Смекни!
smekni.com

Творческие индустрии, Санкт-Петербург и международный опыт (стр. 2 из 4)

Социальное значение

Выше был перечислен целый ряд экономических целей, достижению которых могут способствовать творческие индустрии, и нам представляется важным подчеркнуть, прежде всего, именно этот аспект. Творческие индустрии являются особым типом предпринимательства – «предпринимательством в сфере культуры», а, по мнению многих, для деятельности в этой сфере практически всегда необходимо финансирование извне, так как вероятность того, что она может быть самоокупаемой, крайне мала. Поэтому нам и показалось целесообразным – как это было сделано выше - сосредоточиться в первую очередь на той ключевой роли, которую играют творческие индустрии или «предприятия в сфере культуры» в развитии экономического благополучия и конкурентоспособности Санкт-Петербурга.

Но, разумеется, творческие индустрии соответствуют также главной социальной цели, определенной стратегией развития Санкт-Петербурга: «создать благоприятную социальную среду», что подразумевает собой увеличение возможностей для получения работы и «поддержку предпринимательских инициатив» 4 . В творческих индустриях главные действующие лица – это малые предприятия. Их роль была определена в недавно принятой Государственным Советом Российской Федерации «Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации» (Москва, 2001 год) как формирование среднего класса – основного гаранта социальной и политической стабильности в обществе; создание рабочих мест, обеспечение занятости молодежи и снижение уровня безработицы; преодоление социальных трений и экономического неравенства (см. ук. док. стр. 3).

Международный опыт показывает, что творческие индустрии не являются прерогативой только тех предприятий, которые определяются в России как чисто коммерческие, - главная цель которых – это получение прибыли (см. следующую далее статью Нины Одинг). В большинстве соседних с Россией европейских стран творческими индустриями занимаются учреждения, аналогичные российским некоммерческим организациям. Иногда эта деятельность может входить в число функций и крупных государственных учреждений - таких как музеи или театры, где для предпринимательской деятельности могут существовать специальные подразделения. Творческое предпринимательство практикуется во всех секторах экономики, и специалисты легко переходят из программ и проектов, финансируемых государством, в программы и проекты, финансируемые из частных источников.

Главное – это то, что творческие индустрии имеют потенциал «производить материальные блага и создавать рабочие места». Иными словами, они повышают жизнеспособность организаций культуры, как крупных, так и малых, чья деятельность обогащает жизнь города и для его жителей, и для потенциальных инвесторов, и для его гостей.

3. Примеры из международной практики

В экономике Европы и некоторых других стран творческие индустрии являются самым динамично развивающимся сектором. В США к 1998 году по доходности экспорта культурные индустрии догнали авиастроение. В настоящее время в секторе творческих индустрий занято более 10% населения, причем некоторые источники приводят цифру около 20%. 5 В Европе соответствующий показатель составляет около 5% и продолжает увеличиваться.6 Согласно статистическим данным 2001 года, в Великобритании творческие индустрии приносят примерно 112,5 миллиардов фунтов Стерлинга в год (157,5 миллиардов долларов США), что составляет 9,2% валового внутреннего продукта, обеспечивая рабочие места для 1 332 000 человек; экспорт составляет 9% дохода в этой области или £10,25 млрд. ($14,35 млрд.).7

Проведенное правительством Великобритании исследование показало, что за промежуток в три года, с 1998 по 2001 год, произошло увеличение следующих показателей по творческим индустриям: доходы – на 19%, занятость – на 18%, экспорт – на 2%.8 Национальное статистическое бюро Великобритании определило, что доля валового внутреннего продукта, производимого творческими индустриями, увеличилась с 6,7% в 1992 году до 9,2% в 1999.9 Экспорт музыкальной продукции из страны превысил экспорт машиностроительной продукции начала 1980-х годов; проведенное в 1998 году исследование показало, что британские музыканты, актеры и кинорежиссеры приносят экономике страны $99 млрд. дохода в год, что превышает доходы, приносимые сельским хозяйством или добычей полезных ископаемых; британские театральные, кино, теле и музыкальные компании ежегодно экспортируют товаров и услуг приблизительно на

$13 млрд. – 16% мирового рынка – и привносят $41.25 млрд. в валовой внутренний продукт страны. 10

Партнеры Санкт-Петербурга по данному проекту ТАСИС располагают весьма полезным опытом. В рамках проекта, помимо серии рабочих встреч в Санкт-Петербурге, проводилась программа в Хельсинки, во время которой представители администрации Санкт-Петербурга и творческих индустрий города имели возможность совместно ознакомиться с накопленным за последнее десятилетие позитивным опытом Хельсинки, позволившим споспешествовать развитию творческих индустрий и создать специальную сруктуру их поддержки.

