Последние среди обладающих высшими способностями принимают радость недвойственной мудрости, но не отказываются и от стремлений сферы желаний (камадхату). В результате достижения желаемого объекта их умы разрушаются, и они не входят в самадхи. Им даётся самаямудра (мудра обета, реальная юм), обладающая признаками видьи, объяснёнными в тантрах: некоторыми особенностями внешнего вида, красотой, определённым возрастом, происхождением из правильной готры, прекрасным владением тантрами и мантрами, а также безупречным хранением тантрических обетов.
Кармамудра (реальная юм, для которой не обязательно обладание всеми этими признаками) преподана для тех, чьё желание очень велико, знание же таковости мало, а ум не способен обрести равновесие с помощью других методов. Они также практикуют в соответствии с божеством, представляя юм имеющей мантрическое тело идама и природу мудрости, а себя – обладающим формой всеведущего Будды, который источает великое сострадание.
Для этой группы практикующих Трипитакамала в "Светильнике Трёх Способов" не указывает уровень способностей, значения кармамудры он также не объясняет; однако Джнянакирти говорит, что слабейшие из обладающих высшими способностями практикуют либо самаямудру, либо кармамудру (с учётом их специфики). Возможно, Джнянакирти указывает здесь на особенности практики, заключающиеся в действительном участии мудры и полной реализации видьи.
Соответственно, для практикующих Мантраяны, обладающих лучшими способностями и не влекомых сферой желаний (то есть не влекомых признаками реальной или созерцаемой видьи), проповедана медитация махамудры – недвойственности метода и интуиции, – не предполагающая никакой юм.
Для тех, кто стремится к сфере желаний, но не желает внешней видьи (реальной юм), преподано созерцание джнянамудры. Тем, кто стремится к внешней видье, дозволяются и самаямудра, и кармамудра (то есть и обладающая, и не обладающая полнотой признаков юм). И если заявить, что эта система является собственным изобретением учителя Трипитакамалы, придётся признать, что главные ученики Ануттарайоги имеют огромное стремление в сфере желаний, в чём содержится противоречие.
2.2.1.3.2.2.2.2.2.2.4. Особенность Мантраяны, состоящая в том,
что она создана для обладающих сильными способностями
Учитель Трипитакамала объясняет, что практикующие четыре благородных Истины не знают таковости (татхаты), а следовательно – обладают слабыми способностями. Практикующие Парамиты заблуждаются относительно метода, поэтому их способности средние. Приверженцы же мантраянского подхода не закрыты ни от чего, следовательно обладают сильными способностями; искусные в средствах, они обретают весьма чистое состояние через использование того, что других привело бы к дурным рождениям (гати). В "Кратком разъяснении всех слов" Джнянакирти сказано:
"Те, кому не нравится созерцание
Джнянамудры и прочего,
Имеют малую силу интуиции, поэтому им
Не следует созерцать махамудру.
Чтобы помочь им, Всеведущий
Учит истинным обликам самого
Ваджрасаттвы и других
Под именем махамудры".
Здесь он объясняет, что для тех, кто не может созерцать махамудру из-за слабой силы интуиции и не испытывает влечения к созерцанию трёх других мудр (джняна, самая и карма), проповедано созерцание тела идама под именем махамудры, относящееся к уровню Йога тантры, посредством чего можно овладеть также уровнями Чарья тантры и Крия тантры.
2.2.1.3.2.2.2.2.2.2.5. Опровержение этих положений
Даже практикующие Парамитаяну считают, что метод заключается в великом сострадании, мудрость – в познании отсутствия самобытия, а путь образуется их соединением. Если бы парамита даяния предполагала действительное удовлетворение желаний всех живых существ путём даяния им материальных вещей (например, собственной головы), то парамиту даяния невозможно было бы завершить. Но это предположение отвергают даже сами последователи Парамитаяны; они говорят, что парамита даяния означает очищение пятен скупости, искоренение установки на владение собственностью и предельное культивирование установки на даяние. В "Бодхичарьяаватаре" Шантидевы (8) сказано:
"Если через избавление существ от нищеты
Осуществляется парамита даяния,
То как эти защитники могли обрести парамиту,
Когда всё ещё остаются бедные?
Через готовность отдать живым существам
Всё своё имущество и даже кармические плоды этого даяния
Осуществляется, как сказано, парамита даяния.
