На 1 января 2002 года общее число детей и молодых граждан, которым представленными проектами (программами) оказаны социальные услуги, составило почти 13 тыс. человек, численность членов скаутских организаций равнялась 8869 человек в 58 субъектах Российской Федерации.
Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации.
Одновременно в последние годы в ряде субъектов Российской Федерации произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений, в частности, "Ассоциация работников молодежной сферы", "Пионерское содружество", "Интеллект будущего", организация детей-инвалидов "Аленький цветочек", "Образование. Занятость. Молодежь", Военно-спортивный технический клуб "Атлант".
Площадкой для формирования молодежных и детских общественных объединений являются учебные заведения всех типов и уровней, учреждения дополнительного воспитания и образования, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодежи и т.д.
В Российской Федерации предпринимаются попытки консолидации общественного движения. Объединяющим началом для детского и молодежного движения России стало создание в 1992 году ассоциации общественных объединений "Национальный совет молодежных и детских объединений России". Основная его цель – координация деятельности молодежных и детских организаций России для защиты и реализации интересов, прав молодежи и детей. На 1 января 2002 года в Национальный совет входят 72 коллективных члена. Он объединяет ряд организаций, уже входящих в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой. Деятельность организации распространяется на всю территорию России.
Общероссийская ассоциация общественных объединений "Союз молодежных организаций Российской Федерации" (СОЮЗМОЛ), созданная в 2001 году, определила следующие цели и задачи своей деятельности: консолидация деятельности общественных объединений, государственных органов для создания условий патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений; формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности; активное участие в создании и совершенствовании законодательной базы, ориентированной на системное обеспечение правовых норм защиты и поддержки молодых россиян; создание системы социальной адаптации, занятости и профориентации молодежи, развитие предпринимательства в молодежной среде; отстаивание приоритетов в решении молодежных проблем в государственной политике, привлечение молодежи к участию в выработке и принятии управленческих решений от муниципального до государственного уровня. Партнерские отношения СОЮЗМОЛа и государственных структур уже приносят ощутимые результаты.
Консолидация проявляется не только в общественном, но и в профсоюзном студенческом движении. Объединеняющей структурой в этом движении стала общероссийская общественная организация "Российская ассоциация студенческих профсоюзных организаций высших учебных заведений" (РАПОС), созданная в 1991 году. Уставная цель: координация и объединение усилий членов ассоциации для защиты и реализации социальных и экономических прав, социальных гарантий и интересов студентов, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях), в целях создания условий для их полноценного обучения. Развивая и укрепляя студенческое профсоюзное движение, РАПОС своей деятельностью способствует реализации федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)". В содружестве с органами государственной власти ассоциация решает насущные проблемы студенчества.
Определяющей стала тенденция объединения региональных и местных общественных организаций в рамках региональных и межрегиональных союзов, ассоциаций, "круглых столов". Такие объединения созданы в Республике Адыгея, Архангельской области, Астраханской, Республике Башкортостан, Владимирской, Кировской, Калининградской, Костромской, Калужской областях, Краснодарском крае, Липецкой, Ленинградской, Мурманской, Новосибирской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Орловской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Ярославской областях, Санкт-Петербурге, Республике Тыва, Удмуртской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе.
Тенденции к консолидации свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития самих общественных организаций, об осознании важности консолидации усилий, разумной интеграции в целях защиты интересов молодых граждан.
Итак, этап формирования молодежного и детского общественного движения, основанного на многообразии форм и широте возможностей для выбора молодым человеком своей организации, начавшийся в 90-е годы, в основном завершен. Возврат к модели единого и единственного союза молодежи или детей (каким долгое время были пионерская организация и комсомол) и в обозримой перспективе маловероятен. Эта идея непопулярна среди молодежи и молодежных организаций и противоречит изменившимся общественным условиям.
Наиболее положительным характерным признаком современного этапа развития молодежного и детского общественного движения является добровольность вступления в организации. Это должно оставаться безусловной нормой их деятельности. Однако свобода выбора молодым человеком своей организации на данном этапе проявляется для большинства молодежи как свобода не выбирать ни одной из них, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с подрастающим поколением. Лишь немногие из молодежных объединений предусматривают массовое членство в них молодых людей. Характерно, что из молодежных и детских объединений федерального уровня только 30 являются организациями, предусматривающими фиксированное членство, 27 представляют собой ассоциации объединений, движения, союзы организаций, не предусматривающие фиксированное членство.
Данные о численности членов организаций нередко преувеличиваются. По экспертным оценкам, зарегистрированными органами юстиции общественными объединениями охвачены 2-4% молодых людей. Наиболее слабо объединительные процессы представлены в малых городах и в сельской местности.
Наряду с организованным молодежным и детским движением активно проявляют себя спонтанные, неорганизованные формы объединения.
Молодежь проявляет достаточно большое внимание к их появлению и действию. Это связано с тем, что они воплощают в себе элементы молодежной субкультуры, близки к удовлетворению многообразных потребностей и интересов юношей и девушек, разнообразны в организационных структурах, не требуют обязательного регулярного действия.
В 2000-2001 годы актуализировалась деятельность молодежных объединений, основанных на культурных стилях (рэперы, байкеры, рейверы, нетчики (от Интернет), хакеры и др.). Данные группы выражают некоторые социальные идеи. Например, альтернативщиков и экстремалов объединяет отрицание авторитетов, ненависть к попсовой музыке, в том числе к засилью американских ее образцов в российском радиоэфире. Но эта философия развивается в своем сообществе и не является ценностно определяющей. Главное в этой группе молодежи - увлечение экстремальными видами спорта.
В то же время за пределами регламентируемой законом деятельности сформировались и действуют молодежные группы криминогенного характера.
Все большее влияние на молодежь оказывают националистические молодежные организации РНЕ. За последние годы они распространяются на юге России и на северо-западе европейской части. Официально эти организации немногочисленны - до 6-7 тысяч человек. Структура организаций отличается жесткой иерархией и чисто военной подчиненностью. В ряде случаев эти организации идентифицируют себя со скинхедами, заявляют о себе как об особом российском явлении.
Аналитики полагают, что скинхеды в России - продукт не национальных, а скорее социальных изменений. Группы возникают в больших городах, где особенно заметно возникшее в последние годы в России социальное расслоение, их нет в небольших рабочих городах. Такое явление в молодежной среде в России имело свои феномены с конца 80-х годов, когда группы провинциальных молодых людей отправлялись в крупные города или центры, где с помощью драк, насилия, разбоя проявляли свою злость и зависть удачливым, устроенным, богатым, образованным, по их представлениям, ровесникам. Любопытно, что пацифистские и националистические организации одинаково популярны в молодежной среде.