Вместе с тем искони заботой Церкви является попечение о сохранении и укреплении семьи. Именно поэтому в “Основах социальной концепции Русской Православной Церкви” утверждается, что “супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова Ап.Павла (+67), обращенные к христианским супругам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе (1Кор.7,5)”[48].
4.2. Этические проблемы новых “технологий зачатия” (искусственного оплодотворения)
Вопросы этики искусственного оплодотворения - это вопросы отношения к началу человеческой жизни. В случае аборта врач и женщина вступают в моральное отношение с человеческой жизнью, пусть только в стадии ее возникновения (сроком в несколько дней, недель, месяцев). Тогда как при искусственном оплодотворении речь идет не столько о начале уже существующей жизни, сколько о возможности самого ее начала. И если аборт, контрацепция, стерилизация - это борьба с возникновением человеческой жизни, то искусственное оплодотворение - это борьба за возможность ее возникновения.
Показательно, что в этой “борьбе” искусственный аборт и искусственное оплодотворение оказываются тесно связаны между собой. Практика искусственного аборта “поставляет” пациентов для практики искусственного оплодотворения. Распространенность искусственного аборта как одного из способа планирования семьи ведет к росту вторичного (приобретенного) бесплодия. Специалисты полагают, что вторичное бесплодие на 55% является осложнением после искусственного аборта. И если в среднем уровень бесплодия остается примерно таким же, как и 20-30 лет назад, то в настоящее время его структура меняется в сторону увеличения вторичного бесплодия[49]. Таким образом, очевидно, что исторически потребность в искусственном оплодотворении вырастает отнюдь не столько из потребностей борьбы с бесплодием вообще, сколько из потребностей борьбы с трубным бесплодием - эпифеноменом медицинской деятельности такого рода и либеральной идеологии. Эпидемия абортов вт. пол. XXв. исторически и логически связана с разработкой методик искусственного оплодотворения. Проф. И.Мануйлова констатирует: медицинская рекомендация к “экстракорпоральному оплодотворению (ЭО), как правило, является следствием анатомических нарушений в маточных трубах вследствие искусственного аборта”[50]. Общественное сознание порождает весьма яркие эпитеты для искусственного оплодотворения: “новая технология размножения”, “техногенное производство людей”, “асексуальное размножение”. В оборот вводятся понятия: “избирательный аборт”, “торговля репродуктивным материалом”, “продукция оплодотворения <дети! - И.С.>”, “суррогатное материнство” и т.п. Каждое из этих понятий - реальная единица “этического минного поля”[51], которое новые репродуктивные технологии создают для современной культуры. А как быть с эмоционально-психологическим миром личности, рожденной “в пробирке”, с ее моральным самосознанием, с ее юридическими правами, социальным статусом в конце концов? Как отнестись к такой настораживающей тенденции - “в полной семье сегодня детей рождается меньше, а вне брака - больше, чем 30 лет назад”[52].
Давно уже перестали рассматриваться как фантастические идеи искусственного оплодотворения спермой “генетически полноценных доноров”. Сегодня понятие “полноценность” предполагает подбор донора в смысле цвета глаз, волос, национальности и “этнических особенностей реципиентки”[53]. Далеко ли от так понимаемой “полноценности” до заманчивой идеи о получении с помощью генетических манипуляций на эмбриональном уровне человеческого существа с заранее заданными свойствами? Тем более что уже сейчас наука располагает возможностью управления выбором пола[54].
Идея “управления” на уровне эмбрионального материала неразрывно, смысло-логически, связана с искусственным оплодотворением, как бы ни хотелось многим закрыть глаза на это. Симптоматично, что в трех типологических моделях искусственного оплодотворения зачатие никогда не является самоцелью, но всегда выступает лишь средством для решения другой задачи - задачи усовершенствования вида. Подобная задача ставится и в селекционно-зоотехнической модели. Схожая задача стоит и в научно-мифологической (фантастической) модели (создание искусственного человека-гомункула, искусственного интеллекта и т.п.). Без сомнения, технология “искусственного оплодотворения” является базовой для проектировщиков усовершенствования человеческих способностей и превращения их в устойчивые особенности. Очевидно, впрочем, что до полномерной реализации идеи “управления” особенностями человека технологически, этически и политически еще далеко.
Сейчас же врачей и общественность весьма беспокоит здоровье “пробирочных детей”. Поданным диссертациив. Бахтиаровой, из 82 пробирочных детей - 44 имели неврологическую симптоматику. Среди наиболее часто встречающихся расстройств: “задержка внутриутробного развития” - 29,3% (от общего числа исследованных детей, зачатых методом ЭО), 28,3% (от общего числа исследованных детей, зачатых методом ИО [искусственного осеменения]), “асфикция при рождении”-89,4% (ЭО), 90,5% (ИО), “неврологические изменения”-53,6% (ЭО),38,3% (ИО)[55].
