Смекни!
smekni.com

Этика врачевания. Современная медицина и православие (стр. 25 из 44)

“Однако целью генетического вмешательства не должно быть искусственное “усовершенствование” человеческого рода и вторжение в Божий план о человеке. Поэтому генная терапия может осуществляться только с согласия пациента или его законных представителей и исключительно по медицинским показаниям”[107].

Также лишь на основе уважения свободы личности могут осуществляться генетическая идентификация и генетическое тестирование (создание “генетического паспорта”). Ибо “имеется реальная опасность злоупотребления генетическими сведениями, при котором они могут послужить различным формам дискриминации. Кроме того, обладание информацией о наследственной предрасположенности к тяжким заболеваниям может стать непосильным душевным грузом...

Двойственный характер имеют также методы пренатальной (дородовой) диагностики, позволяющие определить наследственный недуг на ранних стадиях внутриутробного развития. Некоторые из этих методов могут представлять угрозу для жизни и целостности тестируемого эмбриона или плода. Выявление неизлечимого или трудноизлечимого генетического заболевания нередко становится побуждением к прерыванию зародившейся жизни; известны случаи, когда на родителей оказывалось соответствующее давление. Пренатальная диагностика может считаться нравственно оправданной, если она нацелена на лечение выявленных недугов на возможно ранних стадиях, а также на подготовку родителей к особому попечению о больном ребенке. Правом на жизнь, любовь и заботу обладает каждый человек независимо от наличия у него тех или иных заболеваний. Согласно Священному Писанию, Сам Бог - заступник немощных (Иудифь.9,11). Ап.Павел учит поддерживать слабых (Деян.20,35; ср.1Феc.5,14); уподобляя Церковь человеческому телу, он указывает, что члены... которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, а менее совершенные нуждаются в большем попечении (ср.1Кор.12,22-23). Совершенно недопустимо применение методов пренатальной диагностики с целью выбора желательного для родителей пола будущего ребенка”[108].

Тем не менее задача медицинской генетики - забота о конкретных людях, о конкретных семьях - реализуется вне традиционного предметного поля медицины. А именно на уровне вторжения в функционирование генетических систем человека, вмешательства в эмбриональный материал. “Генная терапия половых клеток является крайне опасной, ибо связана с изменением генома (совокупности наследственных особенностей) в ряду поколений, что может повлечь непредсказуемые последствия в виде новых мутаций и дестабилизации равновесия между человеческим сообществом и окружающей[109]:

Технологии вмешательства в репродуктивные функции человека, связанные с судьбами будущих поколений, не могут осуществляться без этического осмысления и законодательного регулирования. Нынешнее отсутствие в России юридических и профессиональных морально-этических регламентации по разработке и применению генных технологий - это не признак свободы, а симптом патологического состояния общества.

Клонирование

В 1997г. биомедицинская наука зафиксировала факт искусственного создания млекопитающего. Овца Долли - генетическая копия матери, полученная путем клонирования. Современная культура с понятием “клонирование” связывает технологию размножения живых организмов, в результате которой из одной клетки получаются генетически идентичные особи. Новая технология логически соединяет методы искусственного оплодотворения in vitro и генетическое “проектирование” или моделирование наследственности.

Другими словами, если с помощью искусственного оплодотворения осуществляется борьба за возможность возникновения жизни, а с помощью генетики пытаются решить вопрос о ее качестве (например, освобождение с помощью молекулярной хирургии от неизлечимых болезней), то клонирование призвано “бороться” за возможность возникновения жизни с определенными качественными параметрами. Итак, 1997г. становится принципиальной вехой на пути реализации идеи о создании существ с заданными свойствами с помощью генетических манипуляций на эмбриональном уровне: создатели овцы Долли приступили к экспериментам с человеческими генами. Ген человека был имплантирован в ядро соматической клетки взрослой овцы. Результат эксперимента - овечка Полли - существо, способное давать целебное (с человеческим белком) молоко[110].

Эксперименты дают вполне конкретный ответ на поставленный выше вопрос о возможности человеческого соавторства в биологической эволюции. Именно поэтому они не сглаживают, но обостряют этические проблемы. Если опыты по клонированию животных из соматических клеток взрослого организма - это осуществление мечты нескольких поколений селекционеров, то осуществлением “мечты” какого “селекционера” могут стать опыты по клонированию человека, т.е. по дублированию людей с определенным набором способностей? Впрочем, слово мечта здесь неуместно, в данном случае речь может идти только об умысле, с полным сохранением отрицательного содержания этого слова: ведь речь идет о возможностях прагматического использования человеческих существ, включая человеческие эмбрионы.

