Смекни!
smekni.com

Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. М., 2002. 303 с. Редакционная коллегия (стр. 32 из 79)

Причина радикализма молодежи может быть объяснена тем, что в российском обществе увеличилась численность отчаявшейся, теряющей социальные ориентиры молодежи. Ощущая себя ущемленной, утрачивая чувство правильного и ложного, реального и иллюзорного, эта часть молодежи в разных формах дистанцируется от общества, выделяя из своих рядов как группировки радикально отчужденных от общества преступников, фашиствующих отрядов и т.п., с одной стороны, так и сознательных противников господствующего строя, с другой.

Таким образом, в современных условиях об эффективности молодежной политики государства следует судить по тому, насколько чутко оно реагирует на малейшие отклонения в уровне социальной напряженности среди молодежи, а также не на словах, а на деле проявляет заботу о повышении качества ее жизни.

По результатам анализа эволюции мировоззрения молодых россиян РНИС и НП, интерес молодежи к политике на протяжении всех лет реформ был невелик. Сегодня лишь чуть более половины молодых россиян политикой интересуются от случая к случаю, и этим они мало отличаются от поколения своих родителей.

Тенденцию повышения интереса к политике с возрастом подтверждает и тот факт, что среди россиян до 21 года лишь 7,9% стремятся постоянно получать информацию о политических событиях – это ниже среднего показателя среди молодежи.

Стремление понять политические процессы растет по мере повышения образовательного уровня молодежи (постоянно интересуются политикой 17,0% молодежи с высшим образованием и лишь 6,6% со средним общим) и зависит от профессии: политикой постоянно интересуются прежде всего предприниматели (27,3%), гуманитарная и творческая интеллигенция (25,0%), военнослужащие и сотрудники МВД (25,0%). Для последних эта сфера их жизни особенно значима – лишь 7,1% из них не проявляют вообще никакого интереса к политике. Наиболее же далеки от политики жители сел (только 4,4% из них постоянно интересуются политикой и 34,5% не интересуются вообще). Юноши гораздо более увлеченно следят за политическими событиями, чем девушки (соответственно 16,2% и 5,5%), и 20,1% юношей и 29,8% девушек ею не интересуются.

Таким образом, внимательно следят за информацией о политических событиях лишь отдельные группы молодых россиян. Половина же молодежи проявляет интерес к политике лишь периодически. Более того, за годы реформ численность этой группы молодежи даже возросла.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что более половины молодых россиян не идентифицирует себя с каким-либо идейно-политическим направлением. Слегка возросли симпатии молодежи к идеям социализма и коммунизма, хотя по-прежнему среди старшего поколения доля приверженцев этих идей значительно выше, а среди молодежи, как и ранее, больше сторонников рыночной экономики. Идея самостоятельного русского пути развития во многом утратила свою привлекательность и для молодежи, и для людей старшего возраста, - по-видимому, процессы глобализации представляются им все более необратимыми.

Самую многочисленную группу в последние несколько лет составляют те молодые люди, которые не являются приверженцами каких-либо течений или затрудняются идентифицировать свою идейно-политическую позицию. Довольно много молодежи старается избегать крайностей и придерживаться умеренных идейно-политических взглядов. Что же касается определенных идейных течений, то можно говорить лишь о сохранении приоритетов при значительных колебаниях численности их сторонников: на первом месте – сторонники радикальных рыночных реформ, на втором – самостоятельного русского пути развития, на третьем – социалистических и коммунистических идей.

По мере взросления возрастает потребность в равенстве доходов, усиливается стремление избирать главу государства в ходе прямых и равных выборов. При этом снижается значимость ряда политических свобод – свободы печати, выборов власти; теряется вера в то, что наличие оппозиции обеспечит контроль над деятельностью президента и правительства. В то же время наиболее значимые для молодежи в целом признаки демократии ("равенство всех граждан перед законом" и "независимость суда") являются наиболее популярными во всех возрастных группах

По мнению молодого поколения в целом и в отдельных его группах, самое главное в демократическом государстве – это равенство всех граждан перед законом. При этом отношение молодежи к закону неоднозначно и претерпело за последние годы заметные изменения.

В Белгородской области в настоящее время для молодежи характерно снижение интереса к политической жизни в стране. В основе политической апатии и политической пассивности молодежи лежат глубинные причины, связанные, прежде всего, с ухудшением общей социально-экономической ситуации в стране, снижением уровня жизни молодежи. Материальное неблагополучие заставляло уделять внимание не политическим событиям, а решению повседневных жизненных проблем. В свою очередь, неэффективное решение этих проблем федеральными и местными властями порождало недоверие к любой политике.

