Смекни!
smekni.com

Компьютерное пиратство (стр. 2 из 6)

В докладе Альянса, Россия названа «приоритетным государством». Это означает, что в 2007 году Администрация США будет внимательно следить за ее действиями в сфере защиты интеллектуальной собственности и, если Правительство России не будет бороться с пиратством должным образом, вводить торговые санкции.

Украина (по неполным данным, ее пираты украли у американских компаний $91.8 млн.) занесена в список «стран приоритетного наблюдения» (в нем также находятся Аргентина, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Индонезия, Израиль, Ливия, Китай, Филиппины, Таиланд, Турция и Венесуэла). Беларусь (ущерб оценивается минимум в $25 млн.), Казахстан ($20 млн.), Латвия ($25.8 млн.), Литва ($25.9 млн.), Таджикистан ($5 млн.), Туркменистан ($7 млн.) и Узбекистан ($30 млн.) попали в следующую градацию - «список наблюдения» (всего 29 государств). Азербайджану ($15 млн.) и Эстонии ($17.9 млн.) США будут уделять «особое внимание» (наряду с еще 20-ю странами).

Сложная ситуация в сфере прав на интеллектуальную собственность сложилась в 68 странах мира. Убытки от пиратства в 2006 году составили $30-$35 млрд. (интернет-пиратство не учитывалось). В Международный Альянс Интеллектуальной Собственности входят семь крупнейших бизнес-ассоциаций США: например, Ассоциация американских Издателей Association of American Publishers, Альянс Производителей Делового Программного Обеспечения\Business Software Alliance, Киноассоциация Америки Motion Picture Association of America и др. По оценкам 2004 года, отрасли экономики, которые в наибольшей степени страдают от пиратства, обеспечивают от 60-ти до 12% валового внутреннего продукта США[4].

1.2 Компьютерное пиратство

Экономика всех стран мира несет колоссальные потери из-за компьютерного пиратства. С появлением все более передовых технологий и расширением сферы охвата интернета незаконное распространение ПО и других объектов интеллектуальной собственности приобретает все больший масштаб.

Термин «компьютерное пиратство» обозначает нарушение авторских прав на программное обеспечение (ПО). Такое нарушение возникает при несанкционированном правообладателем копировании, использовании и распространении программного обеспечения.

Нарушение авторских прав на программное обеспечение оборачивается потерями тысяч рабочих мест, миллиардами незаработанных средств и неполученными налоговыми поступлениями.

При покупке лицензионной копии программного продукта потребитель приобретает в действительности лишь право (разрешение) на его использование. Сама программа не переходит в его собственность. Авторские права на саму программу сохраняются за автором (правообладателем), в собственность покупателя переходят только материальные носители, на которых она распространяется (например, диски и документация). Ценность программного продукта и его потребительная стоимость заключены отнюдь не в коробке или компакт-диске с копией продукта, а в записанном на этом диске программном коде - миллионах элементарных инструкций, подсказывающих компьютеру, что делать.

Компьютерное пиратство наносит ущерб всем: конечным пользователям, уважающим закон реселлерам, индустрии программного обеспечения, а также экономике целых стран и отдельных регионов. Сегодня все мы уязвимы для пиратов как никогда раньше - вследствие успехов технического прогресса и широкого распространения компьютеров. Эти факторы, как известно, упрощают и удешевляют массовое распространение незаконных копий ПО и других объектов интеллектуальной собственности.

Россия нередко становится объектом критики Запада в вопросе компьютерного пиратства. Но у каждого явления есть и свои специфические отличия. Например, говоря о компьютерном пиратстве, все в то же время отмечают чрезвычайно низкий уровень воровства и подделок разработок программного продукта, выполняемого по заказам западных компаний. Более 30 тысяч официальных российских разработчиков, входящих в организацию «Некоммерческое партнерство поставщиков программных продуктов» в этом плане, возможно, оказываются даже более честными, чем их коллеги на Западе, занимающиеся аутсорсингом.

Нарушение прямого договора с иностранным заказчиком, платящим за конечный продукт, обман его доверия и прямая кража - это за границей самый серьезный тип нарушения прав интеллектуальной собственности. Такое пиратство граничит с промышленным и интеллектуальным шпионажем и жестко преследуется законами многих развитых стран.

