В рефлексивной развертке августиновского текста можно различить два плана. Первый составляет открытый исповедальный рассказ, проблемный и страстный, в каждом высказывании которого совершается конструктивный шаг в самопрояснении, план, похожий на стремительный поток ответов тайному голосу «я». Второй – неявный, закрытый, но задающий логику, поисковый характер и высокое напряжение первого плана - подтекст непрерывного самовопрошания. Расширяющаяся реконструкция вопросов знаменитого теолога к себе, многие из которых давно вошли в европейскую культуру рефлексии, во все времена актуальна для гуманитарных наук и практического самопознания.
Последуем вновь к самим себе за Августином.
Откуда я пришел сюда, в эту жизнь?
Был ли я кем-нибудь до рождения?
Есть ли во мне тот, кто сам создает себя?
Что я любил?
Что я ненавидел?
На что направлял я свои способности?
Внешняя или внутренняя жизнь привлекала меня?
Желал ли другим то, чего не желал себе?
Обманывал ли я, ради чего?
Отчего я страдал?
В чем ошибался?
Нравился ли я себе?
Что было моим падением?
Что увлекало меня?
Ради чего я шел на проступки?
Чьих осуждений я боялся?
Что сделал для меня отец ?
Для чего родители предоставляли мне свободу?
Что желала мне мать, что сделала для меня?
Как переживал я свою испорченность и падение?
Почему мне были приятны мои проступки?
Что влекло меня к другим?
Как я относился к любви?
Любил ли я вымысел, театр, поэзию?
О каких достижениях я мечтал?
К чему стремилось мое тщеславие?
В каких делах я преуспел?
Кто оказывал на меня наибольшее влияние?
Кто были мои друзья, что нас объединяло?
Каковы были мои потери?
Боялся ли я смерти?
Кого я любил так, словно никогда не мог потерять?
Почему я покинул родные места, куда, зачем уехал?
Что казалось мне прекрасным?
Кем я восхищался, в ком нуждался?
Какие похвалы хотел я слышать в свой адрес?
Кто нравился мне из сильных мира сего ?
Какие идеи и умственные занятия захватывали меня?
Любил ли я деньги?
Кто был человеком, оказавшим на меня наибольшее влияние?
Кого я считал счастливым?
К чему я стремился, каких благ я хотел?
Что давалось мне особенно трудно?
Во что я верил?
Что смог сделать из себя?
Кто и в чем разочаровал меня?
С кем авторитетным искал я встреч?
Что я ценил в других людях?
Что мне мешало работать?
Когда я бывал счастлив?
О ком я заботился?
Кто любил меня?
Для кого я был авторитетен?
Случалось ли мне избавляться от пороков?
В чем я сомневался?
Искал ли я поддержки влиятельных людей?
Как хотел я устроить свою жизнь?
Что доставляло мне наибольшее удовольствие?
Как понимал я свободу и свободную жизнь?
Под властью каких страхов я жил?
Какие способности я развил в себе?
Что есть исток плохого во мне?
Искал ли я истину?
Хотел ли я понять, что есть зло?
Шел ли мыслью в глубину свою?
Думал ли я, что есть добро?
Изменил ли я свою жизнь, в чем состояли эти изменения?
Какие испытания довелось мне пережить?
Какие мучительные противоречия находил я в жизни и в себе?
За что я осуждал себя?
В чем я искал и находил опору?
Что больше всего заполняло мою жизнь?
О чем говорила мне моя совесть?
Чувствовал я себя единым или разделенным?
Чего я желал постоянно?
Что было для меня наибольшей радостью?
От чего я отказался в своей жизни?
Как изменились мои мысли и отношение к себе?
С кем мы были единодушны?
Какие беды постигали меня?
Для кого моя исповедь?
Есть во мне то, чего не знаю о себе?
Что люблю я?
Спрашивал ли я себя: «кто ты?», что отвечал?
Что чаще всего вспоминаю и о чем думаю?
В чем состоит моя работа над собой?
Как мне искать счастливую жизнь?
Какие противоречия есть во мне?
На что надеюсь я в жизни?
Чего я хочу избежать?
Как отношусь к своему здоровью?
Что я осуждаю в себе?
Боюсь ли я того, что скрыто во мне?
Беспокоят ли меня похвалы в мой адрес?
Когда я испытывал состояния необычной радости?
Смог ли я стать тем, чем не был?
Каких открытий я хотел?
Знаю ли я обо всем, что знаю?
Хорошо ли я жил сам-с-собой?
Что такое для меня мудрость?
Кого из людей я считаю великим?
Как в разные годы жизни я понимал любовь?
Как я понимал и понимаю справедливость?
Обладаю ли я какими-то исключительными дарами?