Как и три года назад, значительное число молодежи не доверяет Президенту, Правительству и Государственной Думе России, причем это недоверие усугубилось. Несколько возросло доверие к местным органам власти. Тех, кто полностью и в основном доверяет местным органам власти, стало 33,1% против 21,5% в 1996 году. У современной молодежи значительно больше, чем три года назад, пользуются доверием силовые структуры (милиция, армия, служба безопасности), а также церковь.

Другим существенным обстоятельством, предопределяющим характер политической активности молодежи, является уверенность в том, что от ее политического участия может измениться ситуация в стране. Чем она тверже, тем выше политическая активность. Но отмечаются и определенные изменения. Так, если в 1997 году 35,5% опрошенных молодых людей Белгородской области утверждали, что рядовой гражданин никоим образом не может повлиять на развитие событий в стране, то сегодня так считают 29,7% респондентов. Пожалуй, наиболее ярко политическая апатия молодежи проявляется и в том, что она не вступает в политические партии (членство в партиях и молодежных общественных объединениях имеют лишь 1,8% молодых белгородцев) и вообще не видит необходимости в их существовании (в целесообразность существования политических молодежных объединений верят лишь 11,3% опрошенных). Это можно оценивать как еще одно подтверждение кризиса публичной политики в том ее виде, в котором она внедрялась в нашей стране в последние годы.

В Иркутской области интересуются политикой в "очень большой степени" только 8,5% респондентов, политика "практически не интересует" 26,4% молодых людей. Остальных события в политической жизни волнуют только "время от времени" (62%).

Что касается политического участия, то лишь 16,6% молодежи абсолютно уверены в том, что их участие в выборах может что-либо изменить; не может ни в каком случае – 32,2%; участие в выборах может что-то изменить "лишь отчасти" – 37,2%; затруднились дать ответ 14% опрошенных.

Большинство молодежи в Самарской области демонстрирует ориентацию на активное электоральное поведение как социальную норму. Так, в 2001 г. 74% от общего числа опрошенных молодых людей уверены, что граждане России должны ходить на выборы независимо от обстоятельств – настроения, погоды и т. д. Число тех, кто не ориентирован на обязательное участие в выборах, достаточно велико – практически 1/5 часть от участвовавших в опросе (19,3%).

Если сравнить эти цифры с данными 2000 г., то число молодых людей, ориентированных на участие в выборах, независимо от обстоятельств, снизилось значительно - на 5%. Большинство самарской молодежи выбирает в качестве приоритетного направления развития для России сильную государственную власть, которая в состоянии обеспечить порядок внутри страны, силу и мощь России на международной арене (26% и 20% соответственно). Для части молодежи приоритетными являются также рыночные реформы с коррекцией или без нее (6% и 9% соответственно). Эти направления развития получают реализацию в действиях нынешней российской власти, которая может рассчитывать на поддержку со стороны значительной доли молодежи - 61%.

В Смоленской области большинство участников исследования считают, что демократические выборы в России нужны. Правда, уверенность в необходимости выборов не снимает сомнений в их возможности. Неслучайно 17% сомневаются: в России выборы не могут быть демократическими; большинство населения голосует вслепую, не зная, кого выбирает.

Из тех, кто уверен в необходимости демократических выборов, всегда пользуются правом гражданского выбора лишь 45,8%. 17,9% от общего числа респондентов фактически никогда не участвует в выборах.

В Ставропольском крае большая часть респондентов или вообще не интересуется политикой (21%), или, в лучшем случае, иногда смотрят новости, когда нет ничего более интересного (42%). Каждый день смотрят новости и обсуждают их с друзьями 31% опрошенных. Варианты ответов "являюсь членом политической организации" и "иногда участвую в политических акциях" получили равное признание среди анкетируемых (по 3%).

80% молодежи не участвует в деятельности молодежных общественных объединений, лишь 20% ответили положительно на этот вопрос.

Более всего респондентам хотелось бы поменять отношение к молодежи со стороны местных властей (18%). 15% готовы поменять ценовую и налоговую политику в крае. Варианты "поменять отношения между людьми и властью", "изменить отношение к образованию" и "изменить отношение к здравоохранению" получили по 12% голосов.

Широкие массы, в том числе и молодежь, непосредственного участия в разработке и принятии политических решений не принимают. Через средства массовой информации они получают сведения о том, что сделано государственными органами, партиями, отдельными лидерами. Конкретному человеку при отсутствии необходимых данных сложно самостоятельно выработать взгляд на политические события. В результате мы имеем дело с навязываемыми стереотипами по поводу субъектов власти, целей их деятельности и результатов, но именно усвоенные стереотипы воздействуют на характер политического поведения молодых людей.