 42)

Средствами припоминания города детства, вовлеченными сначала в случайный и невольный, а затем в сознательно направляемый мнемический процесс стали:

- движение руки с ложечкой чая с бисквитом или действие героя;

- вкус и запах чая с бисквитом или модальные качества реальных предметов;

- переживание «беспричинного» восторга или чувство героя;

- ощущение связи между чашкой чая и переживанием радости или осмысление целостного образно – аффективного впечатления;

- открытие «я» и его усилий как условий воспоминания или повышение активности сознания;

- обращение к своему разуму или рефлексия героя;

- выделение в своем состоянии самого существенного или мысль героя.

Припоминание, как видим, свидетельствует о мастерстве закрепления своего прошлого в конструктивных, преобразующих процессах актуальной жизни. Оно же может служить способом сопротивления распаду деятельности в случаях регрессивных жизненных процессов, например, ухудшения интеллектуальных функций. Припоминание может моделироваться и как психотерапевтическая техника прояснения ключевых, конфликтных, травмирующих событий своего жизненного пути. Наконец, припоминание традиционно является прекрасным приемом развития мышления, памяти и воображения в школьном и университетском образовании.

Репродукции, вспоминания, припоминания, воспоминания, выступая мнемическими эффектами, могут психологически оцениваться по параметрам, указывающим на то, как совершилось запоминание и сохранение, что и в каком качестве из запечатленных материалов и сбереженных содержаний способно актуализироваться и сохранять свою перспективность.

Так, воссоздание отличается полнотой, если по объему смысловых единиц, вербальных обозначений или образных элементов оно в основном соответствует составу исходного материала. Воспроизведение характеризуется связностью при условии актуализации основных мыслительных соотношений между единицами мнемического содержания и между каждой единицей и содержательной структурой в целом. Можно говорить о точности воспроизведения, если актуализируются буквально все детали, фрагменты, связи и целое мнемического материала. Если же при воссоздании мнемических содержаний наблюдаются их изменения в сравнении с исходной формой, и эти изменения вызваны усилиями субъекта организовать, улучшить материалы памяти, имеет место преобразующее воспроизведение. Когда в воспроизводимом появляются элементы новизны, свидетельствующие об авторских оригинальных реконструкциях при запоминании и сохранении, актуализация мнемических содержаний становится творческой. Если воспроизведение эффективно участвует в развитии операций, процедур, способов и результатов практической деятельности субъекта, оно приобретает качество действенности. По критерию попадания в объективно и субъективно нужный момент активности, во внешне и внутренне необходимую ситуацию текущей жизни воспроизведение оценивается с точки зрения своевременности. Далее, мнемический эффект может вполне удовлетворять запросам настоящего, либо быть недостаточным и нуждаться в срочных дополнениях, либо заключать излишек содержаний, чрезмерно расширяющий границы актуальной деятельности. Здесь применяется параметр достаточности – избыточности воспроизведения. Наконец, если воссоздаваемое содержание не исчерпывает своего жизненного значения и будет впредь затребовано для решения задач приспособления, адаптации, освоения и производства нового, то воспроизведение обладает потенциалом пролонгированных повторений.

И еще несколько замечаний о воссоздающей активности памяти. Те из рассмотренных форм воспроизведения, которые предполагают сознательное, заинтересованное обращение к прошлому, могут обусловить появление в жизненном процессе феномена, обозначенного в гуманистической и экзистенциальной психологии как «работа с возможностями». Путем избирательного воспроизведения актуализируется опыт, отличаемый личностью по критерию его ценности для своих достижений и успеха в настоящем и будущем. Отношение субъекта к воспроизведению в его качестве влиять на ожидаемые и планируемые действия, поступки, творческие результаты, социальные роли и статусы так важно для организации жизни современного человека, что нельзя не остановиться на его типологических вариантах.

Во-первых, воспроизведение в формах воспоминаний, вспоминания, припоминания может быть для личности возможностью постоянного расширения своих связей с прошлым, которое, благодаря этому, приобретает высокую потенцию конструктивного включения в действительность личного настоящего и будущего. Однако, потенциал реализуется здесь ограниченно, частично. Большинство возможностей, найденных в прошлом, так и остаются атрибутами богатого, живого опыта личности, который в наилучшем случае находит выражение в авторских текстах.. В этом варианте личность-в-воспроизведении выступает «историком», «археологом» собственной жизни.

Во-вторых, активное сознательное воспроизведение может позволить личности использовать опыт для расширения и улучшения образов, идей, моделей, стилей эффективной в настоящем и долгосрочно планируемой деятельности. Прошлое «выжимается» в соответствии со все повышающимися ожиданиями к своим реальным жизненным результатам. Возможности, извлеченные из опыта, раскручиваются и расширяются за счет актуальных действий, порождающих все новые запросы к будущему и все более прагматичные установки на работу с прошлым. Такая личность, воспроизводя ценные содержания ушедшего, выступает «режиссером» своей наступающей жизни.

Третий типологический вариант представлен личностью, для которой всегда собственный опыт кажется лишь минимальной возможностью для выполнения множества замыслов, намерений, ожиданий Установка такая, что содержания прошлого должны постоянно актуально изменяться, неограниченно дополняться воображаемыми и мыслимыми элементами, так что опыт должен включаться в контекст будущего в преображенном состоянии. При этом могут теряться такие ценные качества прошлых душевных приобретений, как реалистичность, надежность, приемлемость для других. Иногда возможности, исходящие из прошлого, трансформируются в ограничения или даже «невозможности» в отношении к будущему. Однако, если указанная установка принадлежит творческой личности, ее вдохновения, интенсивности поиска, силы устремлений бывает достаточно для долгого непрерывного обновления способов, стилей и результатов деятельности. Здесь, работая с возможностями, заключенными в воспроизведенном опыте, человек становится «сочинителем». «художником» жизни.

Отметим, в заключение, что извлечение возможностей из содержания памяти, независимо от типа этого извлечения, является показателем того, что личность находится на линии жизненного роста, движения к пику зрелости. Отсутствие или угасание отношения к личному прошлому как источнику возможностей говорит о преобладании инерционных и регрессивных жизненных тенденций.