"Сознание, возникающее зависимо
От чувства и объекта,
Названо ман.
Tрa означает защиту.
Свободная от путей этого мира
Защита, использующая все ваджры
Разъяснённых обетов и клятв,
Названа практикой Мантры."
Следует также знать, что в другой интерпретации ман – это знание таковости, а трайа – сострадание, защищающее тех, кто кочует по шести сансарическим мирам.
Что же касается термина "колесница результата", то слово "результат" здесь указывает на четыре коренных совершенства: жилища, тела, возможностей и действий. Будучи совершенными, они являются дворцом, телом, силами (В переводе стоит слово "кармой", но откуда она у Будды?! – Нара) и деяниями Будды. В соответствии с этим, практикующий созерцает себя так, словно в настоящий момент действительно имеет чудесный дворец и друзей небожителей, а священные атрибуты и действия практикующего действительно очищают всё его окружение. Таким образом, можно сказать, что "колесница результата" называется так по той причине, что подразумевает движение путём созерцания, созвучного по содержанию с результатом – состоянием Будды. Шриддхакараварма во "Введении в суть Ануттарайога тантр" говорит: "Она названа колесницей результата потому, что с её помощью практикующий осуществляет совершенную чистоту тела, возможностей, жилища и поступков".
Что же касается термина "Ваджрная Колесница", то в "Безупречном Свете" (Vimaiaprabha) (80) (в своём комментарии на Калачакра тантру Ригден Падма Карпо указывает в качестве автора этого текста Нирманакаю Авалокитешвары) сказано: "Ваджр – это неделимое и великое нерушимое. Это Махаяна. И эта Мaхаяна – Ваджрная Колесница". Здесь идёт речь о сочетании Мантраяны, имеющей природу результата, и Парамитаяны, имеющей природу причины. Значение термина "Ваджрная Колесница" дано через понимание ваджра (целостности результата) как особенности Мантраяны, а причинности – как особенности Парамитаяны. "Причина и результат" – это указание на полную высшую шунью и высшее неизменное блаженство.
В "Кратком разъяснении посвящения" (Нечитаемое название на санскрите! – Нара) (3), входящем в цикл Калачакры, сказано:
"Это, принявшее пустотную форму, – причина;
Это, несущее неизменное сострадание, – результат.
Пустота и сострадание неразделимы
И зовутся бодхичиттой, просветлённой мыслью".
Их нераздельность является как колесницей причины (средством продвижения), так и колесницей результата (плодом). Однако такое определение Ваджраяны включает только Ануттарайога тантру, но не низшие тантры. Дело в том, что высшее неизменное блаженство может возникнуть только тогда, когда достигна ступень самадхи (имеется в виду система Калачакры); а ступени полноты ума и нижележащие, соответственно, являются лишь средствами достижения этого уровня. Три же низшие тантры не обладают всеми факторами, включёнными в причинные ступени, необходимые для достижения самадхи.
Таким образом, эта интерпретация термина "Ваджраяна" (также относящаяся к термину "колесница причины и результата") не отражает характерных особенностей колесницы. Следует рассмотреть термин "Ваджраяна" в котексте сказанного в "Букете цветов – разъяснении Гухьясамаджа тантры" Ратнакарешанти (77): "Относительно сущности Ваджраяны нужно сказать следующее. То, что объединяет Махаяну, – это шесть парамит. То, что объединяет парамиты, – это метод и мудрость. То, что объединяет метод с мудростью, – это бодхичитта. Это – медитативная стабилизация Вадж??? (Следующие не то 3, не то 4 слова написаны от руки и не читаются! – Нара) потому что ваджр и колесница – это Ваджрная Колесница, колесница Мантры". Таким образом, именно йога Ваджрасаттвы, реализующая неразрывное единство метода и мудрости, является Ваджраяной. Эта йога подразумевает одновременность пути и плода.
Поскольку Ваджраяна имеет больше искусных средств, чем Парамитаяна, она также называется Колесницей Метода. Джнянашри в своём "Искоренении двух крайностей" (61) говорит: "Благодаря неделимости, это Ваджрная Колесница. Благодаря тому, что результат становится путём, это колесница результата. Благодаря величию метода, это Колесница Метода. Благодаря особой секретности, это Тайная Колесница".
Термин "Писания Видьядхар" в отношении тантрических текстов представляет собой ссылку на то, что излагающий такое учение основывается на знании Мантры, – так это объяснено в "Тантре собрания вопросов Субaxy" (Название на санскрите неразборчиво! – Нара) (21) Буддхагухьи. Шраддхакараварма в своём "Введении в Значение Ануттарайога тантр" (87) даёт два способа классификации: в одном месте он выделяет Писания Видьядхар в самостоятельный класс текстов, не включённый в другие три (Винаю, Сутру и Абхидхарму); в другом же месте тантры туда всё же включаются. Заметим, что в "Вопросах Субаху" сказано: "Послушайте, я объясню это в соответствии с сутрой о Гухья Мантре".
