Сейчас это будет разобрано. Здесь говорится, что Махаяна разделена на Мантраяну и Парамитаяну, поскольку следующие этим колесницам ученики осваивают путь без отказа от желаний или путь с отказом от желаний соответственно. Но так как обе колесницы допускают использование обоих путей, следовательно такая особенность не может служить критерием. Существует много бодхисаттв-домохозяев, следующих путём Парамитаяны, но не отвергающих нечистых деяний. Кроме того, существуют во множестве люди, искусные в методе, поступки которых, однако, не имеют никакого отношения к принципу великого альтруизма и попросту нечисты; таков, например, брамин Хукарма. С другой стороны, среди практикующих Мантраяну много тех, кто отверг привязанность к предметам мира желаний. Следует ещё сказать, что само утверждение о возможности вплоть до самого достижения состояния Будды (или даже после него) оставаться несвободным от желаний этого мира –противоречиво.
Возражение: Сказанное можно отнести лишь к главным ученикам, которые принадлежат к этим путям изначально; но ко всей совокупности следующих путём Парамиты или Мантраяны это неприменимо. Более того, чтобы быть учеником Мантраяны, недостаточно одной лишь способности следовать путями этой колесницы, не отказываясь намеренно от объектов мира желаний. Вступление в число учеников Мантраяны зависит от накопления заслуг, дающего возможность желанию быть причиной освобождения – в качестве вспомогательного средства.
Ответ: "Сампута Тантра" (Samputatantra) (22), на которой мы подробнее остановимся ниже, гласит:
"Смех, взгляд,
Прикосновения рук и взаимообъятия:
Четыре аспекта существуют жизнью насекомых
Как четыре тантры".
Поэтому мы должны утверждать, что каждый из овладевших четырьмя тантрами использует удовольствие на пути в зависимости от ??? ??? ??? (Три слова неразборчиво! – Нара) (взгляд, смех, прикосновение рук и соединение). Наличие способности использовать удовольствие на пути зависит от индивидуальности, присущей только что вошедшему в Мантраяну или Парамитаяну; разделять колесницы оно не может.
Аналогичным образом, Махаяна не может быть разделена на Мантраяну и Парамитаяну в зависимости от наличия у путей "украшения блаженством" или концентрации на основных точках тела и ума.
Дело в том, что выражение "украшение блаженством" указывает на такие явления, возникающие при освоении пути, как особое блаженство тела и особая радость ума, в результате которых ум стойко пребывает на своём объекте. Однако Асанга говорит в своём "Трактате об Уровнях" (Плохо читаемое английское название! – Нара) (38), чтo при начальном достижении состояния шаматхи физическое дыхание любого человека становится упругим, в результате чего в теле возникает великое блаженство, а в уме – особая радость. И ум, соответственно, спокойно пребывает на своём объекте. Выходит, что особое физическое блаженство и особая умственная радость не зависят даже от того, является ли индивид буддистом. Как же с помощью такого критерия установить разделение путей на Мантаряну и Парамитаяну? Поскольку я подробно разобрал эту тему в "Стадиях Пути, общих для Колесниц" (94), то здесь не буду более детально останавливаться на этом.
Возражение: Выражение "украшение блаженством" указывает на познание смысла таковости, происходящее от "тающего блаженства", которое, в свою очередь, возникает при соблюдении правил достижения особой сущности встречи и совместном пребывании белой и красной бодхичитт.
Ответ: Это не может быть основным различием Мантраяны и Парамитаяны, так как здесь описана особенность Ануттарайога тантры, не свойственная низшим тантрам. Следует понимать, что по той же причине и наличие концентрации на основных точках ума и тела не может быть основным отличием Мантраяны от Парамитаяны.
2.2.1.3.2.2. Правильный взгляд относительно
разделения Махаяны на Парамитаяну и Мантраяну
Этот раздел содержит две части:
2.2.1.3.2.2.1. Собственно необходимость разделения Махаяны на две колесницы;
2.2.1.3.2.2.2. Учение о том, что плоды двух колесниц, несмотря на различия в путях, не различаются как высший и низший.
разделения Махаяны на Парамитаяну и Мантраяну
Этот раздел содержит три части:
2.2.1.3.2.2.1.1. Необходимость разделения;
2.2.1.3.2.2.1.2. Цитируемые источники;
2.2.1.3.2.2.1.3. Ответ на возражения.
