Смекни!
smekni.com

Ступени Великого Пути Победоносного Владыки Ваджрадхары, или так называемый Анализ сущности Всех Тайн Агрим (стр. 10 из 29)

Как говорит Хамьян Шадпа из школы Гелуг, объективный ясный свет (шуньята, основной объект) разъясняется в сутрах так же, как и в тантрах. Однако учение о субъективном ясном свете – тончайшем изначальном внутреннем осознании ясного света – есть только в Ануттарайога тантре; об этом ничего не говорится не только в Парамитаяне, но даже в трёх низших тантрах. Воззрение, свободное от каких бы то ни было умопостроений, о котором часто говорится в Ньингма, традиции старых переводов, относится к ясному свету, не разграниченному на субъект и объект. Это называется "изначальной чистотой", причём такое название представляет собой отрицание через утверждение, а не отрицание путём не-утверждения (чем является шуньята).

В книгах традиции новых переводов этот ясный свет называется стадией завершения высочайшего ясного света – и даже высшей истиной. А, скажем, Сватантрика-Мадхьямака в рамках Парамитаяны утверждает метафорический характер высшей истины, основываясь на том, что шуньята – лишь объект познания для разума. Аналогично, когда в Ануттарайога тантре говорится об условной стадии завершения – иллюзорном теле – и окончательной, или высшей стадии завершения – ясном свете, – то слово "высший" при этом относится не к объекту (шуньяте), а к субъекту (познающему шуньяту). Дело в том, что сознание становится неотделимым от своего объекта, шуньяты, – потому оно называется высшей истиной, или метафорической высшей истиной. Таким образом, выражение "высшая истина" в книгах традиции новых переводов часто указывает на нечто большее, чем шуньята.

В этом смысле действительно существует некоторое различие в воззрении между Сутраяной и Мантраяной. Когда же Цонкапа говорит о том, что воззрение срединного пути лучше всего представлено в трактате Нагарджуны "Муламадхьямикакарика", он при этом имеет в виду объективный ясный свет, то есть шуньяту. Воззрение срединного пути свободно ото всех дуалистических умопостроений; как и сказал Сакья Пандита, не может быть различий между Сутраяной и Мантраяной в этом вопросе.

Парамитаяна и Мантраяна не отличаются и в том, что касается практики шести парамит. В Мантраяне необходимо практиковать даяние, нравственность, терпение и прочие парамиты в течение шести периодов (Неясно, что это за периоды, поскольку возможны варианты; в общем, имеется в виду, вероятно, упорная и регулярная практика – Нара). Отступивший от этого считается совершившим грубое падение. Так что относительно практики шести парамит между этими двумя колесницами нет различий.

Основной путь достижения Рупакаи Будды – это метод, то есть бодхичитта, движимая любовью и состраданием. Основной путь достижения Дхармакаи Будды – это интуиция, познающая шуньяту. Между Сутраяной и Мантраяной также нет и различий, касающихся этих основных путей. Таким образом, с точки зрения практикуемого пути, его основы (зарождения бодхичитты) и деяний (шести парамит – включая интуицию, познающую шуньяту), различий между колесницами Сутры и Мантры нет. Те небольшие различия пути, которые между Парамитаяной и Мантраяной всё же существуют, недостаточны для того, чтобы выступать критерием разделения на колесницы.

Две колесницы нельзя различать и по требованиям к остроте интеллекта практикующих; в противном случае и Парамитаяна не была бы единой, а подразделялась на множество колесниц. Быстрота продвижения учеников также не может быть критерием, так как та же Парамитаяна допускает целый ряд градаций скорости продвижения по пути. В чём же тогда заключается отличие между двумя колесницами? Некоторые видят его в том, что Мантраяну проповедовали ученикам, способным использовать желание (страсть) в качестве подспорья на пути, а цель Парамитаяны состоит в обуздании существ и пресечении их желаний. Такое мнение ложно, так как и в Парамитаяне, и в Мантраяне есть как методы осуществления без отбрасывания желаний, так и средства, использующие их пресечение.

Сутраяна говорит, что как городские нечистоты могут пригодиться на поле крестьянина, выращивающего сахарный тростник, если он знает метод использования того, что само по себе бесполезно, – так же и клеши могут пригодиться на пути. Если человек знает, как использовать клеши для блага других, то они могут оказать ему помощь в накоплении заслуг; в этом смысле не следует целенаправленно избегать желаний; однако клеши как таковые в итоге, несомненно, должны быть отброшены.

Следующие путём Сутр бодхисаттвы, которые ещё не полностью освободились от клеш страсти и ненависти, могут использовать эти клеши ради блага других, как в случае бодхисаттв-царей, породивших много детей – для того, чтобы их труд способствовал росту благосостояния страны. Здесь клеша действует на благо живых существ как вторичная причина.

