Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может найти ему оправдания и в том случае, если от уничтожения зачатой человеческой жизни некто, возможно, будет получать пользу для здоровья. Неизбежно способствуя еще более широкому распространению и коммерциализации абортов, такая практика (даже если ее эффективность, в настоящее время гипотетическая, была бы научно доказана) являет собой пример вопиющей безнравственности и носит преступный характер” Перечисленные “явления” говорят о том, что даже такая фундаментальная цель, как лечение и спасение человеческой жизни, требует обеспечения множества условий, среди которых - свобода и добровольность, т.е. ценности, которые неотделимы от самопожертвования. “Посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам.
Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека. Донорские органы и ткани усвояются воспринимающему их человеку (реципиенту), включаясь в сферу его личностного душевно-телесного единства. Поэтому ни при каких обстоятельствах не может быть нравственно оправдана такая трансплантация, которая способна повлечь за собой угрозу для идентичности реципиента, затрагивая его уникальность как личности и как представителя рода. Об этом условии особенно важно помнить при решении вопросов, связанных с пересадкой тканей и органов животного происхождения ”[47]. В православной этической традиции никогда не шла речь о том, что нельзя жертвовать собою во имя спасения жизни человека. Напротив, нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15,13). Сама жертвенная смерть Спасителя является неоспоримым свидетельством этической ценности самопожертвования. Но самопожертвование есть сознательное и добровольное действие человека, оно не может быть результатом внушения и - тем более - насилия. Определенным видом нравственного “насилия” и может стать превращение человеческой способности к жертвенности в обязательную норму, или жесткое правило, или новый критерий гуманности. Практика трансплантации органов вышла сегодня из узко экспериментальных рамок на уровень обычной медицинской работы. Найти, понять и принять меру участия человека в спасении Жизни - это, действительно, непростая задача разумного отношения к этическим проблемам трансплантации. Но путь разума, и особенно разума нравственного, не исключает, а напротив, предполагает и запреты, и самоограничение. Для религиозной нравственной философии очевидно, что все разумное имеет свои пределы, беспредельны только глупость и безумие.
[1] Хайдеггер М. Закон тождества // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 75.
[2] См.: Быкова С., Юдин Б., Ясная Л. Эвтаназия: мнение врачей // Человек. 1994. №2. С. 148.
[3] Право умирающего человека на прекращение жизни // JAMA. 1992. №10. С. 48.
[4] Там же. С. 48.
[5] Соловьев В. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соч. Т. 2. С. 708.
[6] Харакас С. Православие и биоэтика. С. 96.
[7] Несмелов В. Наука о человеке. С. 387.
[8] Булгаков С., протоиер. О чудесах евангельских. С. 64.
[9] Ницше Ф. Веселая наука: Стихотворения и философская проза. ПСб., 1993. С. 380.
[10] См.: Дюркгейм Э. Самоубийство... С. 197.
[11] Там же. С. 363.
[12] Там же. С. 128.
[13] Там же. С. 123.
[14] Горский А., Сетнецкий Н. Смертобожество // Путь. Репр. 1992. Кн. 2. С. 272-273.
[15] Там же. С. 273.
[16] Грандо А. Врачебная этика и медицинская деонтология. Киев, 1982. С. 84.
[17] Цит. по: Калиновский П. Переход: Последняя болезнь, смерть и после. Екатеринбург, 1994. С. 125.
[18] Там же.
[19]. Гальцева Р. Христианство перед лицом современной цивилизации // Новая Европа. 1994. №5. С. 10.
[20] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. С. 82.
[21] Гальцева Р. Христианство... С. 13.
[22] Малеина М. Человек и медицина в современном праве. М., 1995. С. 162.
[23] Савицкая А. Возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим врачеванием. Львов, 1982. С. 186-194.
[24] Бердичевский Ф. Уголовная ответственность медицинского персонала за нарушение профессиональных обязанностей. М., 1970. С.3.
[25] Тарабарко Н. Критерии биологической смерти: Методы оценки потенциального донора // Трансплантология: Руководство / Под. ред. Акад. В. Шумакова. М., 1995. С.21.
[26] Попова Л. Смерть мозга // Большая Межицинская энциклопедия. М., 1984. Т. 23. С.453-454.
[27] Правовые основы здравоохранения в России / Под. ред. Ю. Шевченко. М.,
[28] Low R. Antropologische Grundlagen einer christlichen Bioethik // Bioethik: Philosophisch-Theologische Beitrage zu einem brisanten Thema. 1990. S. 129.
[29] См.: Олейник С. Переливание крови в России и в СССР. Киев, 1955. С.15.
[30] См.: Бернард С. Река жизни. М., 1965. С. 64.
