Смекни!
smekni.com

Старовойтенко Е. Б. Современная психология : формы интеллектуальной жизни издательство «Академический проект» Москва 2001 (стр. 9 из 101)

Выделим основные психические включения в сенсорную активность:

1) образование перцептивных впечатлений о предметных структурах, содержащих источники ощущений;

2) актуализация представлений о прежних ощущениях, подобных актуальному;

3) эмоционально-оценочная активность, сообщающая сенсорике модус

удовольствия-неудовольствия;

4) понятийно-логическая активность, осуществляющая категоризацию

ощущения;

5) речевое обозначение испытываемого ощущения;

6) общая активность сознания, делающая все отмеченные процессы в их

соотнесенности с предметом интегрированными, эффективными,

устремленными к единой цели: я - проживанию дифференцированного

ощущения.

Красный платок Джулии Ламберт, героини Моэма, когда он волшебно возникает на сцене перед изумленными зрителями в руках этой великой актрисы, приковывает взгляды как вызывающе яркое цветовое пятно на более тусклом фоне, как великолепный оттенок красного на волнующемся лоскуте шелка, как одно из лучших красных видений, испытанных зрителем в жизни, как тревожное, восхитительное и томящее цветовое впечатление, как опыт встречи с идеальной «краснотой» вещи.. ( 97)

Еще одной чертой сенсорной активности является двойственность ее динамики. С одной стороны, она выступает в виде спонтанного самодвижения диффузных, едва различимых чувственных состояний, с другой, улавливается, направляется и организуется сознанием. В первом случае индивида «охватывают» ощущения, во втором - он «имеет» и «знает» свои ощущения.

С. Франк приводит несколько ситуаций погружения человека в бессознательную стихию сенсорно - чувственных состояний.

Вот мы в полудреме. Неуловимое в своей прихотливости и измнчивости многообразие ощущений без остановки протекает в нас, как капли воды в текущей реке, и вместе с тем слито в одно неразрывное, непреходящее бесформенное целое.

Или мы в состоянии сильнейшего возбуждения. Мы теряем здесь типичные черты нашего обычного, нормального сознания: ощущения пространства и времени, внешнего мира, нашего «я». Вместо них - бурный водоворот неудержимо несущегося потока чувственности.

Или - состояние бреда, когда утрачивается понимание предметного значения ощущений. Нас приковывают, мучают яркие цветовые пятна, назойливые звуки и шумы, устрашающие смутные образы, гнетут ощущения головокружения, тошноты, замирания сердца. Причем, в непосредственном проживании все эти формы чувственности взаиморастворены и наплывают тяжелой темной волной. (130)

Однако, более, чем неотделенность от стихии ощущений, человеку свойственно осознанное отношение к ним. Очевидна разная степень присутствия и влияния сознания на сенсорную активность.

1. Сознание на своей периферии нечетко, мимолетно фиксирует ощущение.

2. Сознание случайно улавливает в свой фокус сенсорное впечатление и отчетливо фиксирует его.

3 Сознание в своей предметной направленности ищет сенсорное впечатление, фиксирует его и удерживает в своем фокусе.

4. Сознание активно «работает» с ощущением, способствуя его преобразованиям, улучшению.

5. Сознание направляется на интенсивное проживание ощущения, с тем, чтобы впоследствии угаснуть при я - растворении в нем.

Осознанность ощущений является существенным признаком их я -овладения или субъектности. Другим признаком выступает действенно-практическая сторона ошушающей активности.

Действенный план процесса ощущения сложно структурирован.. Его, в частности, составляют: общее телесное напряжение в процессах сенсорного поиска и сенсо-моторного реагирования; избирательная активность органов движения, вызывающая ощущения и отвечающая на них; динамические системы рече - движений, движений глаз, движений рук и т.д., снимающих интегральные информационные данные о среде жизни; хорошо скоординированные микро-движения многих органов, обеспечивающие сенсорное регулирование сложной предметной деятельности. Сознательно - деятельностное опосредование позволяет ощущающей активности усовершенствоваться до уровня сенсорных открытий, тонкостей сенсорного общения, исключительного чувствования другого человека и уникального самоощущения.

Сенсорная активность порождает сенсорный феномен, сенсорную данность источника, или сенсорное «знание» - явления одного порядка, относящиеся к эффектам ощущения. Аналитическая модель их эмпирических характеристик составит предмет дальнейшего рассмотрения.

2.6. Характеристики сенсорного эффекта.