К опасениям общего характера, высказанным автором, относятся:
"1) В какой степени беременности, возникшие у бесплодных женщин, способствуют повышению генетического груза в популяции за счет рождения детей с врожденной и наследственной патологией?
2) каково влияние медикаментозных средств, длительно используемых при лечении бесплодия (особенно гормонов), на плод?
3) какова генетическая опасность использования спермы донора (анонимно. - И.С.) при искусственном оплодотворении?”[56]
К этим опасениям можно добавить и следующие: не станет ли метод искусственного оплодотворения косвенной поддержкой тенденции “асексуального размножения” и в итоге основанием принципиальных сдвигов в традиционных формах семейно-брачных отношений? Существуют ли основания опасаться культурологических и демографических сдвигов в результате изменения структуры семейно-брачных, родственных отношений? Ответы на эти вопросы предполагают освещение истории и динамики создания технологий искусственного оплодотворения.
История вопроса
В основе попыток разработать методы искусственного оплодотворения лежит принцип: “Для искусственного оплодотворения совокупление несущественно и не необходимо” (тем более что аналогию оплодотворению без совокупления легко найти в животном мире - например, у рыб).
Первый известный науке опыт искусственного оплодотворения на собаках был произведен в кон. XVIIIв. (1780) аббатом Л.Спалланцани. С 1844г. метод искусственного оплодотворения начинает использоваться для оплодотворения кобыл и коров. Публикации в журнале “Вестник коннозаводства” за 1902г. свидетельствуют о том, что метод искусственного оплодотворения в случаях сужения канала шейки матки кобыл был к этому времени вполне испытан и вошел в общее употребление.
Среди пионеров-разработчиков этой методики в России известен И.Иванов. С 1899г. он начинает публиковать свои работы по искусственному оплодотворению различных видов животных. Именно ему исследователи отдают пальму первенства в выдвижении идеи о возможности оплодотворения в искусственной среде. Основываясь на многочисленных экспериментах над животными, Иванов опровергает мнение о необходимости секреторной деятельности придаточных половых желез при акте оплодотворения. В кон. XIXв. идеи искусственного оплодотворения начинают использоваться и для “борьбы” с женским бесплодием. В1917г. докт. Ф.Ильин констатирует, что к этому времени имели место 69 успешных случаев искусственного оплодотворения женщин спермой своего мужа[57].
Благодаря изданию “Пол, секс, человек” (1993) российская общественность узнала о существовании “скандальной” диссертации Ж.Жерара - “Вклад в историю искусственного оплодотворения (600 случаев внутрисемейного осеменения)” (1885), которая в свое время во Франции получила значительный общественный резонанс. И это неудивительно. Во вт. пол. XIXв. интимная жизнь супругов (т.е. то, что входит сегодня в понятие репродуктивной медицины - контрацепция, бесплодие) не находилась еще в сфере компетенции медицины. Работа Ж.Жерара явилась тогда своеобразным вызовом общественному мнению, поскольку незадолго до ее выхода в свет, в 1883 г., на суде в Бордо было принято решение, гласившее, что “искусственное осеменение противно законам природы”[58]. Нельзя не обратить внимание и на следующее обстоятельство. В 1884г. во Франции был принят закон о разводе, что стало серьезным социальным основанием не только для продолжения дебатов об искусственном оплодотворении, но и социальным “мотивом” для продолжения научных разработок в этом направлении.
Показательно, что в 1925г. докт. А.Шорохова в своем докладе на VI съезде Всесоюзного общества гинекологов и акушеров в Ташкенте рассматривала искусственное оплодотворение не только как метод преодоления бесплодия (который в случае искусственного осеменения спермой донора или мужа (ИОСДиМ) связан, как правило, с мужским бесплодием), но как “нежелание женщин сходиться с мужчиной” или как “право иметь ребенка неполовым путем”[59]. Есть достаточные основания для того, чтобы сделать предположение, что все 88 женщин, которым проводила операции докт. А.Шорохова, пытались отстоять это “право”.
Возвращаясь к истории экстракорпорального оплодотворения, отметим, что идея И.Иванова о жизнеспособности семени вне организма стала основанием новой технологии искусственного оплодотворения. В 1912г. докт. Дорерлейн докладывает о работах Иванова в Мюнхенском обществе акушеров и гинекологов. Долгие годы эта идея, “питаясь” технологическими изобретениями, социальными потребностями, “гуманистическими” прожектами, все же не выходила из режима экспериментальной деятельности.