Смекни!
smekni.com

Ступени Великого Пути Победоносного Владыки Ваджрадхары, или так называемый Анализ сущности Всех Тайн Агрим (стр. 12 из 29)

В Мантраяне плод используется как путь: то есть практикуется такой путь, который похож на результат. И в Парамитаяне, и в Мантраяне практикуется путь, созвучный с Дхармакаей, но в Мантраяне есть, кроме того, путь, созвучный с Рупакаей. Так что в этом отношении Мантраяна стоит выше Парамитаяны.

Ошибочная идея: йога идама не нужна

Можно возразить, что для обретения тела, украшенного благоприятными знаками чакравартина (правителя мира), нет необходимости практиковать созерцание, родственное телу великого правителя; то есть здесь для достижения результата не нужно практиковать причину, созвучную этому результату. Почему же тогда состояние Будды определяется как то, что требует причины, созвучной этому состоянию?

Ответ: Согласно Парамитаяне, Рупакая достигается обычно через накопление заслуг. Причём когда бодхисаттва достигает восьмого уровня из десяти, он заново реализует духовное тело, созвучное большим и малым признакам Будды, просветляясь в зависимости от скрытых семян неведения (содержащихся в мотивации приобрести духовное тело) и от неосквернённого действия (фактора побуждения ума – тонкого усилия, также включаемого мотивацией иметь духовное тело). Тело бодхисаттвы совершенствуется, постепенно превращаясь в Рупакаю. Таким образом, даже в Парамитаяне не утверждается, что одного накопления заслуг достаточно, или что с достижением состояния Будды заново обретается Рупакая – поток (сантана), которого не существовало прежде. Как Сутра, так и Тантра учат, что необходимо достичь тождества Рупакаи с прежним состоянием Будды.

Согласно Ануттарайога тантре, некоторые люди могут достичь состояния Будды за одну жизнь; но поскольку они не рождаются с телами, уже украшенными большими и малыми признаками, то, следовательно, должны обрести такое тело через йогу идама. Здесь не имеются в виду случаи рождения в Рупакае и другие случаи, которые обусловлены накопленной кармой, приводящей к рождению чакравартином, животным, голодным духом или существом ада. Что касается перерождения, то здесь нет необходимости в накоплении причин, похожих на тело конкретной участи. Существует огромная разница между причиной, вызывающей перерождение как таковое, и причиной, вызывающей сходство с обликом конкретного рождения.

Созерцание самого себя неотличимым от идама – это характерная причина "сходства", необходимого для достижения состояния Будды. Если человек только созерцает шуньяту, не практикуя никакого метода – ни метода Парамитаяны, ни метода Мантраяны, – то он опускается до уровня архата Хинаяны. Для достижения конечного блага – состояния Будды – необходимо практиковатъ йогу идама. Аналогичным образом, для реализации таких общих достижений, как восемь сиддх, необходимо явственно созерцать своё тело как тело божества и совершенствовать пребывание в гордости идама. Без йоги идама путь Мантраяны невозможен, в ней – сама суть Мантраяны.

Созерцание самого себя в божественном теле напоминает детскую игру; это нечто вроде сказки, развивающей воображение ребёнка. Однако сочетаемое с видением шуньи, мотивацией бодхисаттвы и знанием цели, оно необходимо как важнейшая практика, где совершается созерцание своего тела как тела идама, зарождение гордости идама, временное осуществления действий умиротворения и прочих; в конце концов – становление Буддой. Есть большая разница в эффективности между изолированным повторением мантры и повторением этой же мантры в контексте йоги идама; разъяснение этого, по возможности, будет дано ниже.

Ошибочная идея: состояние Будды в Парамитаяне

отличается от состояния Будды в Мантраяне

Хотя в отношении метода, а также многих форм пути и существуют определённые различия между Парамитаяной и Мантраяной, всё же по плоду они не отличаются: обе колесницы направлены на реализацию состояния Будды. Однако при чтении некоторых текстов возникает впечатление, что Будда и Ваджрадхара не тождественны; то есть можно подумать, будто плоды этих двух колесниц различны, причём Ваджрадхара – выше Будды. Подобное заблуждение возникает иногда из-за того, что десятый уровень бодхисаттвы часто называется Буддой, хотя это ещё не состояние Будды в полном смысле.

Хотя практики одной Парамитаяны недостаточно для достижения состояния Будды, однако состояние Будды, описанное в Парамитаяне и Мантраяне, – одно и то же. Будет неверным утверждать, будто можно достичь состояния Будды путём одной только Парамитаяны, а затем следует войти в Мантраяну ради ещё более высокого плода. Хотя для того, чтобы стать Буддой, действительно необходимо в конце концов войти в Мантраяну, в целом можно сказать, что пути Парамитаяны и Мантраяны направлены к одному и тому же плоду. И отличие между ними состоит не в скорости, с которой этот плод достигается.