В фиксации покоя и схватывании движения источника и в собственном движении относительно источника субъект открывает его чувственные константы, а именно, положение в пространстве, перемещение, длительность действия, силу, качества. и субъективную значимость. (5; 26; 27; 37)

Сенсорная данность пространственной локализации источника связывается современной психологией с превращением чувственных проекций множественных исследовательских действий относительно предмета в единые одновременные структуры его близости - удаленности, направления относительно ощущающего, смещения вправо - влево и т. д.

«Временная последовательность компонентов образа траектории движения преобразуется в симультанную структуру и формирует одновременную схему слухового, зрительного, обонятельного, тактильного и т.д. пространства.» (26, с.150)

Это прежде всего касается локализации источников во внешне - предметном мире. Иные особенности, скорее не объясненные, а описанные психологией, свойственны локализации внутри-телесных и внутри-психических источников. Так анатомо-физиологическое пространство тела, структурно оформившись для индивида в проприоцептивных, органических и т.д. ощущениях, непрерывно информирует его о текущем состоянии, целостности, изменениях телесных органов и систем. Ощущение боли является при этом способом наиболее прямой и точной локализации источника телесного возмущения.

«Способ, каким при болезнях человек получает новое знание о своих органах, является, может быть, типичным способом того, как вообще складывается представление о своем теле.» ( 133, с. 432)

Убедительные данные о сенсорных сигналах внутри-психического пространства найдены глубинной психологией К.Г. Юнга и его последователей. С. Гроф, моделируя события расширения сознания, показал необычную отнесенность «внутреннего к внутреннему», точнее, ощущающего «я» к архетипическому содержания бессознательного..

«В психоделических состояниях и при других необычных переживаниях можно испытать драматичные эпизоды самого разного рода, причем с живостью, реальностью и интенсивностью, сравнимыми с обычным восприятием материального мира или превосходящими его. Хотя зрительный аспект этих эпизодов стоит, пожалуй, на первом месте, надо сказать, что вполне реалистичные переживания могут быть и во всех других сенсорных областях. Иногда отдельные мощные звуки, голоса людей или животных, интенсивная физическая боль и другие соматические ощущения или отчетливые вкус и запах могут доминировать в переживании или играть в нем важную роль.» (42, с.49)

Другие критические явления сенсорной локализации в психическом пространстве гипотетически соотносятся с состояниями творческого фантазирования, сна, медитации и эйдетическими феноменами.

Сенсорная данность перемещения в системе субъект - предметный источник связана с уловлением, по мере движения, динамического контура изменений локализации источника во внешнем пространстве. Внешние события обретают форму текущих событий сенсорного пространства. Роль движений тела в возникновении сенсорной данности перемещений источника указывает на особую значимость кинестетического опосредования динамики ощущений..

Сенсорная данность длительности источника гипотетически детерминирована длиной континуума последовательных сенсорных действий, совершенных ради адекватного ощущения, периодом телесного напряжения при удержании ощущения, длительностью сознательной фиксации ощущения в его связи с предметом. Объективная точность времени действия источника «искажается» присутствием в ощущении особой внутренней длительности включенных в сенсорный процесс психических процессов: апперцептивных, мнемических, мыслительных. Время сенсорной зависимости от действия источника может раствориться в длительности внутреннего проживания ощущения.

По-видимому, подобную относительность сенсорного уловления объективного времени имел в виду Э. Гуссерль, когда впечатление-в-настоящем о красном объекте определил как «континуум ощущений вида «красное» восходящее к идеально чистому красному». (44, с..43) Потеря ощущением объективной длительности, зависящей от временных параметров источника, может приобретать, по мысли А. Бергсона, абсолютный характер, если мы имеем дело с «чистой длительностью» индивидуальной душевной жизни. Здесь наше «я» не делает различий между наличным ощущением и теми, что ему предшествовали; «я» не знает, что испытывает ощущение и последнее оказывается слитым с единым психическим потоком. (16, с. 93 )

Интенсивность ощущения находится в непрямой связи с объективными силовыми характеристиками источника. В частности, она опосредована интенсивностью периферической реакции анализатора на стимул. Эта реакция, согласно достаточно распространенному в физиологии взгляду, является логарифмической функцией силы раздражителя. Согласно знаменитому закону Вебера – Фехнера, подобная математическая зависимость существует также между физической силой раздражителя и субъективной величиной ощущения.

В дополнение знаний о количественных зависимостях сенсорной интенсивности от параметров физических и физиологических процессов существуют феноменологические концепции ее качественных связей и составляющих.