Как и в практике Сутраяны, где бодхисаттвы иногда не отсекают клеши немедленно, а используют их в качестве подспорья, в практике Мантраяны бодхисаттвы также используют силу клеш, если это своевременно и соответствует обстоятельствам. Однако в отсутствие таких благих целей, которым могли бы послужить страсть или ненависть, практикующий Мантру должен намеренно пресекать клеши. Если бы сохранение желания и ненависти способствовало практике Мантраяны, то не было бы никакой возможности стать Буддой посредством пути Мантры.

Есть люди, придерживающиеся более тонкой точки зрения: они говорят, что деление на Сутраяну и Тантраяну связано с тем высшим кругом практикующих, которым присуща принадлежность к той или иной колеснице – и которые, соответственно, либо могут, либо не могут использовать желание в качестве подспорья на пути. В общем случае, справедливо, что использование наслаждения, возникающего от четырёх типов проявления желания: взгляда, смеха, объятия и соединения, – в качестве благоприятного условия для осуществления пути действительно встречается во всех четырёх классах тантр. Таким образом, – если подразумевать тех, кто начинает практику в Парамитаяне или Мантраяне, – можно сказать, что одна колесница не даёт возможности использовать желание на пути, а другая даёт такую возможность. Однако никак нельзя утверждать, что именно поэтому различаются пути колесниц. Хотя мы и видим указание на неравенство способностей двух типов практикующих, глубокое и полное различие между Парамитаяной и Мантраяной в этом состоять не может.

Есть и те, кто говорит, что наличие блаженства, возникающего при сосредоточении на нади, пранах и бинду, является критерием для различения этих двух колесницы; но это блаженство – характерная особенность Ануттарайога тантры, а не Мантраяны вообще. Следовательно, и таким образом мы также не можем разграничить две колесницы.

Величие Мантраяны

Разница между Парамитаяной и Мантраяной должна быть связана с одним из двух значений термина "колесница": либо с колесницей как средством, с помощью которого индивид движется, либо с колесницей как плодом, к которому он стремится. Различия в плоде (состоянии Будды) нет; следовательно, разница касается средств продвижения к плоду.

Махаяна выше Хинаяны по методу, так как в ней присутствуют зарождение и развитие бодхичитты – стремления к высшему просветлению ради всех чувствующих существ. Различие Парамитаяны и Мантраяны также касается метода. Обычно пути, связанные с фактором метода, служат средством достижения Рупакаи Будды, а пути, включающие фактор интуиции, – средством достижения Дхармакаи. Для достижения Дхармакаи практикующему необходимо совершенствоваться путём, который содержит аспекты Дхармакаи. И Парамитаяна, и Мантраяна включают путь интуиции, где практикующий совершенствуется, пребывая в созвучии с Дхармакаей Будды: то есть познаёт шуньяту, находясь в пространстве созерцательного равновесия (во время полной успокоенности ума в созерцании).

Для реализации Рупакаи необходимо совершенствоваться при помощи пути, содержащего аспекты Рупакаи Будды. Только в Мантраяне имеется особый метод, созвучный с Рупакаей. Созерцание тождественности с Рупакаей – это величайшее достоинство метода Мантраяны, такого созерцания нет в Сутрах.

Чтобы устранить умственные загрязнения, необходимо созерцать шуньяту, но этого недостаточно для достижения состояния Будды, поскольку созерцание шуньяты только устраняет идею реальности собственной природы и те клеши, которые основаны на ней. Для достижения физического совершенства, характерного для состояния Будды, нужны другие практики. Полным методом для этого служит практика пути йоги идама – быстрого пути, основанного на действенности пребывания в состоянии гордости идама.

Искомый плод – это состояние Будды с его большими и малыми признаками. Для достижения этого состояния необходимо практиковать путь, использующий тело божества, подобное телу Будды. Совершенствование в божественном теле используется не только для получения обычных сиддх, оно особенно эффективно для достижения специфических сиддх Рупакаи Будды.

Согласно Парамитаяне, чтобы служить противоядием от помех на пути к всеведению, интуиция, познающая шуньяту, должна быть соединена с зарождением бодхичитты и практикой парамит.

Обширные методы – такие как даяние, нравственность и терпение – помогают бесчисленным живым существам, причастным к состоянию Будды, реализовать Рупакаю, которая осуществляется безграничными деяниями на благо других. Интуиция, проникающая вглубь таковости явлений (объектов), является средством реализации характерной для состояния Будды мудрости неразличения. То есть на основе алаявиджняны – при условии отсечения всех осквернений – реализуется мудрость Джнянадхармакаи.