[31] Цит. по.: Олейник С. Переливание крови в России и в СССР. Киев, 1955. С. 15.
[32] Прозоровский В., Велишева А., Бурштейн Е. и др. Актуальные вопросы трансплантации и медико-правовые аспекты регулирования // Судебно-медицинская экспертиза. 1970. №3. С. 7.
[33] Мирский М. Их истории разработки в советской медицине нормативных актов по изъятию кадаверных тканей и органов // Актуальные вопросы трансплантации искусственных органов. М., 1980. С. 114.
[34] Трансплантология: Руководство. С. 13.
[35] Трансплантология: Руководство. С. 14.
[36] Трансплантология: Руководство. С. 12.
[37] Трансплантология: Руководство. С. 16.
[38] См.: Богданов А. Борьба за жизнеспособность. М., 1927.
[39] Трансплантология: Руководство. С. 13.
[40] Трансплантология: Руководство. С. 8.
[41] Трансплантология: Руководство. С. 15.
[42] Трансплантология: Руководство. С. 5.
[43] Трансплантология: Руководство. С. 9.
[44] Несмелов В. Наука о человеке. С. 387.
[45] Сухих Г. Секрет их молодости // Столица. 1994. №11. С. 32.
[46] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. С. 81.
[47] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. С. 80-81.
Глава 6. Идея справедливости в медицине и здравоохранении
Нравственная идея справедливости - одна из основных идей, регулирующих человеческие отношения. Известный современный исследователь проблемы справедливости, Дж.Роулс, полагает, что справедливость - первая добродетель социального института[1]. Эта оценка традиционна для культуры. Еще Платон в “Законах”, рассуждая о социальной жизни, именно в идее справедливости видел одно из оснований ее, жизни, благоустройства[2]. Аристотель в “Большой этике” выделял два рода справедливого. Во-первых, “справедливое - это то, что велит делать закон”. Во-вторых, “справедливое по отношению к другому есть, собственно говоря, равенство”[3]. Идея справедливости во всех отношениях имеет непреходящее значение для медицинской практики. С одной стороны, она непосредственно связана с системой государственно-правовых гарантий в области охраны здоровья граждан, с идеей права человека на жизнь, а с другой - является основанием нравственной культуры врача, основанием милосердия и гуманного отношения к больному, независимо от его экономического положения и социального статуса.
6.1. Идея справедливости и формы организации здравоохранения
Вопрос о том, как должна быть организована охрана здоровья граждан в стране, относится не только к компетенции медицинского сообщества. Решение этого вопроса связано с рядом объективных факторов, определяющих в значительной степени и позицию самого медицинского сообщества. К ним относятся и форма государственного правления, и исторические особенности, и морально-мировоззренческие традиции общества или страны, и уровень экономического развития государства и т.п. В современной культуре сосуществуют такие формы организации медицинской помощи, как платная (частная) медицина, добровольное (частное, коммерческое) медицинское страхование, обязательное (всеобщее) медицинское страхование и национально-государственная система здравоохранения. В нашу задачу не входит детальный анализ принципов их работы, сравнение их эффективности и результативности. Это проблема специалистов - организаторов здравоохранения. В поле нашего внимания - идея справедливости, ее различные смыслы и их регулятивная связь с процессами в современном здравоохранении. Важнейший критерий для оценки благополучия общества (или государства) - это тот способ (образ действий), каким общество (или государство) обеспечивает охрану здоровья своих граждан. Принцип справедливости в здравоохранении сегодня непосредственно связан с правом человека на охрану здоровья в рамках социального института здравоохранения и является основанием для оценки уровня социальной защиты человека в данном обществе. История XX в. свидетельствует, что тенденция вытеснения платной медицины системами обязательного медицинского страхования и национально-государственного здравоохранения оказалась чрезвычайно устойчивой, обнаружив, что идея справедливости, проникая в область здравоохранения, преобразует ее. Так, например, переход от страховой медицины к национальным системам здравоохранения происходит в Италии и Португалии, переход к обязательному (всеобщему, национальному) медицинскому страхованию от добровольного (частного, коммерческого) страхования происходит в Израиле, на Кипре, в Нидерландах, США, Южной Корее. В 1985г. в Испании было принято решение добиться 100% охвата населения медицинской помощью (против имевшихся 85%). Другие страны - Бельгия, Великобритания, Германия, Франция, страны Северной Европы - сохраняют действующие у них системы национально-государственного здравоохранения и обязательного медицинского страхования, внося определенные изменения. Для развивающихся стран более характерна ориентация на всеобщее обязательное медицинское страхование на основе государственного управления. Однако эти процессы не должны заслонять собой всю неоднозначность и сложность решения проблемы справедливости в здравоохранении.