Нельзя сказать, чтобы достижение состояния Будды при помощи Мантраяны за одну жизнь нашей эпохи упадка (минуя неисчислимые кальпы практики) было чем-то обычным, поскольку и путей одних только низших тантр также недостаточно для осуществления этого состояния. Чтобы достичь состояния Будды, не посвящая практике неисчислимых кальп, в завершение пути необходимо войти в Ануттарайога тантру. Согласно "Агиму" Цонкапы, именно достижение состояния Будды за одну жизнь является отличительной чертой Ануттарайога тантры.

Пути трёх низших тантр более быстры, чем путь Парамитаяны, поскольку их пути накопления (самбхарамарга) и обучения (прайогамарга) не требуют неисчислимой кальпы практики, однако характер следования по путям просветления (даршанамарга) и созерцания (бхаванамарга) в этих тантрах в целом такой же, как в Парамитаяне. Необходимо, однако, отметить, что в Крия, Чарья и Йога тантрах говорится о возможности достичь состояния Будды за одну жизнь. Например, в Вайрочанабхисамбодхи тантре (относящейся к классу Чарья тантр) сказано: "Те бодхисаттвы, которые увлечены практикой Тайной Мантры, станут полностью и совершенно просветлёнными за одну жизнь". Подобные утверждения о реализации за одну жизнь средствами трёх низших тантр следует рассматривать лишь как преувеличение, допущенное в конкретной тантре.

Те, кто практикует три низшие тантры, способны достичь многих общих сиддх, посредством которых они видят Будд и бодхисаттв, слышат их учения и, пользуясь их поддержкой, без промедлений следуют практике, ведущей к просветлению; всё же, если не считать быстрого прохождения путей накопления и обучения, весь остальной путь для них очень долог. Согласно устной традиции, достижение состояния Будды за одну короткую жизнь этой эпохи упадка (которая сейчас составляет около шестидесяти лет) является специфической особенностью Ануттарайога тантры; однако достижение состояния Будды вообще за одну короткую жизнь – свойство также и низших тантр. Но эта "короткая жизнь" не тождественна короткой жизни эпохи упадка; здесь имеется в виду, что йогин может достичь (практикуя йогу идама, повторение мантр и прочее) продления жизни на многие кальпы. В течение этого времени практикующий как раз и имеет возможность обрести высочайшее просветление, опираясь на пути трёх низших тантр и войдя, в результате, в Ануттарайога тантру. В приведённом выше отрывке из Вайрочанабхисамбодхи говорится, очевидно, именно о такой, продлённой жизни.

Ошибочная идея: стадия зарождения – то же самое,

что йога идама

Шантидева в "Бодхичарьяаватаре" говорит о том, что бодхисаттва, достигший уровня даяния собственного тела (телесной жертвы), больше не страдает физически, а как следствие – и психически тоже; таким образом, он легко может отдать своё тело, если в этом есть необходимость. В "Сутре встречи Сына и Отца" (Питапутрасамагама) также говорится о способности бодхисаттвы сохранять чувство полноты блаженства в любых ситуациях – даже при пытках. Основываясь на этих учениях, Ратнаракшита ошибочно заключает, что великое блаженство, зарождаемое в Парамитаяне, является тем же самым блаженством, что и в Ануттарайога тантре. Он справедливо утверждает, что и Мантраяна, и Парамитаяна включают в себя созерцание шуньяты. Он также правильно указывает на то, что в Парамитаяне бодхисаттвы – в определённых случаях – используют атрибуты Камадхату: приятные формы, звуки, запахи, вкусы и осязательные ощущения, – и что, следовательно, использование желания нa пути не является специфической особенностью Мантраяны. По этому поводу он цитирует "Сутру Кашьяпы" (Кашьяпапариврата):


"Как городские нечистоты

Способны помочь росту сахарного тростника,

Так же и удобрение из клеш

Способствует росту у бодхисаттвы качеств Будды".

Он отмечает, что устремление бодхичитты, побуждаемой любовью и состраданием, едино для Парамитаяны и Мантраяны, что также верно. Однако он делает ошибочный вывод, что отличительной чертой Тантры является хедрим (стадия зарождения). Он утверждает, будто стадия зарождения в Ануттарайога тантре представляет из себя, в основном, йогу идама, а стадия завершения является, прежде всего, созерцанием шуньяты, – тогда как в действительности созерцание шуньяты – это как раз и есть основа йоги идама, хотя также оно входит и в стадию завершения.

Ошибочная идея: использование желания на пути

характерно для низших учеников

Трипитакамала говорит, что хотя цель у двух колесниц одна и та же (состояние Будды), всё же Мантраяна превосходит Парамитаяну по четырём пунктам.