История вопроса

По сути дела, история возникновения клонирования представляет собой сумму хроник генетических исследований и опытов по искусственному оплодотворению. Одно событие относится непосредственно к клонированию и оценивается специалистами как поистине революционное. В 1952г. впервые было получено взрослое животное в результате пересадки ядра зародыша лягушки в неоплодотворенную яйцеклетку другой лягушки. Из яйцеклетки с новым, пересаженным, генетическим материалом образовалась лягушка со свойствами пересаженного генетического материала.

Принципиальное значение для развития технологии клонирования имело получение в лабораторных условиях недифференцированных клеток, т.е. искусственное выращивание стволовых эмбриональных клеток, которые способны давать начало разным типам клеток организма. В нач. 80-х гг. подобные опыты с мышами успешно были проведены американскими учеными (Эванс, Кауфман, Мартин). В 1996г. эмбриологу Я.Вильмуту - создателю овцы Долли - удалось получить в лаборатории стволовые эмбриональные клетки овцы, что явилось преодолением практически главного препятствия к клонированию.

Наконец, израсходовав 236 яйцеклеток овец, из клетки молочной железы беременной овцы А получили “культуру” - размножающиеся “в пробирке” клетки, генетический материал которых и был пересажен в “пустую” яйцеклетку овцы В, которая затем была введена овце С, выполнявшей роль “суррогатной матери”. И 23 февраля 1997г. на свет появилось единственное в мире млекопитающее, у которого нет “отца”, но есть три “матери”: донор генетического материала, донор яйцеклетки и выносившая плод “суррогатная мать”

Методика клонирования

В основе методики клонирования лежит модель размножения бактерий по типу “деление”, при котором внутри клетки происходит деление генетического материала, а затем и самой клетки, что дает начало генетически идентичным клеткам, которые называют клоном. Уникальная способность сохранения генетической идентичности при данном типе размножения не могла не обращать на себя внимание генетиков и давно прельщала селекционеров. Ведь обычное скрещивание (животных- и растений-рекордсменов) “распыляло” их генетическую уникальность.

Первая задача процедуры клонирования заключается в получении стволовых или недифференцированных, т.е. первоначальных (prima - в американской терминологии), клеток. Ведь каждая клетка взрослого организма имеет свою особую задачу, она - специальна или дифференцированна. И для получения нового организма годится не любая клетка, но та, которая находится на первоначальной, ранней, стадии дифференциации.

Вторая задача - пересадка клеток: получение “культуры”первоначальных клеток, удаление ДНК из яйцеклетки, получение “пустой” яйцеклетки, введение “первоначальной” ДНК в яйцеклетку, получение эмбриона.

Третья задача - имплантация эмбриона в “суррогатную мать”: в овцу, обезьяну и т.д.

Либеральная позиция

Должен ли этот ряд экспериментов быть продолжен клонированием человека? Допустимо ли это с моральной и правовой точек зрения? Либеральная позиция склоняется к положительному ответу. Один из аргументов: запреты на научные исследования всегда имеют ограниченный временем характер, так как они шли и будут идти. Во-вторых, если все же запретить клонирование людей, может быть, одновременно следует запретить и рождение естественных близнецов? В-третьих, появление человеческих генетических копий безопасно. Не надо бояться возможности клонирования, в смысле тиражирования “гениев” преступного мира, маньяков, - ведь “душа генетически не обусловлена”, заявляет член-корр. РАН А.Монин, и именно поэтому в клонировании нет ничего аморального[111]. В противоположность А.Монину создатель Долли - Ян Вильмут - высказывался против клонирования людей. Тем не менее в Англии в нач. 2001г. все же сочли возможным поддержать подобные эксперименты.

Консервативная позиция

Консервативная позиция по отношению к клонированию людей выстраивается в двух плоскостях. Во-первых, в плоскости анализа перспектив и социокультурных последствий вытеснения семейных сексуальных отношений методами искусственного размножения. Ввиду того что клонирование является логическим развитием методов искусственного оплодотворения и генных технологий, критическая аргументация противников искусственного размножения людей и евгенических проектов всякого рода не только сохраняет свое значение, но и усиливается, объединяя приведенные выше критические аргументы.