В современных теориях коммуникации текст рассматривается как культурно-семиотический конструкт, позволяющий описывать процесс производства и трансляции смыслов. Общество при этом представляется самовоспроизводящейся структурой, целостной в силу коммуникативных связей между людьми.
Ю. Хабермас говорил о теории коммуникативного действия, согласно которой коммуникация является частью системы действий: лишь достигая понимания ситуации действия, акторы могут действовать адекватно. Понимание представляет собой механизм координации действий, опирающийся на многоуровневую систему знаний. Стремясь к пониманию, актор прилагает интерпретационные усилия, выявляя смысл сообщения в контексте ситуации.
Пренебрежение контекстом, полное овеществление текста неизбежно приводит к исчезновению бесконечности смысла: мысль, как рыбка в аквариуме, наталкивается на стенки и дно и не может плыть дальше или глубже. Из этого следует, что понимание и интерпретация текста должны иметь тенденцию привлечь исследователя к тому, что говорит текст, сам при этом исчезающий.
Мы живем в мире диалогов сообщений. Текст представляет собой стандартизированный и отфильтрованный культурой или временем тип сообщения[13]. В обществе, где информационное производство играет одну из главных ролей, текст как универсальное средство обмена является продуктом производства и исходным материалом для исследователя.
В качестве информационной базы исследования материалов СМИ выступают тексты, создаваемые социальными институтами и отдельными людьми независимо от исследователя. В данном случае исследователь не влияет на содержание и качество первичной информации, он только ее отбирает, преобразует, анализирует. И первичная, и итоговая информация считаются в данном случае «авторским произведением», которое определяется умением исследователя учесть особенности медиа-текста и заставить его «заговорить».
Журналистский материал – это цельное речевое воспроизведение. Составляющие его языковые приемы, внутренняя организация текста тесно увязаны с его композицией. Поэтому каждая языковая деталь оценивается в контексте целого текста, а также в рамках микротекста (фразы, абзаца). Это важно учитывать при анализе текста, потому что слова и выражения в сочетании с другими языковыми средствами могут приобретать дополнительные оттенки.[15]
Формально в демократическом обществе СМИ являются независимыми, но фактически у всех учреждений, обеспечивающих создание и массовую трансляцию информации есть собственники. Что бы они ни говорили о своем невмешательстве в процесс сбора, обработки, выпуска информации, реалии жизни свидетельствую об обратном.[16] Нередко СМИ используют методы подсознательного стимулирования, когда внедряя в поток новостей упрощенные представления и оценочные ассоциации, стереотипы или стандарты, масс-медиа вызывают автоматическую положительную или отрицательную реакцию общественности на то или иное событие.[17] Полисемантичность некоторых текстов, каламбурные образования и эвфемизмы, зачастую приводят к конфликтной ситуации.[18]
Действительно, СМИ уже давно не в состоянии навязать человеку определенное мнение, действуя напрямую, они даже не подталкивают к определенному выбору. Но вопрос, по которому субъект должен принять решение, явно или неявно предлагается СМИ.[19]
Функциональным стилем материалов СМИ является публицистический. Тексты современной прессы состоят из чрезвычайно разнообразного материала: репортажи, интервью, очерки, фельетоны, новостные заметки, аналитические статьи, обзоры, очерки, светская хроника и др. Практически каждый из этих жанров имеет еще тематические подразделения: политика, экономика, общество, культура, спорт и т.д. Публицистический стиль языка отражает социальные, общественно-политические, морально-идеологические, культурные, экономические проблемы жизни общества. Документализм, содержательность, официальность, подчеркивающая значимость фактов, обобщенность и абстрагированность изложения считаются основными чертами публицистического стиля. Публицистика исходит из общественной значимости явлений, привлекаемых к обсуждению, ее основная функция – прокомментировать, социально оценить события, намекнуть или прямо указать читателю, как они должны быть осмыслены. При этом Д.Э. Розенталь отмечает, что «реализуя такие функции языка, как сообщение и воздействие, соединяя в себе средства информации и пропаганды, язык газеты, даже при учете того, что почти все материалы на полосе, как правило, публицистично окрашены, не может замыкаться в рамки одного стиля»[20].
В СМИ действует принцип активности и экспрессивности, т.к. прессе присуща высокая информативность, т.е. стремление на 2-l6 полосах уместить события от международной до внутренней жизни страны. Экспрессия газетного текста часто достигается нарушением языковых норм. Для сегодняшней публицистики типичны поиски экспрессии – метафоризация, заимствование, архаизмы и неологизмы, «модные» слова.
Основными стилевыми чертами российской публицистики считаются: открытая оценочность, авторское отношение к фактам, лозунгово-декларативный характер выражений, доступность изложения, эффект новизны, рекламность, связь факта и обобщения, адресность, организующая роль заглавия. Изучением характерных особенностей языка и стиля, жанровых и композиционных особенностей публицистики занимается стилистический анализ. Существенными факторами анализа, определяющими особенности газетного стиля, являются массовость аудитории газеты, оперативность и периодичность выхода материала.
Среди функций, которые выполняют тексты СМИ, выделяют информационную, воспитательную, воздействующую, пропагандистскую или агитационно-пропагандистскую, просветительскую, популяризаторскую, организаторскую, развлекательную и др. Их взаимодействие определяет особенности лексики прессы.
Наряду с факторами, определяющими особенности стиля, важное значение для понимания особенностей публицистических документов как объектов информационного анализа имеют такие параметры как, тема, идея, структурно-композиционное решение, жанр. Выделяют три группы жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры. В качестве основания деления в этой классификации выступает степень авторской оценки и анализа в работе с информацией.
Наконец, текст СМИ имеет свою специфическую структуру. По мнению А.И.Соловьева, она включает в себя:
· Протекст (изначальный замысел, задумка автора)
· Контекст (дополнительное значение: в модели контекста учитываются факторы: тематический (цель которого – увеличивать активизацию тех знаний, содержащихся в памяти, которые относятся к данной теме), фактор времени и пространства (учитывающих темпоральную и пространственную близость описываемых событий), фактор ассоциативных связей и т.д.)
· Затекст (атмосфера формирования текста)
· Подтекст (неявные намерения автора)
· Message (subliminal message – действующее на подсознание послание, глубинный смысл; носит кооперативный характер, т.к. является результатом коллективного творчества).
Иногда для обозначения глубинного смысла используется термин «концепт», - от него зависит смысловое и логическое строение текста. Отражая интенции автора, именно концепт задает коммуникативную направленность текста, т.е. вербального воплощения какой-либо конкретной ситуации.
Анализ текстов СМИ
В своей классической форме коммуникационный менеджмент представляется как область, более подходящая для людей пишущих, чем для ораторов. Его роль – оказывать на людей глубокое воздействие, а ПР-технологи суть посредники, в обязанности которых входит транслировать информацию определенной аудитории. Именно поэтому Текст выглядит предпочтительнее просто устного слова, имеющего репутацию чего-то поверхностного, легковесного, и именно поэтому анализ влияния Текста так важен.[21]