Таким образом, она заключается в намерении".
Поэтому разъяснение Трипитакамалы, касающееся неомрачённости, представляется сомнительным. Постулируемая направленность Мантраяны на обучение тех, у кого высокие способности, также выглядит сомнительно, поскольку аргументом этому выступала уже опровергнутая выше омрачённость практикующих Парамитаяну по отношению к методу.
Утверждается наличие особенности, заключающейся в использовании на пути стремления к признакам сферы желаний; но поскольку, как говорит Трипитакамала, наиболее способные ученики Мантраяны не имеют этого стремления, значит это не характеризует как раз тех главных учеников, для которых и была дана Мантраяна. Получается, что это не может быть особенностью Мантраяны в целом.
Во многих местах объясняется, что лучшие ученики Мантраяны, пройдя полностью стадию зарождения и упрочив её, вступают в практику, связанную с видьей, становясь таким образом полностью просветлёнными уже в этой жизни. Поэтому утверждение о том, что джнянамудра, самаямудра и прочие необходимы тем, у кого средние или слабые способности, сомнительно. Таким образом, к этим и подобным утверждениям следует относиться критически.
Многие тибетские ламы объясняют, что под "множеством методов" понимается множество собраний деяний умиротворения и прочих, а "отсутствие трудностей" они трактуют как использование на пути признаков сферы желаний; это, однако, не отражено ни в работах учителя Трипитакамалы, ни у учителя Джнянакирти.
2.2.2. Детальное объяснение форм вхождения в Мантраяну
Этот раздел содержит три части:
2.2.2.1. Число дверей вхождения в Мантраяну;
2.2.2.2. Описание особенностей, характеризующих разные двери;
2.2.2.3. Стадии продвижения по путям, обладающим этими особенностями.
2.2.2.1. Число дверей вхождения в Мантраяну
В тринадцатой главе "Ваджрапанджары" сказано:
"Крия тантра – для слабых,
Йога бездействия – для тех, кто сильнее,
Высшая Йога – для высших существ,
Ануттарайога – для наивысших".
То есть, если мы говорим о практикующих Ваджраяну, четыре группы тантр предназначены соответственно для низших из учеников, средних, высших и, наконец, наивысших. Таким образом, в соответствии с четырьмя группами тантр существует и четыре двери вхождения.
Шраддхакараварма во "Введении в Смысл Ануттарайога тантр" объясняет: "Существует четыре подхода к практике Тайной Мантры (она же Гухьямантраяна, Пхалаяна или Ваджраяна). Эти подходы известны как Крия тантра, Чарья тантра, Йога тантра и Ануттарайога тантра."
2.2.2.2. Описание характерных особенностей
различных дверей вхождения в Мантраяну
Этот раздел содержит две части:
2.2.2.2.1. Вопрос;
2.2.2.2.2. Ответ.
2.2.2.2.1. Вопрос о характерных особенностях
различных дверей вхождения в Мантраяну
Двери вхождения в Мантраяну – под которыми понимаются различные ступени (то есть группы тантр), выделяемые с точки зрения того, низшие и высшие ученики на них находятся, – не могут рассматриваться как высшие или низшие объекты стремления или достижения, поскольку все практикующие Мантраяну равным образом зарождают устремление Махаяны, состоящее в поиске высшего просветления (своего блага) ради всех живых существ (блага других). Двери вхождения в Мантраяну также не различаются и путями, так как путь любой группы тантр служит причиной достижения двух тел. Пути всех тантр сходны как в том, что Дхармакая достигается интуицией, познающей шуньяту, так и в том, что Рупакая достигается практикой йоги идама. На основании этого тантры и объединяются в колесницу, называемую Мантраяной.
Если бы колесницы или двери вхождения (то есть группы тантр) можно было выделять на основании любых отличительных признаков у путей (например, на основании особенностей йоги идама), то внутри одной только Ануттарайога тантры содержалось бы множество колесниц. Более того, внутри отдельной тантры класса Ануттарайоги – Гухьясамаджи, к примеру, – можно было бы выделить несколько дверей вхождения на основании того (если мы разовьём наш пример), что в трактате "Собрание Ваджрной Мудрости" (Джнянаваджрасамуччая) (7), объясняющем Гухьясамаджу, говорится о следующих пяти типах практикующих, перечисленных от низшего к высшему: лотос, сандал, белый лотос, утпала и драгоценность.