Общий путь здесь – это Махаяна, точнее Махаяна Колесницы Совершенств (Парамитаяны), дающая всеведение и достижение Дхармакаи. Однако махаянистов, следующих Парамитаяне, можно в соответствии с их воззрением на шунью разделить на Мадхьямиков и Виджнянавадинов (также называющихся Читтаматринами). При этом не имеется в виду, что они относятся к различным колесницам, – все они относятся к одной колеснице. Однако существует разница в том, как глубоко они понимают таковость. Сказано, что Мадхьямики обладают сильными способностями, а Виджнянавадины – слабыми. Более того, Мадхьямики – это как раз те главные ученики, для которых и была преподана Парамитаяна. Читтаматрины же – это дополнительные, второстепенные ученики Парамитаяны.
В "Сутре Введения в формы Конечного и Бесконечного Развития" (Niyataniyatagatimudravatara) (14) сказано, что последователи Парамитаяны подразделяются на пять типов в соответствии со скоростью их продвижения по пути: двух бодхисаттв везут вол и слон соответственно, ещё один бодхисаттва рождён луной и солнцем, а два других сотворены сверхъестественными силами – шраваков и пратьекабудд (siddhi) или Будды (riddhi). Все они очень отличаются друг от друга по скорости продвижения, однако это не помещает их в разные колесницы. Следовательно, способности и скорость прогресса учеников – недостаточный критерий для выделения колесниц.
Речь об отдельных колесницах идёт в двух случаях: если, понимая под колесницей плод, или цель движения, можно увидеть значительное превосходство одной над другой; или если, понимая под колесницей средство движения, можно увидеть, что рассматриваемые пути приводят к различным телам. Однако если типы порождаемых путями тел не отличаются, то выделять для этих путей целые колесницы нет необходимости; колесницы и так содержат множество подразделений, связанных с неравными способностями учеников.
2.1.4. Каждая колесница по своей природе ведёт к полному просветлению
Хотя хинаянисты и не рассматривают свои пути с точки зрения возможности достижения состояния Будды, однако эти пути всё же являются методами, ведущими к реализации природы Будды. Поэтому нельзя прямо утверждать, что пути Хинаяны препятствуют полному просветлению. В "Белом Лотосе Прекрасного Учения" (Saddharmapundarika) (31) сказано:
"Чтобы они могли реализовать мудрость Будды,
Я преподал им эти методы.
Однако я никогда не говорил им: "Вы станете Буддами".
Почему? В силу знания своевременности".
И ещё:
"Для реализации ими мудрости Будды
Только один Хранитель появился в мире.
Не существует двух колесниц, есть только одна колесница,
И это – колесница достижения состояния Будды.
Я не веду путём низшей колесницы,
Но направляю чувствующих существ к могуществам,
Сосредоточению, освобождению и силам,
А также путям, подобным тем, где ждёт и познает
Будда – свободное существо.
Если бы, уже зная совершенно чистое просветление,
Я всё же вёл некоторых существ в низшей колеснице,
То совершил бы ошибку скупости, а это было бы дурно.
Существует одна колесница, а не две и никак не три.
Различие колесниц, преподанных миру,
Порождено уловкой".
Целью прихода Будды в мир было обретение мудрости ради спасения всех чувствующих существ. Все пути, которые он преподал, – это средства, ведущие к состоянию Будды. Будда не ведёт чувствующих существ путём низшей колесницы, которая не направлена на достижение состояния Будды, а укореняет их в тех силах и прочем, которые присутствуют в его собственном состоянии.
Если бы, уже достигнув просветления, он направлял, тем не менее, некоторых существ в низшую колесницу, не являющуюся средством достижения состояния Будды, то допустил бы ошибку, касающуюся Учения. Поскольку в итоге существует только одна колесница, то даже ученики, принадлежащие к низшим линиям преемственности, могут быть приведены к состоянию Будды; но Учитель, хотя и знал методы осуществления этого, не преподавал их таким ученикам – то есть как бы скрыл эти методы от них.
Это ясно показано в ''Сутре Правдивого" (Satyakaparivarta) (4): "Манджушри, если бы Татхагата учил Махаяне одних существ, Шравакаяне других, а Пратьекабуддаяне – третьих, то ум Татхагаты был бы весьма нечистым, не пребывающим в равновесии; ведь ему были бы свойственны ошибочные привязанности, частичное сострадание и видение вещей раличными. Кроме того, Татхагата проявлял бы скупость по отношению к Учению. Манджушри! Все учения, которые я даю чувствующим существам, существуют для достижения всеведущей мудрости (sarvakarajnana). Погружаясь в практику Махаяны и просветляясь, существа используют эти учения как средства достижения всеведения; все эти средства, без исключения, имеют одну цель. Вот почему я говорю, что не создаю различных колесниц".