Хельсинки

Финляндия, подобно России, находится на северо-западной оконечности Европы, и после Второй мировой войны это государство с маленькой территорией и особой историей приняло политику, направленную в первую очередь на то, чтобы повысить свои позиции в Европе. Выступая перед участниками упомянутой выше ознакомительной программы в феврале 2002 года, заместитель мэра города Хельсинки, господин И.С. Бьёрклунд, рассказал, как за последнее десятилетие способом достижения этой общенациональной цели, поставленной финским правительством, стало продвижение культуры в городе – проведение целого ряда фестивалей и программ (Night of the Arts - «Ночь искусств», City of Light -«Город света», массовые концерты под открытым небом, такие как Total Balalaika Show - «Всеобщий праздник балалайки»), кульминацией которых стала программа «Культурная столица Европы» в 2000 году. 11 Он также говорил о том, что теперь активисты культуры играют более разнообразные роли в общественной жизни страны, решая важные социальные задачи, входящие в различные программы - такие как искусство в больницах, социальная адаптация преступников (трудотерапия), реабилитация наркоманов; проекты, направленные на преодоление «социальной изоляции»: работа с домами престарелых, «трудными» подростками и молодежью, многонациональными школами и т.д.

Следуя требованиям постиндустриальной экономической среды последнего десятилетия, финское правительство стремится развивать потенциал страны, связанный с высокими технологиями. В этой связи можно упомянуть одну из последних программ, ставшую новым этапом цифровой революции: 'Finland Content' - «Финское содержание», которая была направлена на слияние творческих идей художников и музыкантов с новейшими компьютерными средствами коммуникации. В Хельсинки самым ярким показателем интереса властей к творческим индустриям в этой области могут служить: муниципальный центр 'Glass Palace Media Centre’ , ведущий консультационную и образовательную работу, который оснащен бесплатной электронной библиотекой с 21 компьютерной рабочей станцией; 'Lume Centre - новый центр аудио-видео производства, образования и исследований при Хельсинкском университете искусства и дизайна, имеющий студии площадью 500 м ², оснащенные по последнему слову науки и техники. В 1990 году колоссальное заброшенное здание бывшего кабельного завода (53 000 м2 ) было передано группе независимых менеджеров творческих индустрий, которые оборудовали в нем рабочие помещения для независимых художников и предприятий, занимающихся искусствами и иной творческой деятельностью, связанной с культурой. Теперь, спустя 10 лет, после успешного переоборудования и развития этого в прошлом промышленного строения, благодаря удачной предпринимательской деятельности менеджеров, Cable Factory имеет возможность вкладывать 1 миллион евро (приблизительно $900 000) в содержание и обновление помещений. В 2002 году это предприятие не получает государственных субсидий, но сдает площадки для проведения выставок, концертов и пр., а также помещения для работы 900 художников и творческих предпринимателей, которые вносят арендную плату, варьирующую в зависимости от материальных возможностей арендатора. В Уусимяа - области, где расположен город Хельсинки – в 1998 году 6,3% работающего населения было занято в творческих индустриях .12

Манчестер

Подобно Санкт-Петербургу, в 19 веке Манчестер был крупнейшим промышленным городом, но никогда не имел такой же выдающейся архитектуры и классической культуры. После распада промышленности и утраты только за период с 1972 по 1984 год более 200 000 рабочих мест город использовал искусства и творческие индустрии в качестве ключевых элементов стратегии своего возрождения. Начиная с конца 1980-х годов, городские власти работали над созданием нового имиджа города, используя разнообразные маркетинговые программы, рисующие живой, стильный, обращенный к молодежи город. Политика развития города была направлена на реализацию проектов, центральным компонентом которых была культура: в заброшенном здании, принадлежавшем железной дороге, был помещен Музей науки и промышленности; была проведена реставрация и реконструкция Каслфилда – центрального района города и памятника промышленной архитектуры; было построено новое современное здание художественной галереи и ультрасовременный концертный зал, а также уникальный центр Урбис, в котором первый промышленный город мира прославляет урбанизацию.