Смекни!
smekni.com

Этика врачевания. Современная медицина и православие (стр. 20 из 44)

В 1944г. было достигнуто первое успешное культивирование ооцита человека и экстракорпоральное оплодотворение, приведшее к развитию двухклеточного эмбриона[60].

В 1978г. в клинике Бон-Холл (Кембридж, Англия) медику Р. Эдвардсу и эмбриологу Н.Степто удалось имплантировать в полость матки женщины, страдающей бесплодием, эмбрион, полученный в пробирке в результате соединения яйцеклетки и сперматозоида. Через девять месяцев родился первый в мире “пробирочный” ребенок - Луиза Браун.

В России исследования в этой области начинают целенаправленно производиться с 1965 года. Была создана группа раннего эмбриогенеза, которая в 1973г. переросла в лабораторию экспериментальной эмбриологии. Первый “пробирочный” ребенок появился в России в 1986г. в результате работы лаборатории клинической эмбриологии (руководитель - проф. Б. Леонов) Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН. По данным на 1994г. в этой лаборатории родилось более 1,5 тыс. таких детей. Количество же центров в России, где производятся подобные операции, приближается в настоящее время к 10, всего же их в мире около 300.

В 1990г. на нашей планете насчитывалось свыше 20 тыс. детей, зачатых “в пробирке”. Отметим динамику: еще в 1982г. их было всего 74. Оценки эффективности этого метода у разных специалистов в разных странах не совпадают. Наши специалисты склоняются к цифре - 10-18%[61].

Методика искусственного оплодотворения Среди методов искусственного оплодотворения различают искусственное осеменение спермой донора или мужа (ИОСД и ИОСМ) и метод экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки (ЭО и ПЭ).

Методы ИОСД и ИОСМ применяются в основном в случаях мужского бесплодия, мужской импотенции, при несовместимости мужа и жены по резус-фактору и в некоторых других случаях. ИОСД и ИОСМ - более разработанные и известные методики.

В отличие от ИОСД и ИОСМ методика ЭО и ПЭ технически достаточна сложна и состоит из следующих четырех этапов:

1) Стимулирование созревания яйцеклеток обеспечивается различными гормональными препаратами. По мере роста яйцеклеток производится анализ крови для определения гормональной реакции развивающегося фолликула и ультразвуковой контроль за ростом фолликулов в яичниках.

2) Изъятие ооцитов (яйцеклеток). Эта операция осуществляется либо с помощью лапароскопического метода, либо с помощью аспирационной иглы под ультразвуковым контролем. Лапароскопия проводится с наркозом, путем разреза ниже пупка. Введение аспирационной иглы (через свод влагалища или стенку мочевого пузыря) осуществляется под местной анестезией.

3) Оплодотворение яйцеклеток в культуре. Изъятые яйцеклетки помещают в специальную жидкую среду, куда затем добавляют сперматозоиды. Время первого обследования половых клеток - через 18 часов после введения сперматозоидов.

4) Введение эмбриона в матку. Через 1-3 дня через катетер эмбрион доставляют в полость матки. Неудачная попытка воспроизводится через 3-4 месяца до 4 раз. Далее целесообразность пользования методом ЭО и ПЭ (для данного случая) ставится под сомнение.

За “простотой” этого схематичного описания методики ЭО и ПЭ (цель которой - желанная беременность) стоит и немалая “конкретная цена”. И дело здесь не только в рублевой стоимости процедуры, хотя и она достаточно велика (1 млн. руб. - на нач. 1995-го). В понятие цены входит здоровье и даже жизнь женщины. Показательно в этом плане, что в одном из центров по лечению бесплодия женщина и ее супруг перед началом процедуры в обязательном порядке должны оформить заявление, которое начинается так: “Мы предупреждены о том, что оперативное вмешательство, применяемое для такого лечения, может сопровождаться осложнениями”. Под осложнениями прежде всего имеется в виду риск многоплодной беременности, в 20 раз превышающий ее возникновение в норме. В число осложнений многоплодной беременности входят: угроза преждевременных родов, смертность женщины и детей, малая масса детей (встречается в 10 раз чаще, чем во всей популяции)[62] и т.д.

Очевидно, что осознание степени риска вынуждает организаторов центров искусственного оплодотворения вносить в этот документ и такие пункты: “Заявляем, что мы не будем возбуждать уголовное дело против сотрудников центра, не предпримем каких-либо действий, судебных преследований, исков или счетов, связанных с проводимым лечением... нам известно, что в связи с трудностями процедуры может потребоваться не одна попытка для достижения беременности, а также, что лечение бесплодия может оказаться безрезультатным... Мы предупреждены о том, что... дети, рожденные в результате ЭО... могут иметь отклонения в развитии”. К подобному выводу, несмотря на ряд обнадеживающих результатов, приходит и В.Бахтиарова: “Каждый из методов ИО увеличивает риск перинатальной патологии и тяжелую неврологическую инвалидность с детства”[63].

