Ощущение течения, ритма, одновременности процессов внешнего мира и ощущение внутреннего времени (длительности, поступательности психической жизни) представляют для психологов две относительно самостоятельных формы временной сенсорики. Данные психологических экспериментов показывают, что интервалы объективного времени при их непосредственном проживании оцениваются индивидами с теми или иными субъективными искажениями.
Не менее, чем ученых, соотношение данных временных форм интересуют философов, художников, поэтов. Например, соединение ощущений внешнего и внутреннего времени постигается на уровне философско – художественных интуиций как чувствование индивидом само-присутствия и конечности «я» в мировом временном потоке, а их разделение - как отпадение от всеобщего времени бытия.
Индивидуальная связь с объективным временем может уступить силе субъективного ощущения пребывания «вне времени». Этой силе К.Г .Юнг дает характерные архетипические объяснения. Например, в описаниях архетипа Матери, он подчеркивает самоощущение вечности, присущее женщинам:
«Каждая женщина простирается назад - в свою мать и вперед - в свою дочь. Это участие и смешение порождают неопределенность в отношении времени: женщина живет раньше как мать, а позже как дочь. Сознание этих связей порождает ощущение, что ее жизнь простирается над поколениями - первый шаг к непосредственному переживанию и убеждению в пребывании вне времени, что несет с собой и чувство бессмертия.» ( 184)
Второе. По основанию сенсорной данности объектов или самого субъекта различаются экстрацептивные и интроцептивные ощущения. Сенсорные впечатления об объектах возникают, угасают и взаимоперетекают в непрерывном стимульном (оптическом, акустическом, физическом, механическом и т.д.) воздействии на субъекта, заключая в себе момент отделенности «самости» или «я» от иного, другого. Интроцептивные ощущения (тактильные, болевые, температурные, проприоцептивные, органические или соместезии), а также ауто-направленная сенсорика (зрительная, слуховая, обонятельная и т.д.) соединяются в сложном самоощущении, составляющем чувственную предпосылку самосознания.
Древность корней самоощущения дает себя знать в своеобразном слиянии внешней и внутренней чувственности, при котором отсутствует субъект - объектная разделенность. По этому признаку Мартин Бубер находит сходство между архаичным человеком и поэтом. Вещи запечатлеваются ими не в их отвлеченных свойствах, а в их непосредственном «превращении» в самого ощущающего.
«Человек не думает о луне как таковой, какой он видит ее каждую ночь, ибо то, что он помнит, не есть ни образ блуждающего светящегося диска, ни образ ассоциирующегося с этим диском демонического существа, - он помнит непосредственный эмотивный образ, лунную жидкость, протекающую сквозь тело.» (Цит. по: 69, с. 36)
Третье. Ощущения различаются на основании их связи с различными формами существования и движения материи в их взаимозависимости и взаимных переходах. По замечанию Б.Г. Ананьева, обращает на себя внимание дублирование сенсорных функций, связанных с одной и той же формой, но с разными ее свойствами и отношениями. Так, например, тактильные, вибрационные, мышечные, вестибулярные ощущения связаны с определенными моментами и свойствами механического движения тел, в том числе и тела человека. Зрительные, слуховые, вибрационные, температурные связаны с различными способами молекулярного движения, а обоняние и вкус - с химической природой вещества и химической реакцией веществ. Соместезии и вкусовые ощущения определяются биологической формой существования и движения материи. ( 5 )
Четвертое. Сенсорные явления дифференцируются также по генетическому основанию: признакам возникновения в филогенезе, подверженности культурно - историческим изменениям и влияния на онтогенез психики Например, выделяются протопатическая и эпикритическаяя чувствительность (Г.Хэд). Первый тип ощущений описывается как глубинный, генетически ранний, слабо сознательно представленный, сильно аффективно окрашенный, обладающий яркой побудительной и активирующей ориентацией, характеризующийся сенсорно - эмотивно - моторной нерасщепленностью, мало подверженный культурным влияниям и имеющий незначительную индивидуальную вариативность. Сюда относятся органические ощущения (голод, жажда, удушье, сексуальная чувствительность и т.д.), а также смутно переживаемые следы ныне отмирающей чувствительности, которая в некоторых случаях проявляется в феноменах необычной сенсорики, например, ощущении «своего места» или чувстве воздействия «тонких энергий». Легко улавливавшиеся древними людьми, воздействия такого рода почти недоступны обыкновенной человеческой рецепции.
