На субъективный возрастной фактор накладывается влияние объективного, а именно временного (темпорального) фактора, характеризующего изменение духовной атмосферы, в которой воспитывается подрастающее поколение.
Самому юному поколению свойственно обращение к религии (сознательное, бессознательное), происходящее путем изменения мировоззрения от неверия к вере, обнаруживаясь в условиях, когда ничто не препятствует формированию веры еще в детском возрасте, одновременно с пробуждающимся сознанием.
По данным исследований, проведенных в Белгородской области, почти 87% опрошенных молодых людей относятся к религии как явлению общественной жизни положительно, значительная часть опрошенных молодых людей считает себя людьми верующими (46,7), 13,3% - эволюционируют от неверия к религиозной вере, 26,7% опрошенных отнесли себя к категории колеблющихся. Число атеистов незначительно и составляет 3,3% опрошенных.
Около 90% молодежи оценивают свое отношение к православию как положительное. Это говорит о высоком авторитете Русской православной церкви в молодежной среде. На вопрос о том, что привлекает молодежь в православии, на первое место опрошенные поставили этические мотивы (общечеловеческий характер основных ценностей и заповедей), на второе – философско-религиозные (истинность учения) и на третье – религиозные мотивы (возможность спасти свою душу от зла и греха).
В Республике Мордовия одной из значимых ценностных ориентаций молодежи в настоящее время является религиозная. На вопрос: "Считаете ли вы себя верующим?" - 9,5% опрошенных ответили: "Я верующий, стараюсь соблюдать религиозные обряды и традиции", 64,2% ответивших считают себя верующими, но не соблюдают религиозных обрядов и традиций и 4,4% опрошенных назвали себя неверующими.
Почти треть молодых граждан в возрасте до 29 лет считают, что религия необходима для поддержания высокой морали, и только 1,8% молодежи отмечают необходимость религии для развития демократии, соблюдения прав человека. Подобное распределение ответов свидетельствует о преобладании нравственного понимания религии, помогающей выстоять в трудной жизненной ситуации.
В ходе исследований выяснилась еще одна особенность распределения верующих среди молодежи. Наименьшее число верующих молодых людей наблюдается в семьях с наименьшим средним доходом на одного члена семьи. Так, в группе с доходом 1500 до 3000 рублей на одного члена семьи число неверующих молодых людей составляет 24,5%, а в группе со средним доходом до 500 рублей на одного члена семьи – 35,2%.
Значительная разница наблюдается в отношении к религии среди мужчин и женщин. Среди женщин число неверующих составляет 19,8%, а среди мужчин – 32,2%.
В Белгородской области неохристианские конфессии, а также "традиционные" и неопятидесятники состоят почти на 100% из верующих в возрасте от 16 до 30 лет. Эти конфессии обновляются за счет модернизации своих миссионерских программ и упрощенной (популяризированной) богослужебной практики с большим количеством песен и танцевальной музыки, направленных в основном на использование активности молодежной аудитории. Значительную активность проявляют слушатели "Свидетелей Иеговы", где число молодежи не опускается ниже 75% от общего числа участников.
Доля молодежи среди православных верующих составляет около 50%. Примерно такая же процентная доля молодежи характерна и для католической церкви.
Следует отметить, что в последние годы растет число религиозных организаций, в том числе и нетрадиционных.
Деятельность религиозных организаций, представляющих традиционные для России конфессии (в первую очередь православие, иудаизм и ислам), относительно прозрачна для общества. В последние годы активизируется их взаимодействие с различными социальными институтами в просветительской и социально-благотворительной работе, осуществляются совместные проекты, в которых активное участие принимает молодежь.
Вместе с тем, сохраняется острота проблем, связанных с активным вовлечением российской молодежи в нетрадиционные религиозные объединения, зачастую ориентированные на разрушение традиционной духовной культуры россиян.
Однако, несмотря на продолжающийся кризис традиционных норм и ценностей, наблюдается стремительное развитие многообразия религиозной жизни. Новые религиозные группы создаются благодаря активной, и, в основном, молодой части населения со сравнительно высоким уровнем образования, еще находящейся в поиске целей и жизненных ценностей. Вопрос только в том, на то что будет направлена ее активность.
