Все эти капитальные сооружения и микро кварталы Манчестера с маленькими магазинами, галереями, ресторанами, кафе и барами, возникшими для того, чтобы удовлетворить потребности местных жителей и приезжих, по оценкам специалистов привлекают в обновленный центр города около 150 000 человек в день (туристов и горожан).13 В городе царит атмосфера экономического благополучия, которая помогает ему привлекать огромные частные инвестиции, исчисляемые в размере $4-5 на каждый $1 государственного финансирования. За последние пять лет было привлечено $1,4 млрд. внешних инвестиций. К 1999 году сектор творческих индустрий, который значительно вырос за предыдущее десятилетие, ежегодно пополнял городской бюджет на $1,4 млрд., а 6% населения города имело работу, связанную с культурой.14
Манчестер высоко ценит этот вклад творческих индустрий, и в 1999 году его Городской Совет совместно с правительством региона, местными инвестиционными и культурными органами, а также шестью другими организациями учредил городскую Службу развития культурных индустрий - Cultural Industries Development Service (CIDS). Служба CIDS имеет годовой бюджет в размере $1,4 млн. и обеспечивает услуг по предоставлению информации, знаний и консультаций независимым предпринимателям Манчестера, занимающимся творческими индустриями. Работа ведется через профессиональных тренеров и консультантов, обслуживающих соответствующие субсекторы, создаются профессиональные сети. Организация занимается самым широким спектром деятельности – от службы занятости для студентов до предоставления обучения, необходимых знаний и умений и финансовой поддержки малым бизнесам, стремящимся выйти на международные рынки и закрепиться на них.
Творческие индустрии в настоящее время находятся в центре стратегии и политики нового экономического развития в целом ряде городов Европы. Помимо приведенных выше примеров, можно упомянуть и о нижеследующих.
В Милане 15 на сегодняшний день работает около 50 000 малых предприятий, занимающихся творческими индустриями, что составляет одну треть общего количества предприятий страны. Одну треть предпринимателей, занятых в этом секторе, составляют женщины. После резкого спада местной промышленности экономика города была в 1980-е годы переориентирована на финансовые услуги и администрирование, а начиная с 1990-х годов основной поток инвестиций был направлен в сектор культуры, творческих индустрий и коммуникации. Городские власти Милана пересмотрели официальную систему сбора статистических данных, и она теперь в большей степени отражает состояние новых секторов экономики, ныне получивших официальное признание.
В столице Германии малые предприятия и отдельные лица, занимающиеся творческими индустриями, переместились в здания, заводские помещения и другие постройки, пришедшие в запустение после объединения страны. Это положило начало процессу возрождения заброшенных городских районов. Вслед за этим интерес к этим дотоле непопулярным городским кварталам стали проявлять строительные компании, которых привлекла инновационная творческая атмосфера, создаваемая малыми творческими группами предпринимателей. В настоящее время, проводя маркетинг своего города, власти делают основной акцент на его культуру и выпускают публикации, рекламирующие его творческие индустрии. Медиа и коммуникация занимают четвертое место среди всех прочих секторов экономики в городе (после недавней реконструкции Берлин располагает одной из лучших цифровых компьютерных сетей в Европе).
Новая инфраструктура была создана благодаря крупномасштабной реконструкции города, проведенной при подготовке к Олимпийским играм 1992 года. Городские власти стремились к тому, чтобы проведение Олимпийских игр имело не только международное значение, но и принесло выгоды жителям городских районов, а для этого в рамках общих программ проводились мероприятия, основанные на вовлечении местных сообществ и местных творческих индустрий. Олимпийские игры принесли Барселоне широкую известность и сделали ее одним из самых популярных объектов туризма, но городу удалось сохранить интерес к себе благодаря разнообразию культурных событий и достопримечательностей (количество гостей города в это время увеличилось в два раза - с
1 600 000 до 3 200 000). Данные на 2000 год свидетельствуют о том, что культура обеспечивает 5,4% валового внутреннего продукта Барселоны (в данном случае в категорию «культуры» включены аудио-видео производство, музыка, объекты культурного наследия и музеи, исполнительские и изобразительные искусства. Однако мода, дизайн, архитектура и пр., которые могли бы существенно повысить этот показатель, здесь на учитывались).16
В таких городах как Лион, Роттердам и Франкфурт творческие индустрии также являются важным компонентом планов их развития. Однако наиболее детальные статистические данные имеются по Лондону, где городские власти рассматривают творческие индустрии как «ведущий аспект репутации Лондона как мирового центра бизнеса и туризма».17
В отчете, посвященном творческим индустриям Лондона, указано, что в этом секторе занято 400 200 человек, что составляет 23% творческой рабочей силы страны. Творческие индустрии являются важной и стремительно растущей частью экономики Лондона, принося £16-20 млрд ($22,4-28 млрд.) доходов в год. В отчете также говорится, что творческие индустрии:
· позволяют развивать навыки, требуемые во всех секторах экономики
· способны сыграть крайне важную роль для обеспечения успеха в условиях экономики, основанной на знании и информации
· играют ключевую роль в процессе возрождения пришедших в упадок районов Лондона (таких как Кларкенуэлл, Уэппинг и Хокстон)
· существенно способствуют социальному сплочению
· создают рабочие места
· вносят значительную лепту в экономику дневной и ночной жизни города
· служат эффективным механизмом для образования и обучения навыкам.18
В отчете также приводятся данные о том, что 13 творческих индустрий Лондона обеспечивают 10% его экспорта.19 (Более подробная статистика приводится в Приложении).
