Чрезвычайно актуальна проблема соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Масштабы, характер и типология их нарушений стабильно сохраняются на протяжении последнего десятилетия. Наиболее распространены нарушения, связанные с приемом на работу лиц моложе 21 года, не прошедших предварительный медицинский осмотр, с проведением испытаний при приеме на работу, с неустановленностью сокращенной продолжительности рабочего дня, с привлечением несовершеннолетних к ночным и внеурочным работам, с нарушением норм техники безопасности, с использованием их труда на запрещенных для них тяжелых работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред нравственному развитию.
Снижение возраста начала трудовой деятельности, фактическое непризнание, несмотря на нормы российского законодательства, за 16-17-летними статуса безработных ведет к правовой незащищенности этой категории.
В этих условиях особую актуальность приобретает инициирование на федеральном и региональном уровнях ряда целевых программ, связанных с обеспечением временной, вторичной и постоянной занятости молодежи, с расширением сферы деятельности молодежных бирж труда, бизнес-инкубаторов и других учреждений в области профессиональной ориентации и подготовки молодежи, обеспечения вторичной занятости - подработок молодых граждан, организации общественных и временных работ молодежи, с формированием нормативно-правовой базы, гарантирующей создание дополнительных возможностей для решения обозначенных задач.
Не включенные ни в какие формы занятости, кроме досуга, представляя часто неполные или малообеспеченные семьи, характеризующиеся различными формами социальной девиации, самые молодые безработные попадают в "сети" криминальных структур. Крайне негативным следствием такого положения дел становится снижение у младшей группы молодежи ориентации на труд как важнейшей жизненной ценности, смещение отношения к труду как способу "делать деньги", в том числе и путем нарушения общественных норм. Несовершеннолетние из этого слоя постоянно находятся в ситуации неопределенности жизненного старта, социального риска и представляют тем самым серьезную угрозу стабильности общества.
Особого внимания требует решение вопросов, связанных с совершенствованием нормативной базы социально-правовой защиты молодых тружеников на предприятиях различных форм собственности.
5.4. Трудовые приоритеты, потребительские ориентации и проблемы социальной мобильности молодежи
Структурные преобразования в сфере производства, кризис его государственного сектора обусловили активность перераспределения молодежи в финансово-банковские структуры, в сферы посреднической деятельности, оказания услуг, сервиса, охраны, торговли, материально-технического снабжения и сбыта. За первую половину девяностых годов доля молодежи в этих областях возросла почти в 10 раз. В 2000-2001 годах в них занято почти 18% молодежи и тенденция роста, хотя и замедленными темпами, сохраняется.
Как можно оценить эту тенденцию? С одной стороны – положительно, поскольку расширяются формы занятости молодежи, причем преимущественно в негосударственном секторе. Это основной источник расширенного воспроизводства среднего класса в структуре общества. В развитых странах удельный вес молодежи в перечисленных сферах существенно выше. С другой стороны, стихийное развитие сферы услугпривлекло в нее самые разные категории молодежи и, прежде всего, тех, кто не сумел утвердиться в других областях. Подавляющее большинство из них и здесь заняли маргинальные позиции.
Отмеченный рост происходит за счет оттока молодежи из сферы материального производства, а потому вряд ли может быть в целом оценен как позитивный. Подобная тенденция ведет к гипертрофии распределительных отношений в ущерб социальным отношениям в производственной деятельности, а в молодежной среде - к распространению криминальных проявлений (рэкет, вымогательство, мошенничество).
Описанная ситуация имеет двойственный характер. С одной стороны, расширяется свобода выбора и усиливается индивидуализация, характерная для современного типа отношений, с другой - ослабляются силы коллективного контроля, разрушаются моральные основания отношений, без которых немыслима модернизация общества. Наибольшего противоречия эта ситуация достигла в сфере распределения, потребления и обмена.
Надежды на саморегулирование рынка в перераспределении молодежи между сферами производства пока не оправдываются по причине его несоответствия современному типу воспроизводства, для которого характерно возобновление не только экономических, но и этических механизмов регулирования. В России каждый второй молодой человек, причастный к бизнесу, признает, что вынужден нарушать закон. Молодежь фактически включена не в отношения распределения и обмена, которые должны быть мерой индивидуального вклада в совокупный общественный продукт, а в процесс, имеющий следствием воспроизводство у молодежи в ходе социального становления неверной мотивации. Распределение и обмен стали сферами повышенного риска.
Несмотря на то, что оценки возможностей самореализации молодыми людьми в сфере распределения выше, чем в материальном производстве, высокими их назвать нельзя. Даже среди молодых предпринимателей велика доля тех, кто не видит реальных путей решения своих жизненно важных проблем.
В этих условиях необходимость поддержки молодых предпринимателей, по существу осваивающих новую для россиян культуру производительной деятельности, становится приоритетной задачей в реализации государственной молодежной политики.
По данным Госкомстата России, в 2001 году в структуре занятого населения свыше 500 тысяч человек составляли молодые предприниматели, и проблема формирования у молодых побудительных мотивов прихода в предпринимательство, обретения независимости и свободы, возможностей активной профессиональной карьеры, воспитания ответственности и работоспособности в новых экономических условиях приобретает особую остроту.
В одном из исследований по обозначенным проблемам в 2000 году было изучено отношение учащихся и работающих молодых москвичей к самостоятельной предпринимательской деятельности. Оно позволило установить следующее.
1. Основными побудительными мотивами к занятию предпринимательством выступают как высокая степень неудовлетворенности своим материальным положением, так и наличие доходов существенно выше среднего уровня.
2. В качестве основных черт, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, молодые москвичи выделили профессионализм, коммуникабельность и волю.
3. Основные жизненные цели, которые преследуют потенциальные молодые предприниматели, – материальное благополучие, семейное счастье и возможность получения полноценного образования.
Вместе с тем, молодые люди осознают свою меру ответственности и чувствуют степень риска и опасности, которые будут их сопровождать. В установках будущих предпринимателей менее всего присутствует осознание той пользы, которую они принесут стране.
Даже эти данные выборочного исследования аргументируют потребность системного и неотложного решения значительного комплекса проблем, связанных с подготовкой молодых россиян к активному включению в предпринимательскую деятельность.
При определении приоритетных направлений в краткосрочной перспективе необходимо содействие самозанятости, расширение мер поддержки притока молодежи в сферу малого и среднего предпринимательства, создание банка данных открытой коммерческой информации, максимальное использование невостребованного технопарка предприятий путем его временной или постоянной передачи в аренду молодым предпринимателям на льготных условиях.
Решение задачи поддержки молодежи в процессе ее вхождения в цивилизованное предпринимательство предполагает преодоление таких трудностей, как высокие налоги, несовершенство нормативной правовой базы, неблагоприятная экономическая обстановка, сложный предпринимательский климат в России, нестабильность, инфляция и другое.
К 2001 году во многих субъектах РФ уже была сформирована нормативная база по данной проблеме (в республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Коми, Татарстан, Мордовия, Тыва, Хакасия, Чувашской, Удмуртской республиках, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской областях и в других регионах).
Базовой нормой, согласно законодательным актам, признается правовое регулирование молодежного предпринимательства, реализация целевых программ в обозначенной сфере, поддержка молодежных общественных объединений, содействующих обеспечению занятости молодежи.