РАЗДЕЛ 7.
Особенности самореализации молодежи в сфере политики
Социальная самоидентификация молодых людей находится в непосредственной связи с процессом социальной интеграции и становления гражданственности этой социально-демографической группы.
Самоотождествление молодого поколения с обществом выражается через преемственность и воспроизведение в своей среде всей совокупности социокультурных ценностей.
Политическая самореализация определяется реальным участием в социально-политических процессах в стране, в том числе - в расстановке политических сил в обществе через участие в голосовании. Голосованию предшествует участие в обсуждении предвыборных программ политических партий, кандидатов в депутаты в федеральные и местные органы власти, а также непосредственное участие в выборах.
Исследования свидетельствуют, что в полной мере реализуют свои избирательные права менее трети российской молодежи.
Формальные возможности российской молодежи реализовать свой потенциал в политике достаточно высоки. Доля молодежи составляет 24% в составе электората. Число молодых избирателей увеличивается, особенно за счет группы 18-19-летних, поскольку первое участие в выборах традиционно выступает значимой формой обретения статуса взрослого. Как свидетельствуют итоги выборов, реальных возможностей для практического осуществления политического выбора по средством голосования у молодых россиян мало. В то же время, многие из них не воспользовались правом голоса, продемонстрировав политический нигилизм.
Молодежный электорат раздроблен, политические ориентации и предпочтения выражены слабо и неопределенно, что делает его удобным объектом для манипулирования со стороны тех, кто контролирует СМИ. В последнее время для этих целей все чаще используется Интернет.
Политическая жизнь в современном российском обществе реально не является пространством для самореализации широких слоев молодежи.
7.1. Особенности гражданской позиции современной молодежи
По данным многолетних исследований Центра социологических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова, во всех возрастных когортах чаще всего участники опроса называли своей Родиной Россию. Это характерно для большинства регионов. При этом ежегодно увеличивается число россиян, ориентированных в своей государственной самоидентификации на край, где они родились и живут.
Основная масса участников опроса, отвечая на вопрос о государственной самоидентификации, относит себя к россиянам. При этом различаются понятия малая (республика, край, область, где человек живет) и большая родина. Во всех возрастных группах молодежь чаще идентифицирует себя с большой Россией, чем с малой родиной.
По данным исследований Российского независимого института социальных и национальных проблем, на протяжении всех последних лет неизменными лидерами общественного мнения россиян, и в том числе молодежи, являются две идеи, которые, по оценкам населения, могли бы вдохновить людей и сплотить их во имя общей цели. Это идея единения народов России в целях ее возрождения как великой державы и идея укрепления страны как правового государства. С 1996 года по настоящее время стабильно высока (более 40%) доля молодежи, которая видит в качестве идейного стержня развития российского общества идею возрождения России как великой державы. Идея усиления России как правового государства за этот период также приобрела новых сторонников: если в 1996 году ее одобряли 39,5% молодежи, то в конце 2001 года уже 42,6%.
Среди других возможных вариантов национальной идеи в последние годы среди молодежи, как показывают исследования, одновременно развиваются две прямо противоположные тенденции. С одной стороны, это почти пятикратное увеличение сторонников идеи противостояния Западу и опоры России на собственные силы (с 3,3% в 1996 году до 15,5% в 2001 году). С другой стороны, некоторый рост доли тех, кто считает, что в качестве национальной идеи могла бы выступать идея сближения с Западом, вхождения России в общеевропейский дом (с 17,0% в 1996 году до 22,2% в 2001 году). Среди российской молодежи все более актуализируется идея включения России в процессы международной интеграции, но при условии сохранения ею независимости и самостоятельности.
В целом же в конце 2001 года иерархия оценок молодежью тех идей, которые могли бы выступить в качестве национальной идеи, выглядела следующим образом. Лидирующие позиции, как и прежде, занимают идеи единения народов России в целях ее возрождения как великой державы (44,9%) и укрепления России как правового государства (42,6%). На третьем и четвертом местах со значительным отрывом следует идея объединения народов для решения глобальных проблем человечества (27,5%) и идея сближения с Западом, вхождения России в общеевропейский дом.