Сузен Кози
Менеджер программ по России
Международный форум лидеров бизнеса под эгидой принца Уэльского
(Координатор проекта)
1. Документ Министерства Культуры, СМИ и спорта Великобритании по развитию творческих индустрий: UK Government's Department for Culture, Media and Sport, Creative Industries Mapping Document, Лондон 1998 и 2001.
2. Леонтьевский центр, «Стратегический план развития Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург 1998, стр. 6-7.
3. Администрация Санкт-Петербурга, Комитет по внешним связям. Статистический бюллетень «Санкт-Петербург: Туризм. Гостиницы.», Санкт-Петербург 2001, стр. 4 – 8. Данные даются по трем категориям приезжающих в Санкт-Петербург и Северо-западный регион: иностранцы, граждане СНГ, граждане стран Балтии. По каждой из категорий даются сведения о количестве виз, выданных для туристических поездок, деловых поездок и по частным приглашениям. Число 3 885 216 получено в результате суммирования всех трех типов сведений по всем трем категориям приезжих (здесь не учитываются транзитные пассажиры и члены экипажей). Если подсчитать количество только туристов, то получается 953 889; общее количество туристических виз, выданных иностранцам, составляет 850 858.
4. «Стратегический план развития Санкт-Петербурга», op cit, стр.84.
5. Andy Pratt, A Third Way for Cultural Industries, London School of Economics (London), 1998.
6. Charles Landry, The Creative City, Earthscan (London), 2000, p 137.
7. Документ Министерства Культуры, СМИ и спорта Великобритании по развитию творческих индустрий, op. сit. (2001), стр. 10-12; показатель доли творческих индустрий в ВВП Великобритании взят из сборника Acting for Creativity in London (см. Примечание 9), стр. 9.
8. Там же (Примечание 7), стр. 01 и 02 Приложения к указанному документу.
9. Отчет London Development Agency et al, Acting for Creativity in London, март 2002, стр. 9.
10. Газета Guardian (Лондон), выпуск от 28/4 1998, стр. 7.
11. Развернутое описание этого процесса приводится в работе Timo Cantell, Helsinki and a Vision of Place, City of Helsinki Urban Facts, 1999, главы 6, 7 and 8.
12. City of Helsinki Urban Facts. Background Report for OECD. Territorial View of the Greater Helsinki Region от 13.09.2001 года, стр. 59.
13. Данные предоставлены Городским советом Манчестера. См. Сборник Marketing Manchester (Manchester City Council), декабрь 1998.
14. Эти цифры приводились в выступлениях Энди Лойата, директора Службы развития культурных индустрий (CIDS), Манчестер, во время ознакомительной программы в Хельсинки в феврале 2002.
15. С отчетами по этому городу можно ознакомиться на сайте www.mmu.ac.uk/h-ss/mipc/iciss под рубрикой: individual city reports, Transnational Case Studies.
16. Данные по Барселоне были предоставлены Джорди Паскуале-и-Руисом, Институт культуры Барселоны, май 2002.
17. Acting for Creativity in London, op cit, стр. 9. Там так же описывается Фонд капитального развития Лондона и его региона (the London Regional Development Capital Fund), который начинает работать в апреле 2002.
18. Документ администрации Лондона - London Development Partnership, Creative Energy: The Creative Industries in London's Economy, LDA and Government Office for London , 2000, стр. 16.
19. Acting for Creativity in London, op cit, стр. 4.
Творческие индустрии в Великобритании и Лондоне: цифры и факты
Подробные данные по развитию творческих индустрий были опубликованы в 2000 году в отчете «Creative Energy: The Creative Industries in London's Economy» («Энергия творчества: творческие индустрии в экономике Лондона»), подготовленном агентствами ‘London Development Partnershi’p и ‘Government Office for London’, Приводимая ниже информация взята из этого отчета.