Смекни!
smekni.com

Старовойтенко Е. Б. Современная психология : формы интеллектуальной жизни издательство «Академический проект» Москва 2001 (стр. 57 из 101)

Теория памяти - теория скорее опосредующей, сквозной, чем самостоятельной психической активности - позволяет перейти к рассмотрению центральной функции в структуре интеллекта. Речь идет о мышлении, в процессах которого память играет роль хранителя и средства преобразующего синтеза сенсорно–перцептивных, образных и вербальных данных, участвующих в процессах порождения отдельных понятий, или «концептов», а также сложных мыслительных образований типа идей, теорий, научных систем.

6. МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

6.1. Мышление в структуре интеллектуальных явлений.

При изложении теоретических, феноменологических и эмпирических знаний, касающихся таких психических форм, как ощущения, восприятие, представление, о мышлении упоминалось в связи с динамическими включениями в различные познавательные процессы, с осознанностью чувственных и образных феноменов, и, наконец, с приданием познавательным эффектам свойств осмысленности, обобщенности, символичности и вербальности.. Мышление, оставляя перечисленным формам относительную свободу существовать в виде «домыслительных» или «внемыслительных» явлений, тем не менее проникает в их состав и интегрирует их как уровни единого интеллекта. ( 26 ) Иногда мыслительное присутствие имеет такое большое значение для зрелых образных репрезентаций, например, образов – символов, что определить, с каким именно феноменом имеем дело – представлением или мыслью – бывает достаточно сложно. В самом деле, «глубинная психология» – это точный научный термин, или художественная метафора, или изощренная образная интуиция Юнга?

При определении мышления как важнейшего самостоятельного элемента в структуре психики, принято указывать на такие его особенности, как развитие на сенсорно–образной основе; обратимость мыслительных действий; опосредованность - отвлеченность –обобщенность или «концептуальность»; оперирование классами, категориями и системами объектов; речевую форму существования, выражения и передачи; сложный операциональный состав, включающий такие «эксклюзивные» операции, как извлечение противоречий в знании и их синтез; увеличение на множество порядков познавательных и деятельностно - преобразующих возможностей индивида; обеспечение логического самопознания и рационального самоизменения.

Подобно сенсорно – образным формам, мышление обнаруживает себя во всех «срезах» психической жизни: от процессуального до личностного. Основные способы существования мышления сводятся в континуум, уже известный нам по предыдущему рассмотрению. Однако, вследствие значительного усложнения феномена он содержит некоторые новые элементы

1. Мышление является важнейшей составляющей в общей динамике психики, развертывается в виде активности, процесса, последовательности операций и действий, деятельности.

2. Мыслительный процесс порождает, генерирует, производит продукты или эффекты мышления, которые организуются в единую концептуальную систему или систему понятий, мыслей, идей, знаний, оформленную на уровне вербального и вербально – символического кодирования.

3. Мыслительный процесс может направляться на установление связей «я» с проживаемыми психическими состояниями и впечатлениями, в том числе, актами самого мышления; в этой роли, в частности мысли- -о- мысли, он становится процессом сознания.

4. Мышление в процессуально – продуктивной динамике обеспечивает поддержание, развитие многих жизненных связей и отношений индивида, приобретая и реализуя разнообразные мыслительные функции.

5. Функциональная эффективность выявляет еще одну необходимую ипостась мышления - существование как внутриличностного мыслительного потенциала, то есть «умственных задатков», а также развивающихся умственных способностей, одаренности.

6. На пути осуществления мыслительного потенциала и способностей формируются качества «личности мыслящей», указывающие на устойчивые индивидуальные особенности проявления ее «ума», к примеру, быстрота и гибкость мышления, креативность, проблемность, рефлексивность , продуктивность и т. д.

7. Функционально ориентированный, результативный процесс мышления, имеющий «стилевые» характеристики в соответствии с мыслительными способностями и качествами ума личности, должен найти адекватные формы презентации для достижения своего социально требуемого «диалогизма» (14; 76); мысль-для-других выражается символически, схематически, в речевой и смешанной формах.