В автобиографических записках К. Кастанеды находим свидетельства, что в предметной обстановке актуального пребывания человек особыми сенсорными усилиями может обнаружить «пятно счастья», то есть место, где улучшается его самочувствие, открываются высшие способности. Автор описывает, как он под руководством учителя-индейца в поисках «пятна» несколько часов подряд тщательно, в состоянии напряженного вчувствования обследовал пол темной веранды дома.
«Наконец, темнота вокруг изменилась...вся периферийная зона поля зрения становилась блестяще окрашенной однообразным зеленовато-желтым цветом.. Эффект был поразителен.» ( 68, с 14)
Эпикритическая или новая чувствительность определяется как строго специализированная, культурно детерминированная, ориентированная на познавательную и регулятивно - практическую функции, доступная осознанию и открытая к индивидуальному развитию Ее составляют и совершенствуют видение и создание видимого, слышание и творение того, что может быть услышано, изысканное обоняние и порождение мира запахов, утончение вкусовых ощущений и созидающая рука.
Различение архаичных и современных ощущений может быть гипотетически дополнено классом сенсорных явлений, которые сегодня говорят об избыточных ощущающих возможностях отдельных людей, а в будущем, возможно, будут нормой чувствительности многих. Они называются «сверх – сенсорными» и по-видимому сообщают о реальной связи человека с теми сторонами бытия, которые не утверждаются сегодня даже высшим по общекультурным мерам мышлением, оставаясь «немыслимыми». Отсюда затруднения с сознательной репрезентацией таких впечатлений, беспомощность доказательств их проживания. В попытках выразить, объективировать себя, экстрасенсорика находят иногда примитивные, малоубедительные для ratio репрезентации. И тем не менее. их сигналы о неоткрытых бытийных свойствах (нарождающихся или бывших всегда) нуждаются во внимании и понимании психологов.
Пятое. Ощущения различаются по их связи с деятельностью специализированных органов чувств. Так, по систематизации Милнера
(95), вкусовые ощущения анатомически соотносятся со вкусовыми «луковицами», расположенными на поверхности языка. Орган вкуса имеет проекции в таламусе и соматосенсорной коре головного мозга.
Обонятельные ощущения обеспечиваются активностью обонятельных рецепторов, находящихся в обонятельном эпителии, выстилающем верхнюю часть полости носа. Орган обоняния проецирован в передний мозг, к миндалевидному ядру и лежащей над ним коре.
Соматосенсорная чувствительность: кожные ощущения давления, прикосновения, боли, температуры, зуда, вибрации; статические и кинестетические ощущения; ощущения состояния внутренних органов - имеют своей рецепторной основой чувствительные клетки, рассеянные по поверхности кожи, сосредоточенные в суставной и мышечной ткани органов движения, на поверхности языка и слизистой рта, расположенные в органах и тканях сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и других вегетативных систем. Перечисленные группы чувствительных клеток не имеют жесткой сенсорной специализации и часто отвечают за несколько типов чувствительности, как например, рецепторы с инкапсулированными окончаниями на ладонях и подошвах. Периферия соматосенсорики имеет свое центральное представительство в ретикулярной формации и таламусе, в коре мозжечка, в соматосенсорной коре больших полушарий.
Зрительные ощущения определяются активностью светочувствительных клеток сетчатки глаза (полочек и колбочек). Центральная регуляция зрительной рецепции осуществляется на уровнях латеральных коленчатых тел и зрительной коры больших полушарий.
Слуховые и вестибулярные ощущения возникают при стимуляции рецепторов, локализованных в улитке и вестибулярном аппарате перепончатого лабиринта височной кости. Наружной частью органа слуха является ушная раковина. Мозговая часть слухового и вестибулярного органа представлена таламусом и слуховой корой больших полушарий мозга.
Шестое. На основе обладания специфическими качествами, или модальностями, ощущения рассматриваются в их особом психическом бытии, в качестве внутренне проживаемых, переживаемых, сознаваемых, хорошо дифференцированных впечатлений – феноменов. По признаку модальности ощущения делятся на:
зрительные впечатления - данность светлоты, цвета, прозрачности, приятности оттенков источника;
слуховые впечатления - данность звучания, а также высоты, громкости, распространения звука;
осязательные впечатления - данность касания, тяжести, укола, давления, боли, теплоты;
обонятельные впечатления - уловление запахов в их специфических оттенках, насыщенности, доставляемом удовольствии;