Во многих тантрах также говорится о сутрах. Ратнакарашанти справедливо утверждает, что тексты класса тантр по сути являются сутрами, поскольку учат глубинному в сжатой форме. Однако если рассматривать типы текстов внутри самой Тантры, то среди них можно встретить также разъяснения, относящиеся к дисциплине и знанию (Винае и Абхидхарме). Следовательно, утверждение Абхаякары о том, что Писания Видьядхар включены во все три класса текстов, также можно считать правильным.
В комментарии к Гухьясамаджа Тантре термин "тантра" объясняется как длительность (непрерывность), причём выделяется три типа тантры: "тантра основы", то есть основа действий на пути; затем "тантра пути", очищающая основу; и, наконец, "тантра плода" – то есть плод очищения. Всё это тантры – в том смысле, что все три темы обсуждаются в текстах класса тантр. Термин "книжная тантра" (или "тантра словесного выражения") указывает на существование тантрического текста, где данная тантра обсуждается и разъясняется. Термин tantranta ("собрание тантр" или просто "собрание") означает группу тантр.
Методы Парамитаяны (Колесницы Совершенств) основываются на создании устремления к высшему просветлению ради блага всех чувствующих существ. В результате следования по этому пути реализуется шесть парамит; других средств (таких, например, как стадия зарождения и стадия завершения Ануттарайога тантры) в ней нет. Если исключить из определения Парамитаяны отсутствие других путей (оставив в качестве критериев лишь устремление к высшему просветлению ради всех чувствующих существ и шесть парамит), то Ваджраяна подпадала бы под такое определение и также могла бы называться Парамитаяной. Но Колесницу Совершенств называют колесницей причины именно потому, что она не включает путей, созвучных ранее указанным четырём плодам (жилищу, телу, силам и деяниям Будды), ограничиваясь лишь созерцанием их причин.
2.2.1.3. Необходимость разделения
Махаяны на Парамитаяну и Мантраяну
Этот раздел содержит две части:
2.2.2.1.3.1. Вопросы, вызывающие сомнения;
2.2.2.1.3.2. Ответ.
2.2.1.3.1. Вопросы, вызывающие сомнения
Почему Махаяна разделяется на две колесницы? Это разделение основано не на наличии устремления к высшему просветлению на благо всех существ, поскольку бодхисаттвы с целью достижения совершенств состояния Будды ради всех живых практикуют и путь Мантры, и путь Парамит. Просветление, которого они ищут ради всеобщего блага, также не разделяется на высшее и низшее. Следовательно, Махаяна не может быть разделена на две колесницы в соответствии с поиском практикующими того или иного просветления. Это разделение не связано и с познанием таковости феноменов, поскольку нет воззрения выше, чем воззрение сутр Праджняпарамиты, представленное Нагарджуной его "Трактате о Срединном Пути". Но если бы и было более высокое воззрение, оно не порождало бы отдельных колесниц; ведь, например, Парамитаяна включает в себя школы Мадхьямаку и Читтаматру, но не делится на соответствующие им колесницы.
Практика шести парамит также имеется и в Парамитаяне, и в Мантраяне. Следовательно, с точки зрения основных путей (метода и интуиции), разницы в процессах достижения Рупакай и Дхармакаи нет. Хотя в Мантраяне и есть некоторые пути, отсутствующие в Парамитаяне, но эти пути не являются основными. Так что для обоснования разделения колесниц этого различия недостаточно.
Различия учеников по силе способностей и быстроте продвижения также недостаточно для выделения колесниц. Ведь Парамитаяна не содержит отдельных колесниц, несмотря на разнообразие способностей практикующих. А внутри Мантраяны, если следовать такому принципу деления, колесниц пришлось бы выделить множество.
Этот раздел содержит две части:
2.2.1.3.2.1. Опровержение ошибочных взглядов;
2.2.1.3.2.2. Правильная позиция.
2.2.1.3.2.1. Опровержение ошибочных взглядов
относительно разделения Махаяны на Парамитаяну и Мантраяну
Некоторые говорят: "Мантраяна была предложена для смирения учеников, имеющих желания, а Парамитаяна – для обучения учеников, свободных от желаний. Поэтому наличие отказа от желаний у следующего пути является критерием разделения Махаяны на две колесницы".