Между всеми названными способами существования мышления есть множество хорошо изученных гармоничных отношений взаимной детерминации, причинно –следственных связей и отношений однозначного соответствия. Лучше всего они обнаруживаются в онтогенетических и социогенетических процессах. Но не менее очевидно, что между ними могут быть выявлены и многие конфликтные соотношения, объясняющие, к примеру, низкую результативность тонко организованного мыслительного процесса, или «невидимую» в процессах и результатах мышления умственную одаренность, или не находящие достойных форм социального выражения мыслительные способности, или слабое влияние развитого мышления на активность и глубину осознания текущей жизни. Несформированность и конфликтность различных ипостасей мышления усиливается, по-видимому, и за счет зависимостей каждой из них от чувственно – образной основы, которая также, как отмечалось, имеет сложную процессуально – продуктивно – функционально – качественную структуру.

Исследование связей мышления с сенсорными, перцептивными, образными явлениями вполне традиционно в психологии и не зависит от того, изучается ли «ставшая», зрелая мысль, или ее антропогенез, или особенности ее онтогенеза. С учетом этих связей и часто посредством прямого сравнения мысли с образами представлений обосновывается специфика мышления. В частности. такой прием был использован Л. М. Веккером в его недавней работе «Психика и реальность».

Основываясь на традиции и новых идеях, предлагаем еще одну концепцию психологической специфики мышления. Интегрируя различные модели, она напоминает «модель моделей».

Прежде всего, современный подход к мышлению предполагает его расширенную трактовку как одновременно «познавательной», «когнитивной», «интеллектуальной» и «ментальной» формы психики. Удержание данных определений при исследовании феноменов мышления позволяет прийти к множеству нюансов в их понимании и сохранить единый методологический контекст любых объяснений и интерпретаций.

Понятием «познавательная форма» чаще всего подчеркивается свойство мыслительной деятельности добывать и структурировать сложные психические данные о мире и субъекте; понятие «когнитивная форма» обозначает свойство мышления быть системой, организацией или структурой добытых знаний о мире и субъекте; понятием «интеллектуальная форма» акцентируется его свойство быть для познающего и знающего субъекта эффективным функциональным средством жизненной адаптации, становления и самореализации в мире, а также возможность мышления развиться в виде способностей и многих других личностных качеств субъекта – интеллектуала, категория «ментальная форма» открывает сущность мышления как важнейшего аспекта и целостнообразующего фактора духовного опыта и ценностных жизнеотношений субъекта. Перечисленные понятия могут применяться и в качестве различительных, и в качестве относительно тождественных определений.

Критериями сравнительного выявления специфики мышления выступают: детерминация, процессуальная структура, содержательно- продуктивный и функциональный аспекты. Подробнее остановимся на детерминации, которая в разделах, посвященных образным формам, не была специальным предметом рассмотрения, а также на проблеме функций мышления, недостаточно освещенной в известных исследованиях мыслительной деятельности.

Детерминация мышления.

Как отмечалось, существенными детерминантами «домыслительных» явлений психики являются особенности нейро - физиологической организации индивида, возможности его двигательной системы, предметная структура жизненной среды, социально – культурные воздействия, влияния со стороны личностных свойств индивида и его «я», соотношение сознательного и бессознательного планов. Весь указанный спектр детерминант представлен и на уровне мышления, однако, ярко проявляется эффект «скачка» в сложности и качественных составляющих основных условий развития и существования мысли.

Детерминация мышления, если брать ее не в абстрактно онтологическом или гносеологическом планах, открывается при анализе предпосылок и условий, складывающих в индивидуальной жизни для развития и преобразования мыслительной активности. Они взаимосвязаны, динамичны, гибко изменяются при обратных влияниях самой мысли, образуют своего рода «контур детерминации мышления». Остановимся на его основных составляющих.

Во–первых, с самого начала вовлечения индивида в общение с другими людьми мышление позволяет ребенку выйти за границы сенсорно – перцептивной ассимиляции биологически значимых воздействий, выделить «другого» как важный объект среды, отделить и отличить себя от других, отнестись к ним как «особенный» к «особенным» и действовать определенным социальным образом. Он действует социально в поисках знаний, которыми владеют другие, для достижения понимания ими его желаний и позитивных ответов на них. Он направляет свою мысль к выявлению тех свойств окружающих, которые привлекают или отталкивают, к рациональному обмену и уподоблению тем, с кем ребенок чувствует сродство, к принятию и присвоению оценок других, адресованных ему. Он стремится в мысли к со-единению ради познания и обнаружения жизненных возможностей, а также к утверждению в среде других своей индивидуальности средствами вербально -интеллектуальной культуры. Это многонаправленное движение к диалогу и единству с другими людьми, совершаемое посредством мышления, может быть определено как отклик на социальный запрос и как проявление общей социальной детерминации индивида на уровне его мыслительного развития.