По данным управления «К» Министерства внутренних дел РФ ведет борьбу с преступлениями в сфере высоких технологий большинство компаний и фирм (по некоторым данным до 90% ) используют контрафактное программное обеспечение). Наиболее часто используются практически бесплатные скопированные программы Microsoft Office. А лицензионный продукт, к примеру, Windows XP Professional продается в магазине или на фирме за 130-150 долларов. И корпоративные и частные клиенты в России сходятся во мнении, что цены на легальные программные продукты запредельные.

Попытки бороться с пиратством путем облав на торговых точках и с помощью экскаваторов оказались почти провальными, а законодательные инициативы - нежизнеспособными. Потребитель продолжает голосовать за дешевый продукт деньгами - в прошлом году россияне заплатили за контрафактное программное обеспечение 1,4 млрд. долларов. На покупку программного обеспечения во всем мире в прошлом году было потрачено 90 млрд. долларов. По данным бизнес объединения BSA и аналитической компании IDC, не менее трети этой суммы осело в карманах изготовителей и продавцов контрафактной продукции. А она составила 35% всех проданных в мире копий программного обеспечения (ПО).

В списке любителей контрафактных программ россияне делят пятое место с Индонезией, следуя за жителями Вьетнама (92%), Украины (91%), Китая (90%) и Зимбабве (90%). Таким образом, ситуация не меняется, несмотря на облавы милиции, антипиратские выступления производителей и растущую антирекламу контрафакта. Что, в общем, неудивительно. Полноценные версии лицензионного программного обеспечения стоят в несколько раз дороже, чем пиратские копии. Так, официальная версия «1С Бухгалтерии» стоит порядка двух тысяч долларов, ее контрафактная версия всего 100 долларов. Таким образом, вопрос о том, какой продукт выбрать - легальный или нет, - у покупателя возникает очень редко. С другой стороны, многие потенциальные потребители нелицензионки, считают, что если бы софтверные компании продавали свой продукт в пределах 100-300 рублей, практически все они с радостью купили бы законную продукцию.

Есть и явные лидеры в использовании законного ПО – это многочисленные госучреждения, особо не экономящие бюджетные деньги, и частные компании мобильной телефонии, заработанные «живые деньги» за услуги связи - они могут доверить только лицензионных программным продуктам.

Россия намерена в ближайшее время вступить в ВТО, а одно из основных требований – защита продуктов интеллектуальной собственности. И государство намерено сделать все, что понизить уровень подделок в сфере IT-технологий до «цивилизованных» 60-70%, что соответствует среднему уровню по Восточной Европе.

Снижение уровня компьютерного пиратства может придать новый импульс как развитию мировой экономики в целом, так и экономическому развитию отдельных стран и регионов - благодаря созданию новых рабочих мест, расширению возможностей для предпринимательства и поступлению в бюджеты дополнительных налоговых отчислений.

1.3 Наиболее распространенные формы компьютерного пиратства

Под компьютерным пиратством обычно понимается несанкционированное правообладателем копирование, использование и распространение программного обеспечения. Компьютерное пиратство может принимать различные формы, однако можно выделить пять наиболее распространенных его разновидностей:

1) Незаконное копирование конечными пользователями

Один из самых часто встречающихся видов компьютерного пиратства - это «простое» копирование программного продукта частными пользователями и организациями, не обладающими правами на выполнение таких действий.

В отрасли программного обеспечения это явление называется «копирование конечными пользователями». Этот вид компьютерного пиратства включает установку программных продуктов в организации на большее количество компьютеров, чем это допускается условиями имеющегося лицензионного соглашения. Обмен программами с приятелями и коллегами за пределами организации также попадает в эту категорию.

2)Незаконная установка программ на жесткие диски компьютеров

Среди компаний, занимающихся поставками вычислительной техники, встречаются такие, которые практикуют незаконную установку программного обеспечения на жесткие диски компьютеров, то есть производят продажу вычислительной техники с предустановленными нелицензионными копиями программного обеспечения. При этом для установки ПО могут использоваться как подлинные носители, так и поддельная продукция. В любом случае, продавая компьютеры с предустановленными нелицензионными копиями программного обеспечения, такие поставщики вычислительной техники подвергают риску не только свой бизнес и репутацию на рынке, но и своих покупателей: ведь они не будут обладать правом на использование поставленного им программного обеспечения.

Приобретая новый ПК с предварительно установленным на нем ПО Microsoft, всегда следует обращать внимание на наличие сертификата подлинности (Certificate of Authenticity, COA).