Осмысление этого отношения в культуре, однако, различно. О. Сергий выделяет три формы. Первая - та, которая соответствует христианским представлениям о том, как человек овладевает миром через “духовную причинность”. В рамках второй человек понимается как существо, использующее свои силы для службы своему собственному естеству. В пределах такого образа отношения человека к миру достигается многое, однако “духовно оно остается пусто”. Наконец, третья форма - это “богоборчество”, что, согласно догмату Боговоплощения или соединения природ, неизбежно оборачивается и человекоборчеством.
Понятие человекоборчество, звучавшее в перв. пол. XXв. весьма абстрактно, в нач. XXIв. на уровне современной биомедицинской практики наполняется конкретным содержанием: аборты, эвтаназия, фетальная терапия, донорство, допущение “прагматического убийства” при трансплантации.
В исследованиях о. Сергия заключается ответ на вопрос, почему “благие намерения” гуманистической и свободной науки оборачиваются такими вопиющими свидетельствами бесчеловечности, самым глубоким и опасным среди которых является намерение изменить основополагающие принципы понимания себя, окружающего мира и сущности жизни и даже отказаться от них.
Принцип святости жизни, помимо догмата о Боговоплощении и принципа синергии (от греч. содействие, соучастие, содружество), также имеет важное значение для этических проблем врачевания.
“В Евангелии святость, освящение представляются везде как свойство христианства во всех его проявлениях: Да святится имя Твое (Мф.6,9), Отче Святый!.. Освяти их истиною Твоею (Ин.17,11,17)”[49].
Не будет преувеличением предположение, что утверждение жизни также можно рассматривать как свидетельство о силе Божией, не оставляющей мира. Бог Дух Святый - это “жизни Податель” (молитва Святому Духу), “Господь Животворящий” (Символ веры). Прп.Максим Исповедник писал: “Если желаешь найти путь, ведущий к жизни, то ищи его в Том Пути, Который говорит: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин.14,6)”[50]. “Ибо жизнь - реальность, установленная не слепой стихией, смысл ее в той великой цели, которая извечно предопределена Богом”[51]. Христианство - это религия, дающая человеку возможность соединения с Источником жизни и спасающая жизнь.
От чего же спасается жизнь ее Великим Спасителем, указующим Путь Жизни? Каковы результаты спасения жизни? Ответ прост: это спасение жизни от смерти. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор.30,15,19). Я есмъ воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин.11,25-26).
Для христианства жизнь - не временное индивидуальное состояние, а явление вечное.
В. Лосский пишет: “Дело Христа - реальность физическая и, следует даже сказать, биологическая. На Кресте смерть поглощена Жизнью”[52]. Христос, “смертью смерть поправ”, Воскресением Своим “открывает дивную возможность - возможность освящения самой смерти; отныне смерть не тупик, а дверь в Царство”[53].
Митр. Антоний Сурожский, сам в прошлом врач, полагает, что надо обращать внимание студентов на то, что в течении болезни (речь идет о неизлечимых заболеваниях) должна проходить подготовка человека к смерти. При этом он наставляет: “Готовьте умирающих не к смерти, а к Вечной Жизни”[54].
Утверждая, что отношение врача к больному не может быть просто “научным”, что это отношение всегда включает в себя сострадание, жалость, уважение к человеку, готовность облегчить его страдания, готовность продлить его жизнь, митр. Антоний выделяет еще один “несовременный” подход - “готовность дать человеку умереть”[55].
Проблема жизни и смерти - основная проблема христианского сознания, решение которой определяет Воскресение Христово. “Жизнь бьет ключом из гроба, она явлена смертью Христа и в Самой Его смерти”[56]. Врачевание как вид человеческой деятельности в известном смысле можно определить как торжество, пусть и временное, жизни над смертью. Основная задача врачевания, как ее очень точно сформулировал митр. Антоний Сурожский, - “оберегать жизнь”[57]. Опираясь на Святое Писание (на Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова[см.Сир.38,1-15]), владыка утверждает, что “Бог создал и лекарства, и врача, и порой в его руке исцеление наше”[58]. Свт. Феофан Затворник (+1894) свидетельствует: “И лекаря, и лекарства Бог создал не затем, что они только существовали, но затем, чтобы ими пользовались больные. Бог окружил нас способами врачевания. Если есть долг блюсти Божий дар жизни, то и лечиться (есть долг. - И.С.), когда есть болезнь... И в человеческих средствах действие целебное от Бога. По сей вере и человеческое переходит в Божеское или Божеское приходит чрез человеческое”[59].
Раскрытие содержания и смысла принципа святости жизни обнаруживает несостоятельность и некорректность противопоставления двух нравственных “сверхзадач” врачевания - спасения жизни и готовности дать человеку умереть. К выполнению этих двух задач врач должен быть готов. В то же время врач должен сознавать и то, что изменение исходных посылок, отрыв этих задач от христианского контекста могут привести к потере достоинства, свободы и милосердия в делах медицины.
[1] Фрейд З. Будущность одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989. С.110.
[2] См.: Огурцов А. Аксиологические модели в философии науки // Философские исследования. 1995. №1. С.8.
[3] Pellegrino E. Einleitung. S. 16.
[4] Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом// Соч.: В 2 т. М., 1990. Т.2. С.611-612.
[5] Цит. по: Переломов Л. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. С.88.
[6] См.: Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.21.
[7] Блж. Августин. Исповедь. С. 53.
[8] Сгречча Э. Католическая церковь и профессия врача // Медицина и права человека. М., 1992. С.38.
[9] См.: Low R. Antropologische Grundlagen einer christlichen Bioethik // Bioethik: Philosophisch-Theologische Beitrage zu einem brisanten Thema. Koln. 1990. S.8.
[10] Ibid. S.11.
[11] Low R. Anthropologische Grundlagen... S.12.
[12] См.: Ibid. S.15.
[13] См.: Ibid. S.16. [14] Ibid. S.16.
[15] Цит. по: Low R. Anthropologische Grundlagen... S.17.
[16] Ibid. S.18.
[17] Иоанн-Павел II, папа. Любовь и ответственность. М., 1993. С.89.
[18] Там же. С.86.
[19] См.: Иоанн-Павел II, папа. Любовь и ответственность. М., 1993. С.86.
[20] Low R. Anthropologische Grundlagen... S.22.
[21] Ibid. S. 23.
[22] Low R. Anthropologische Grundlagen... S.24.
[23] Сгречча Э. Католическая церковь и профессия врача. С.38.
[24] Колланж Ж.-Ф. Биоэтика и протестантизм // Медицина и права человека. С.41.
[25] Там же.
[26] Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т.4. Ч.1. С.278.
[27] Кант И. Критика практического разума // Соч. Т. 4. Ч. 1. С.449.
[28] С позиций православного богословия, например с точки зрения протоиер. В.Зеньковского, это произойдет по причине того, что в границах протестантской этической автономии осуществляется подмена понимания личности как “арены свободы” пониманием личности как “субъекта свободы”: “Автономия в нас, но она не от нас (курсив мой. - И.С.)” (Зеньковский В., протоиер. Автономия и теономия // Путь. 1926. №3. С.311.).
[29] Колланж Ж.-Ф. Биоэтика и протестантизм. С.41.
[30] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. С.73.
[31] Несмеловв. Наука о человеке. Казань, 1994. С.25.
[32] Бердяев Н. Опыт философского оправдания христианства // Несмеловв. Наука о человеке. С.35.
[33] Кураев А., диак. Традиция, догмат, обряд: Апологетические очерки. М., 1995. С.120.
[34] Бердяев Н. Самопознание. М., 1990. С.163.
[35] О вере и нравственности по учению Православной Церкви. С.52.
[36] Лосский В. По образу и подобию. М., 1995. С.24.
[37] Кураев А., лиак. Традиция, догмат, обряд... С.117.
[38] Low R. Anthropologische Grundlagen... S.18.
[39] Лосский В. Кафолическое сознание (антропологическое приложение догматов Церкви) // Лосский В. По образу и подобию. С.163.
[40] Бердяев Н. Опыт философского оправдания христианства. С. 31.
[41] Бердяев Н. Опыт философского оправдания христианства. С. 32.
[42] Несмеловв. Наука о человеке. С. 247.
[43] Лосскийв. Богословское понятие человеческой личности // Лосскийв. По образу и подобию. С.114.
[44] Кураев А., диак. Традиция, догмат, обряд... С. 123.
[45] Там же. С. 124.
[46] Там же. С. 115.
[47] Булгаков С., протоиер. О чудесах евангельских. М., 1994. С. 64.
[48] Булгаков С., протоиер. О чудесах евангельских. М., 1994. С. 73-74.
[49] Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1995. Т. 2. С. 527.
[50] Прп. Максим Исповедник. Творения: В 2 кн. М., 1993. Кн. 1. С. 118.
[51] О вере и нравственности по учению Православной Церкви. С. 6.
[52] Лосскийв. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. М., 1991. С.286.
[53] Там же.
[54] Антоний Сурожский, митр. Исцеление тела и спасение души // Человек. 1995. №5. С.113.
[55] Там же. С. 111.
[56] Лосскийв. Очерк мистического богословия… С. 287.
[57] Антоний Сурожский, митр. Исцеление тела и спасение души. С. 110.
[58] Антоний Сурожский, митр. Исцеление тела и спасение души. С. 117.
[58] Свт. Феофан Затворник. Болезнь и смерть. М., 1996. С. 28-29.
Раздел II
Ценности человеческой жизни и права человека
Христианство приносит в мир осознание ценности жизни, ибо предназначение христианства - спасение человека. Основанием христианской веры является краеугольное: Я есмъ путь и истина и жизнь (Ин.14,6).
Прав. Иоанн Кронштадтский (+1908) писал: “Бог Отец - жизнь, Бог Сын - жизнь, Бог Дух Святый - жизнь: Троица Святая - жизнь... отвергни сердцем Отца - отвергнешь жизнь твоего сердца; отвергни Сына - отвергнешь жизнь свою; отвергни Духа Святаго - отвергнешь жизнь свою... а Бог останется Богом жизни в Трех Лицах” (Прав. И.Кронштадтский. Моя жизнь во Христе: В 2т. М., 1998. Т.l. C.111.).