2.2.1.3.2.2.1.1. Собственно необходимость разделения
Если понимать под колесницей плод, к которому ученик движется, то в этом смысле Мантраяна и Парамитаяна не различаются как высшая колесница и низшая. Объект стремления обоих путей – это состояние Будды, которое представляет собой устранение всех пороков и полноту всех благоприятных признаков. Следовательно, эти колесницы различны как средства, с помощью которых ученики прогрессируют. Однако при этом между ними нет различий в понимании шуньи, бодхичитте (стремлении к высшему просветлению ради всех чувствующих существ) и практике шести парамит. Следовательно, в этих аспектах колесницы схожи и как средства.
Вопрос: С какой же точки зрения они разделяются?
Ответ: Оба типа махаянистов превыше всего стремятся к достижению целей других живых существ, а не своих собственных; поэтому само по себе просветление как личное достижение главной их целью не является. Они, тем не менее, ищут высшего просветления на благо живых существ, рассматривая состояние Будды как средство достижения целей всех живущих. По этому поводу Майтрейя в "Орнаменте Реализации" (Abhisamayalomkara) (69) говорит:
"Зрелость ума – это желание полного
Совершенного просветления ради других".
Зарождение бодхичитты одинаково для обоих типов махаянистов. Что же касается тел, то тот Будда, который истинно явлен ученикам и удовлетворяет их стремления, – это не Дхармакая, а два аспекта Рупакаи (Самбхогакая и Нирманакая). Дхармакая достигается при помощи интуиции, познающей шунью, а Рупакая реализуется посредством обширных методов. Эти тела не могут быть достигнуты ни интуицией отдельно от метода, ни методом отдельно от интуиции. Поэтому и необходимо единство интуиции и метода, что также является общим положением для всех махаянистов.
Без познания характера существования дхарм индивид не может полностью погасить страдания и пересечь океан круговорота бытия. Поэтому интуиция, познающая шунью (глубину, пустоту, бездну, относительность), объединяет практиков Мантраяны и Парамитаяны не только между собой, но также и с двумя низшими типами благородных личностей (арьев): шраваками и пратьекабуддами.
Таким образом, главная отличительная черта путей Махаяны – это методы, превращающие практикующего в защиту и прибежище для всех чувствующих существ на всё время существования Сансары (что осуществляется посредством явления удачливым ученикам в виде Рупакай). Практикующие Парамитаяну осваивают пути, созвучные с Дхармакаей (которая свободна от условностей и дуалистичной концепции существования индивидуального "я"), посредством медитации на таковость дхарм, не ограниченной частными деталями и прочим, упомянутым выше. Однако, в отличие от практикующих Мантраяну, они не знают путей медитации, которые были бы созвучны с украшенной большими и малыми признаками Рупакаей.
Таким образом, существует большое различие в содержании Парамитаяны и Мантаряны, которое касается наличия метода достижения Рупакаи ради блага других. Именно этот метод и позволяет разделить Махаяну на две колесницы.
В целом, таким образом, необходимо разделять Хинаяну и Махаяну, а также две Махаяны на основании метода, а не на основании интуиции, познающей шунью. Коренной метод здесь рассматривается с точки зрения возможности достижения Рупакай; йога идама Мантраяны является высшей по отношению к методу Парамит, поскольку использует созерцание себя подобным Рупакае.
2.2.1.3.2.2.1.2. Цитируемые источники
Этот раздел содержит две части:
2.2.1.3.2.2.1.2.1. Как метод объяснён в текстах Ануттарайоги;
2.2.1.3.2.2.1.2.2. Как он объяснён в текстах низших тантр.
2.2.1.3.2.2.1.2.1. Как метод объяснён в текстах класса Ануттарайоги
Этот раздел содержит две части:
2.2.1.3.2.2.1.2.1.1. Как метод объяснён в тантрах;
2.2.1.3.2.2.1.2.1.2. Как метод объяснён в комментариях.
2.2.1.3.2.2.1.2.1.1. Как метод объяснён в тантрах Ануттарайоги
Первая глава Ваджрапанджара тантры (Vajrapanjara) (28) ясно определяет метод:
"Если бы шунья была методом, тогда состояния
Будды не могло бы быть, поскольку не может быть плода,
Не родственного причине.
Поэтому метод – не в шунье.
Победоносные учат шунье
Для преодоления концепции "я".
Они учат этому тех, кто сбился с пути,
И тех, кто гоняется за иллюзией "я".
Вот почему круг мандалы – это метод,
Метод блаженной связи.
Через йогу гордости Будды
Можно приблизиться и к состоянию Будды.
Учитель имеет два и тридцать признаков,
А также и все восемьдесят знаков.
Так что метод постижения – в том,
Чтобы принять форму Учителя".
Эти четыре стансы поочерёдно:
1) опровергают утверждение, что созерцанием шуньи метод ограничивается;
2) указывают цель изучения шуньи;