Значение слов "... если бы Татхагата учил Махаяне одних существ..." уже было разъяснено выше.
Вопрос: "В "Орнаменте Сутр Махаяны" (68) Майтреи сказано:
"Если проницательный живёт в аду, то и это не будет препятствием
Для его движения к просветлению, обширного и безупречного.
Но если кто ищет блаженства ума в другой колеснице,
Он поможет себе и обретёт счастье, однако помешает своему просветлению."
Как следует нам рассматривать точку зрения, состоящую в том, что культивирование хинаянской мотивации мешает достижению высшего просветления, а рождение в аду – нет?"
Ответ: здесь нет ошибки, так как этот абзац означает, что если проницательный (то есть бодхисаттва) устремляется к Хинаяне, то этим уводит себя далеко в сторону от пути к состоянию Будды, но этого не происходит, если он живёт в аду. Нет противоречия в том, что махаянисту Хинаяна мешает обрести полное просветление, а хинаянисту – помогает. Первая строка этого четверостишия указывает на сынов Победоносного – бодхисаттв; то есть данное четверостишие не было дано как указание для всех практикующих, а потому не должно являться поводом для споров.
В "Сутре Краткого Собрания Всех Сочинений" (Sarvavaidaiyasammaha – Название выверить! – Нара) (5) сказано, что деление слов Победоносного на хорошие и плохие, подходящие и неподходящие, а также на проповеданные для шраваков, пратьекабудд или бодхисаттв – является отходом от Учения. Здесь идёт речь о том, чтобы рассматривать одни слова Будды как метод для достижения полного просветления, а другие – как препятствие.
В этой же сутре объясняется, что когда подобный отход от Учения происходит из-за ошибочного руководства, то это может быть очищено раскаянием в допущенной ошибке, осуществляемым трижды в день ежедневно на протяжении семи лет; однако для достижения уверенности, необходимой для перехода на следующий уровень, потребуется десять кальп. Отсюда очевидно, в какое огромное заблуждение впадает тот, кто пребывает в неверном понимании. Но если обретено верное понимание отсутствия противоречий между колесницами, то этого достаточно, чтобы уберечься от подобных ошибок.
Следует понять, что все данные Буддой учения являются методами, ведущими к состоянию Будды тех существ, которым они были преподаны. В подтверждение этому можно привести "Сутру Правдивого", где сказано, что как множество рек впадает в великий океан с разных сторон, так же и воды трёх колесниц впадают в великий океан природы Будды. Однако верно и то, что методы не одинаковы по полноте, быстроте путей и прочему – поскольку и уровни учеников, использующих эти методы, также не одинаковы.
Учитывая это, не следует отождествлять Махаяну и путь, являющийся сутью процесса достижения состояния Будды. По этому поводу в "Выражении Абсолютных Имён Мудрого Манджушри" (11) сказано:
"Движение всех трёх колесниц
Содержится в плоде одной колесницы".
Этот раздел содержит две части:
2.2.1. Деление Махаяны надвое;
2.2.2. Детальное объяснение форм вхождения в Мантраяну.
Этот раздел содержит три части:
2.2.1.1. Число разделов Махаяны;
2.2.1.2. Их характерные особенности;
2.2.1.3. Необходимость в этом разделении.
2.2.1.1. Число разделов Махаяны
"Введение в Суть Ануттарайога тантр" (Здесь должно быть санскритское название трактата, но оно, увы, нечитаемо. – Нара) (87) Шриддхакаравармы гласит: "Существует два типа колесниц; колесница причины – Колесница Основ и Совершенств (она же Колесница Бодхисаттв, Парамитаяна); а колесница результата – Колесница Тайной Мантры." Колесница Тайной Мантры, колесница результата и Ваджрная Колесница (Ваджраяна) – всё это синонимы Мантраяны; кроме того, её ещё называют Колесницей Метода. Термин "колесница причины и результата'' служит общим обозначением для двух колесниц (Парамитаяны и Мантраяны). В "Сутре, раскрывающей Тайну" (24), согласно цитате в "Искоренении двух крайностей Ваджраяны" (Vajrayanakotidvayapoha) (61) Джнянашри, говорится следующее:
"Когда колесо учений причины повёрнуто,
Колесница результата – кратчайший путь".
2.2.1.2. Характерные собенности разделов Махаяны
В книгах, посвящённых Мантраяне, эту колесницу называют ещё "Писаниями Видьядхар (Держателей Знания)" и "Собранием тантр". Что же касается термина "Колесница Тайной Мантры", то он указывает на то, что этот путь постигается скрытно, с соблюдением тайны, и не проповедуется тем, кто не является для него подходящим сосудом.
В слове "мантра" слог "ман" означает ум, a "тра" – покровительство. В восемнадцатой главе Гухьясамаджа тантры (Guhyasamajatantra) (12) сказано: