В 1998–1999 годы активизировались усилия по систематизации и развитию законодательства в государственной молодежной политике как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Важнейшим событием 1999 г. стало принятие Федерального закона “Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации” (принят Государственной Думой в октябре и утвержден Советом Федерации в ноябре 1999 г.; в 25 ноября 1999 г. на закон наложено вето Президента Российской Федерации, которое не было преодолено в июле 2000 г. новым составом Государственной Думы ФС РФ). Принятием названного закона предполагалось достроить систему нормативных правовых актов, образующих законодательство о государственной молодежной политике в России. В содержании правовых норм отражались подходы, сформированные в период разработки законопроекта СССР (1991 г.) и последующих концептуальных и нормативных положений в сфере государственной молодежной политики. В то же время новый закон в большей мере должен был отражать радикально изменившиеся за прошедшее десятилетие условия деятельности всех субъектов формирования и реализации государственной молодежной политики в стране.
Были определены приоритетные области государственной молодежной политики в Российской Федерации: поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; государственная поддержка молодых семей; оказание социальных услуг молодежи; обеспечение условий для охраны здоровья, здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования. В соответствии с этими приоритетами предполагалось нормативно установить необходимые действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных юридических и физических лиц, закрепить положения, направленные на расширение участия молодых граждан в формировании и реализации государственной молодежной политики в стране.
Принципиальное значение имело положение закона об установлении государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни молодежи и определении минимального объема социальных услуг, включаемых в этот стандарт.
Была осуществлена попытка нормативного упорядочения действий государственных органов в отношении разнообразных и разнородных по задачам и характеру деятельности организаций, работающих с молодежью. В этой связи был выделен особый класс таких организаций — специализированные организации, осуществляющие деятельность по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для молодежи, определены меры по поддержке социальной инфраструктуры для молодежи, разработке и финансированию целевых программ в области государственной молодежной политики.
Одной из основных причин отклонения закона явилось отсутствие предмета правового регулирования. В соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции РФ и определяет основные направления внутренней и внешней политики государства на основе Конституции РФ и федеральных законов. Следовательно, право определения приоритетных задач национального масштаба принадлежит высшему должностному лицу страны. Реализация этого права базируется на правовых основаниях – Конституции Российской Федерации и федеральных законах. Термина "государственная молодежная политика" Основной Закон государства не содержит, однако он присутствует в иных федеральных законодательных актах, в частности, в Федеральном законе Российской Федерации (от 28.06.1995 г. №98-ФЗ) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". Преамбула данного Закона гласит: "Приоритеты государственной молодежной политики определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами".
Статья 3 Закона устанавливает, что государственная поддержка молодежных и детских объединений строится, исходя из "основных направлений государственной молодежной политики". Следовательно, государственная молодежная политика в Российской Федерации имеет либо должна иметь основные направления, что предполагает, с одной стороны, либо прямое действие в настоящее время Постановления Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", либо, с другой, необходимость принятия нового документа.
В статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации обозначены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Осуществление полномочий в области молодежной политики в них не содержится.
Установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации согласно пункту Е, статьи 71 Конституции РФ отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Статья 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина. Из чего следует, что защита прав молодежи – предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. И, следовательно, защита семьи, материнства, отцовства и детства, общие вопросы воспитания молодежи, ее образования, участия в пользовании достижениями науки, культуры, физической культуры и спорта, а также социальная защита, включая социальное обеспечение молодежи - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Сложившаяся правовая практика исходит из того, что молодежная политика – предмет ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В ряде случаев молодежные аспекты косвенно представлены в тех федеральных законах, в которых установлены правовые нормы, непосредственно затрагивающие законные интересы и права молодых граждан.
Принятие Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (от 21.12.96 №159-ФЗ) определило нормативную базу поддержки и помощи молодым гражданам в возрасте 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в медицинском обслуживании, получении образования, в обеспечении занятости и жильем.
Особое внимание уделялось взаимодействию федеральных органов исполнительной власти по вопросам профилактики правонарушений молодых людей, что во многом определялось нарастанием числа фактов противоправного поведения в молодежной среде. Основы такого взаимодействия в значительной мере укрепились в результате принятия Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (24.06.99 г. № 120-ФЗ). Статьей 17 закона, в частности, определена компетенция органов по делам молодежи и сфера деятельности учреждений при этих органах в вопросах профилактической деятельности.
В условиях рассогласования процессов молодежного законотворчества на федеральном и региональном уровнях в целях концептуального обновления основ реализации государственной молодежной политики с учетом социально-экономических преобразований российского общества в 2001 г. Правительственной комиссией по делам молодежи одобрена Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации (протокол заседания от 05.12.2001 г. № 4). Согласно Концепции, субъектами реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.
Действия федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной молодежной политики нормативно закреплены ежегодным принятием федеральных целевых программ.
В реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях на всем протяжении ее осуществления широко используется программно-целевой подход: в 1994 г. Указом Президента Российской Федерации от 15.09.1994 г. № 1922 утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) "Молодежь России", в 1997 г. Указом Президента Российской Федерации от 15.08.1997 г. № 890 программа получает статус президентской на период 1998-2000 годов, а в 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2000 г. № 1275 утверждается ФЦП "Молодежь России (2001-2005 годы)".
Федеральная целевая программа “Молодежь России” является одной из социальных программ федерального уровня, реализуемых органами государственной власти. Это важный нормативный документ, определяющий содержание основных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, создающий правовые и организационные условия для координации усилий органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также поддерживающий и стимулирующий управленческие и организационные действия местного самоуправления.
Сдерживают выполнение программы “Молодежь России” недостаточно разработанная нормативная правовая база государственной молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях, периодические реорганизации федерального органа по делам молодежи и отсутствие устойчивой системы органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации, сложности в организационном, кадровом и материально-техническом обеспечении.