Смекни!
smekni.com

Старовойтенко Е. Б. Современная психология : формы интеллектуальной жизни издательство «Академический проект» Москва 2001 (стр. 8 из 101)

вкусовые впечатления - данность специфической «вкусноты», удовольствия «вкушать», остроты вкуса и т.д.;

органические и кинестетические впечатления - впечатления о внутрителесном комфорте и боли, о телесном движении, осанке, походке, динамической пластике тела и т.д.

Специфическое качество ощущения С.Л. Франк удачно определил как «присутствие конкретного имманентного материала, который лишь в процессе суждения отождествляется с определенным идеальным предметным содержанием, но, как таковой, совсем не совпадает с ним.» (130, с. 454)

Феноменологическим продолжением о «материале» ощущений, звучат рефлексии Дж. Джойса.

«Неотменимая модальность зримого.... Хотя бы это, если не больше, говорили моей мысли мои глаза...Я здесь, чтобы прочесть отметы сути вещей: всех этих водорослей, мальков, подступающего прилива, ржавого сапога. Сопливо-зеленый, серебряно-синий, ржавый: цветные отметы... Пределы прозрачности...» (52, с.31)

И далее - о первых осязательных, слуховых, зрительных феноменах утра.

«Движение воздуха, утренние петухи в отдалении, церковные колокола с разных сторон, вокализы пернатых, одинокие шаги раннего путника, зримое распространение света незримого светила, золотой краешек воскресающего солнца...» ( 52, с. 489)

В приведенную классификацию условно встроена другая, различающая впечатления о близком контакте - слиянии с источником, впечатления об отстоящем источнике и впечатления, погруженные в я -источник. Однако, лишь вкусовые, осязательные, органические, кинестетические ощущения можно однозначно отнести к одной из категорий. Остальные виды чувствительности могут быть и «контактными», и «дистантными», и «включенными».

Седьмое. На основании представленности - непредставленности в сознании выделяются следующие разновидности сенсорики:

- ощущения, которые, совершаясь, включены в несознаваемый сенсорный фон активной жизни индивида или происходят в условиях общего снижения сознания либо сна: внесознательные ощущения;

- ощущения, которые появляются в форме смутной сенсорной данности и не различаются, а, скорее, интуитивно учитываются в бытии здесь и сейчас: предсознательные ощущения;

- ощущения, входящие в актуальную структуру ясно сознаваемых душевных содержаний и фиксируемые индивидом как значимые: сознательные ощущения;

- ощущения, проживаемые и понимаемые как необычный сенсорный опыт, интуитивно оцениваемые в качестве высших, выводящих за пределы возможного, свидетельствующих об исключительности и избранности ощущающего: сверхсознательные ощущения.

Для человека одинокого и боязливого легкий шорох за темным окном становится напряженно фиксируемым впечатлением. Тот же шорох будет едва отмечен человеком, увлеченным оживленной беседой с другом. И он же сольется с общей музыкой ночи для поэта, ищущего в природных ритмах гармонию слов. Если же этот шорох немыслимой силой стиха будет превращен в ощущение чуткого слушателя, тот может прожить его как скользящий шаг Королевы Ночи.

В рассмотренных классификациях видна многосторонность конкретного ощущения, зависящая от разнообразия его ролей в индивидуальной жизни.. Богатство ролей, в свою очередь, связана с множественностью жизненных преобразований и форм ощущения..

2.4. Жизненные трансформации ощущения.

Исходной формой индивидуальной сенсорики является общее свойство ощущать и свойство дифференцированных ощущений. Данные свойства составляют в норме сенсорный потенциал, который реализуется и в спонтанном онтогенетическом развитии индивида, и в его социально -направляемом становлении, и в саморазвитии. Потенциал может быть более или менее мощным, обещающим определенную утонченность сенсорики и осуществленным с той или иной полнотой. Большие врожденные возможности определенного вида чувствительности выступают сенсорными задатками (тонкий слух, свето - цветовая впечатлительность, обонятельная или осязательная чуткость и т.д.).

Вызванность потенции к реализации проявляется в непрерывно действующих влечении к ощущению и готовности ощущать, которые ориентируют субъекта на поиск сенсорных сигналов, знаний, знаков, впечатлений, феноменов. Субъективная предуготовленность к ощущениям в условиях адекватной сенсорной стимуляции переходит в процесс ощущения, имеющий свои временные, скоростные, силовые, модальные характеристики, а также параметры эффективности, зрелости, завершенности.