В нравственное наполнение понятия цены входит и судьба человеческих эмбрионов - запасных, лишних, оставшихся невостребованными. Это - либо уничтожение, либо “служение науке”, что в данном случае одно и то же. “Особый фундаментальный интерес” к человеческим эмбрионам и возможность “фундаментальных” последствий такого интереса для всей человеческой культуры определили решение международной общественности: срок проведения фундаментальных исследований эмбрионов-до 14 дней[64]. Сама по себе эта цифра весьма условна. Но факт этического самоограничения биомедицинской науки - налицо. Есть основания рассматривать это - пока еще скромное - продвижение науки к принятию во внимание нравственных аспектов проводимых ею экспериментов началом обнадеживающей тенденции формирования позитивной практики этического самоограничения исследовательской деятельности ученых и специалистов.

Либеральная позиция и законы

Определяющим мировоззренческим контекстом “новых технологий зачатия” является либеральная идеология с ее высшими ценностями “прав и свобод” человека и метафизическо-материалистическим основанием.

Основной принцип либеральной позиции по отношению к искусственному оплодотворению - это “право каждой женщины иметь ребенка”. Или, как констатировала докт. А.Шорохова еще в 1925г.: “Материнское счастье есть неотъемлемое право всякой женщины”[65]. Основанием этого права в рамках либеральной идеологии является естественно-биологическая функция деторождения. “Идеология” искусственного оплодотворения складывалась под влиянием материалистического мировоззренческого принципа понимания человека не как образа и подобия Божия, а как “образа и подобия обезьяны”.

Под знаком именно этого принципа в 20-е гг. в России по инициативе проф. И.Иванова, уже упоминавшегося выше специалиста в области экспериментальной зоотехники, и с санкции Совнаркома СССР начали проводиться практические опыты получения “новогибридного человека” путем скрещивания людей с антропоморфными обезьянами. Перенос положительного опыта из зоотехники и ветеринарии на “человеческую модель” - факт эмпирической науки. Докт. А.Шорохова писала: “Женщина не исключение из общего для всего животного мира <курсив мой. - И.С.> правила относительно возможности зачатия от искусственного оплодотворения”[66].

Экспериментальные поиски оптимальной “культурной среды” для искусственного оплодотворения яиц человека привели Р.Эдвардса к выводу: “Совершенно очевидно, что для оплодотворения яиц человека требуются условия, сходные с теми, которые необходимы для яиц хомячка”[67].

Сведение ряда эмпирических фактов разных уровней организации жизни к общим закономерностям, - безусловно, достижение науки. Но для человеческого общества имеет значение не только познание или констатация какого-либо факта или общего закона конкретной наукой. В.Соловьев справедливо полагал, что зачастую “такая наука не может иметь прямого отношения ни к каким живым вопросам, ни к каким высшим целям человеческой действительности, и притязание давать для жизни идеальное содержание было бы со стороны такой науки только забавным”[68].

Примером подобного рода “притязаний” является вопрос докт. А.Шороховой: “Есть ли основания отказывать в искусственном оплодотворении женщинам, желающим иметь ребенка неполовым путем?”[69] Естественно, если оставаться в пределах ориентации эмпирической науки, - нет оснований. Таким образом утверждается способ рассмотрения социальных и нравственных проблем путем сведения их к низшему уровню организации жизни.

Первое положение Ст.35 “Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона” в “Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” (1993г.) гласит: “Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право (курсив мой. - И.С.) на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона”[70]. За этой “каждостъю” и этим ничем не ограниченным (даже медицинскими показаниями, не говоря уже о морально-этических) “имеет право” стоит ряд непредсказуемых изменений социальных и половых ролей в человеческих отношениях.

О чем идет речь? Во-первых, о косвенной поддержке инвертированных лиц (гомосексуализм мужской и женский). Во-вторых, о весьма проблематичной в нравственном отношении перспективе воспитания детей в неполных семьях. В-третьих, о возможных дальнейших деформациях института семьи в сторону увеличения неполных семей и о реальном росте числа детей, рожденных вне брака. В-четвертых, о неизбежных изменениях нравственного сознания, которые будут связаны с утратой таких ценностей, как любовь, братство, альтруизм, милосердие, укорененных в биофизиологической “плоти” человеческих взаимоотношений и определяющих их.