Что было чудом в моей жизни?
Чему стоит учить людей?
В чем смог я «собрать себя» ?
Что дает мне покой в самом себе?
Вопросы, которые никогда не находят окончательного ответа. Опыты текста, которые непостижимо ритмично передаются людьми друг другу сквозь время. Модели, умножающие возможности текстов и показывающие безграничность их непонимания.
Общая психология, погружаясь в литературу и гуманитарное знание, находит для себя перспективу бесконечного поиска. Ее эвристичные модели начинают создавать не знание, а незнание. ..
1.Абульханова – Славская К. А. Личностные типы мышления. – Когнитивная психология. М.: Наука. 1986. С. 154 – 172.
2. Абульханова – Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль. 1991. – 299с
3. Августин А. Исповедь. М.: Ренессанс. СП ИВО – С. и Д. 1991. – 488 с.
4. Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога. М.: Мир. 1983. – 152 с.
5.Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. -Познавательные процессы: ощущения, восприятие. (Под ред. А. В. Запорожца и др. ). М.: Педагогика. 1982. С. 7 – 31.
6. Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. М.: Изд-во АН СССР. 1959. – 435 с.
7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей. 1994. – 352 с.
8. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека М.: Языки русской культуры. 1999. – 896 с.
9. Асмолов А. Г. Установка и деятельность. М.: Изд-во МГУ. 1979. – 150 с.
10. Ассоциативная психология: Г. Эббингауз, А. Бэн. М.: Изд-во АСТ – ЛТД. 1998. – 544 с.
11. Барт Р. Семиотика. Поэтика.: Избр. работы. М.: Прогресс. 1994. – 616 с.
12. Батищев Г. С. Философское наследие С. Л. Рубинштейна и проблематика креативности. – С. Л. Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука. 1989. С. 245 – 279.
13. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.: КРОН – ПРЕСС. 1995. – 512 с.
14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 1986 –
445 с.
15. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика. 1994. – 528 с.
16. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. С. С.. Т. 1. М.: Московский клуб. 1992. – 336.с.
17. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль. 1990. – 220 с.
18. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда. 1989. – 607 с.
19. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика. 1995. – 383.с.
20. Бехтерев В. М. Объективная психология. М.: Наука. 1991. – 480 с.
21. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт. 1998. –336 с.
22. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс. 1977. – 413 с.
23. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. Логико – психологический анализ. М.: Наука. 1979. – 230 с.
24. Бунин И. Стихотворения. Рассказы. Повести. БВЛ. М.: Худож. лит.1973. – 527 с.
25. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс. 1988. – 507 с.
26. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл. 1999. – 685.с.
27. Веккер Л. М. Психические процессы. Т.1 Л.: Изд-во ЛГУ 1974. – 334 с,
28. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс. 1987. – 336 с.
29. Виттенштейн Л. Лекции: Кембридж.1930 – 1932. – Людвиг Виттенштейн: человек и мыслитель. М.: Прогресс. Культура. 1993. С. 273 – 310.
30. Волошин М. Лики творчества. Л-д.: Наука. 1988. – 848 с.
31. Выготский Л. С. Мышление и речь. С.С. Т.2. М.: Педагогика. 1982. С. 5- 361.
32. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. С.С. Т. 3. М.: Педагогика. 1983. С. 5 – 328.
33. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики. М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
34. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. М.: Мысль. 1977. – 471 с.
35. Гете И. В. Из моей жизни .Поэзия и правда. С. С. В 10 т. Т. 3. М.: Худож. лит. 1976. – 718 с.
36. Гештальт – психология: В. Келер, К. Коффка. М.: Изд-во АСТ – ЛТД.1998. – 704 с.
37. Гибсон. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс. 1988. – 464 с.
38. Гольдстейн М. Гольдстейн И.Ф. Как мы познаем. Исследование процессов научного познания. М.: Знание. 1984. – 256 с.
39. Гостев А. А. Образная сфера человека. М.: Инс-т психологии РАН. 1992. – 194 с.
40. Готье Т. Два актера на одну роль. М.: Правда. 1991. – 527 с.
41. Гофман. Э.Т.А. Эликсиры сатаны. Л-д: Наука. 1984. - 287 с.
42. Гроф С. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального Института. 1993. – 504 с.
43. Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология. – Логос, № 3. 1992. С. 62 – 81.
44. Гуссерль Э Феноменология внутреннего сознания времени. С.С., т. 1. М.: Гнозис. 1994. – 192 с.
45. Дали С. Дневник одного гения. М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс. 1999.–464 с.
46. Де Ларошфуко Ф. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Де Лабрюйер Ж. Характеры. БВЛ. М. : Худож. пит. 1974. – 544 с.