В процессе ощущения рождается сенсорный эффект или собственно ощущение как сенсорная данность источника. У сенсорного эффекта есть особые показатели, определяющие его жизненное значение: адекватность - неадекватность, элементарность - сложность, модальные чистота -смешанность, слабость - интенсивность, безэмоциональность – эмоциональная насыщенность, кратковременность субъективной фиксации - - длительность фиксации, абстрактность - конкретность, осознанность - бессознательность и т.д.

Сенсорный эффект проходит в жизненной динамике множество внутриличностных метаморфоз, в частности, становится содержанием сенсорной памяти, переходит в состав сенсо - моторной реакции, растворяется в образах восприятия, служит сенсорному обогащению понятийного знания. Кроме того, сенсорный эффект может найти внешнее выражение в результатах и продуктах индивидуальной деятельности: в высказанном или написанном слове, в изображении, в информационном сигнале, в созданной вещи, в жестах общения, в пластическом самовыражении и т.д.

Устойчивость и повторяемость индивидуально значимых сенсорных феноменов детерминируют зрелую потребность ощущать, направляющую индивида на расширение, обогащение, избирательность ощущений, на формирование доминирующей чувствительности в структуре сенсорного типа данного индивида. Если сенсорная потребность полноценно реализуется и прогрессирует, полно выявляются определенные сенсорные задатки, а чувствительность все более влияет на успешность и уровень деятельности, общения, творчества человека, то можно говорить о развившейся сенсорной способности. Так рождаются уникальные ощущения музыканта, художника, мастера пластических искусств, ощущения пользователя информационных систем и оператора, ощущения дегустатора, целителя и, может быть самое ценное в этом ряду - ощущения любящего, любимого, ощущения верующего.

Заметное при специальном наблюдении преобладание сенсорных способностей и установок в общем отношении личности к себе и миру явилось основанием открытия К. Г. Юнгом особого психологического типа – «ощущающего». Нужно учесть, правда, что при переходе к личностным определениям сенсорики очень трудно отделить в сложном процессе единой жизнедеятельности собственно «сенсорное» от «перцептивного» и потому ощущающий тип является по сути ощущающе - воспринимающим.

Сенсорные компоненты и сенсорные доминанты личности служат в динамике общечеловеческой жизни факторами индивидуального приспособления к миру, самоосуществления в мире и изменения мира. В этом проявляют себя конечные, предельные формы бытия-в-ощущениях.

Все промоделированные трансформации ощущений находятся в зависимости от действий индивида, направленных на расширение пространственной и на организацию временной связи с жизнью. Стихийная «фаустовская жажда» вечно юной чувственности заставляет нас снова и снова, действуя, погружаться в состояние сенсорного поиска и активный сенсорный процесс.

2.5. Сенсорная активность.

Это понятие вводится в теорию ощущений, чтобы подчеркнуть не - пассивную, не - рецептивную позицию ощущающего и сложность процесса ощущения, имеющего в своем составе множественные динамические включения.

Любая человеческая активность предполагает многоплановую детерминацию, начиная от ее стимуляции и заканчивая силами ее саморазвития и саморазвертывания. Конкретная ощущающая активность одновременно является моментом непрерывного глобального процесса психической жизни, моментом совершающейся в данной ситуации адаптационной, когнитивной или регулятивной деятельности и моментом общего сенсорного «среза» названных процесса и деятельностей. В качестве общих детерминантов она имеет предысторию освоения всех когда-либо встреченных индивидом предметных источников, особенности общего стиля оформления и удержания им предметных содержаний, фактор создания индивидом источников ощущений, установку индивида на получение сенсорных впечатлений внутри ведущей для него деятельности. Последняя может совершаться ради познания, сближения с другими людьми, творчества, обладания прекрасным, переживаний счастья, самоактуализации и соответственно мотивировать ощущающую активность.

Если отвлечься от имплицитной и опосредованной детерминации, то в прямом наблюдении обнаруживается зависимость сенсорной активности от предметных источников, действующих здесь-и-сейчас и либо внезапно вторгающихся в мир «я», либо привычно появляющихся в нем, либо специально создаваемых я-для-себя. Когда же сенсорная стимуляция ограничивается во всех этих возможностях, то есть возникает ситуация «сенсорной депривации», ощущающая активность находит обходные пути - обретает стимульные заместители в мире грез, воспоминаний и кажимостей.

Отдаленная и ближайшая обусловленность является первой характерной чертой сенсорной активности. Вторая черта - это своеобразное течение ощущения, при котором оно принимает проникающие влияния телесно-поисковой, нервной, разнородной психической и реактивно-моторной активностей индивида. В этом сложнейшем сенсорном процессе индивид субъективно превращает «предметность» в предметное психическое содержание, где данность отдельного эмпирического свойства источника включает, например, обобщенно-образные и абстрактно-мыслительные данные.