Из-за того, что в низших тантрах отсутствует этот особый метод использования страсти на пути, ту ветвь из семи, которая касается единства (союза двух), в этих тантрах не преподают. Однако, поскольку низшие тантры всё-таки используют на пути радость, исходящую из смеха, взгляда, рукопожатия и объятия, можно сказать, что использование страсти к признакам камадхату является общей чертой всех групп тантр. В двадцать пятом разделе "Гроздей" Абхаякары сказано: "Крия, Чарья, Йога и Ануттарайога тантры внешне подобны смеху, взгляду, соприкосновению рук и союзу двоих. Таким образом, в некоторых тантрах средство реализации страсти Яб и Юм, то есть метода и интуиции, – это взгляд (Крия тантра); в некоторых – улыбка (Чарья тантра); в некоторых – рукопожатие или объятия (Йога тантра); в некоторых – союз двоих (Ануттарайога тантра)". Далее, в третьей главе продолжения Хеваджра тантры сказано:
"Смех и взгляд,
Объятия и единение -
Вот, что делит тантры на четыре типа".
В своём "Комментарии на Трудные Вопросы Хеваджра Тантры" Ратнакарашанти говорит: "Слово "четыре" означает Крия, Чарья, Йога и Ануттарайога тантры, которые выражены через смех, взгляд, объятия и союз двоих. Имеется в виду, что в некоторых тантрах (Крия) смех указывает на страсть Отца и Матери (метода и интуиции); в некоторых, далее, это взгляд; в некоторых тантрах объятия, а в некоторых – союз двоих".
В данном контексте, когда упоминается взгляд, то имеются в виду смотрящие боги; аналогично следует понимать смех, объятия и соединение. Каково назначение взаимных взглядов и прочего? Это средства, которыми реализуется взаимная страсть метода и интуиции; бог и богиня демонстрируют такими способами своё влечение друг к другу.
Далее, поскольку такие божества, как Вайрочана, Лочана и прочие, сами не являются захваченными страстью, то практикующий может применять метод страсти в рамках йоги идама, используя желание в форме, например, взгляда. Нужно отметить, что если практики Крия, Чарья, Йога и Ануттарайога тантр, в которых мужские и женские идамы смотрят друг на друга и так далее, не могут быть применены отдельными учениками, то нельзя определять тип этих учеников по такому принципу.
Необходимо также сказать, что не только выбор смеха или другого пути применения страсти предлагается в Ануттарайоге для определения принадлежности к одной из четырёх тантр; с этой же целью используются и другие особенности низших групп тантр. В "Детальном Описании Ритуала Амогхапаши" (Амогхапашакалпараджа, Крия тантра) (9) сказано: "Бхагаван смотрит на Бхрикути". И далее: "Он устремляет свой взор направо и видит богиню Тару, застенчивую и с гибким телом, являющую мудру высшего даяния. Слева находится богиня Сундари из лотосового семейства; она застенчива; её взгляд, согласно путям Махаяны, направлен на Амогхапашу".
В "Вайрочанабхисамбодхи" (25) (Чарья тантра) сказано:
"Справа – богиня, которую зовут
Буддхалочана, на её
Лице лёгкая улыбка.
Окружённое светом полного понимания,
Тело Непревзойдённой совершенно чисто.
Она – супруга Шакьямуни".
И далее:
"Изображён Авалокитешвара,
Подобный раковине, жасмину и луне;
Этот герой восседает на троне белого лотоса,
На его голове находится Амитабха,
Который таинственно улыбается.
Справа – богиня.
Её имя Тара, она дарует
Счастье и отгоняет страх".
В "Ваджрасхекхаре" (29) (Йога тантра) сказано:
"Обхватив запястья, богиня Ваджра
производит звуки. В сторону же Бхагавана
Повернула голову Его собственная богиня.
Улыбаясь и пристально глядя в Его глаза,
Она держит руки Бхагавана".
В "Парамадьи" (20) (Йогa тантра) сказано:
"С этой стороны находится Махаваджа,
Поднявший стрелу.
Его переплетённые руки держат гордо реющий
Флаг победы,
Украшенный изображениями драконов".
Таковы примеры применения взгляда и прочего. Практикующий преображает себя в соответствующее божество и использует на пути радостное блаженство взаимной страсти пары идамов, возникающее, например, при их встрече взглядами.
В низших группах тантр не применяется страсть к внешней мудре (реальной супруге) как таковой, и даже в Ануттарайоге это не проповедуется, поэтому под супругой во всех случаях следует понимать медитативных богинь (таких, как Лочана).
Поскольку ученики небольшой силы вряд ли способны сразу использовать великую страсть на пути, она проповедуется постепенно, начиная с малого. Ниже будет показано, что сперва йога идама становится неколебимой, и может быть достигнуто самадхи через созерцание шуньяты; в результате этого реализуется мудрость богини, относящейся к используемому практикующим семейству (например, мудрость богини Лочаны); а уже после этого на пути используется страсть – посредством взгляда и прочего.
Вирьяваджра в "Комментарии на Сампута тантру" (97) говорит: "Смех, взгляд, прикосновения рук – это указания на то, что неконцептуальное блаженство зарождается в звуке смеха, при взгляде на тело, во время соприкосновения, объятий или соединения двоих. Упоминание насекомых – указание на неосквернённое великое блаженство и шуньяту: подобно тому, как насекомое зарождается на дереве и затем питается деревом, самадхи зарождается от блаженства страсти и осуществляется в шуньяте, чем страсть исчерпывается".
В двадцать третьей главе "Гроздей" Абхаякары сказано: "Тантра смеха подобна по переживаемому блаженству пребыванию на небесах Нирманарати." Подобные утверждения указывают на небожителей лишь в качестве примера, их вовсе не следует понимать в том смысле, что боги и есть основные практики тантр.
Хотя неоднозначность определения понятий в целом характерна для Ваджраяны, основные учения Ваджраяны, изначально в ней существовавшие, относятся к камадхату (миру желаний) и не содержат противоречий относительно веры в достижимость полного просветления при помощи использования страсти к признакам камадхату, которыми обладает видья, на пути. Ануттарайога учит использовать желание (при помощи смеха и прочего), возникающее при познании как реальной, так и созерцаемой видьи; в трёх низших тантрах, однако, на пути используется только радость от рассматривания признаков камадхату, имеющихся у созерцаемой видьи. Поскольку в Йога тантрах даже медитация на союзе органов неуместна, то на пути используется радость, основанная на иных типах касания – рукопожатии или объятьях. Радость, которая возникает от смеха и взгляда (но не касания!), используется в Чарья и Крия тантрах соответственно. Синонимичные названия четырёх групп тантр, используемые в Ануттарайоге (а именно: тантры взгляда, смеха, соприкосновения рук и союза двоих), объясняются именно этими особенностями и указывают на соответствующие различиями между путями этих тантр и практикующими их учениками.
Теперь я объясню значение тех названий четырёх тантр, которые обычно употребляются в тантрических текстах (то есть Крия, Чарья, Йога и Ануттарайога), и соответствующие различия между учениками.
Средствами использования признаков камадхату на пути являются созерцание шуньяты и йога идама. Те практикующие, которым необходимо множество внешних действий для осуществления двух этих йог, являются учениками Крия тантры. Те, чьё внутреннее самадхи уравновешивается немногими действиями, являются учениками Чарья тантры. Полагающиеся в основном на самадхи и прибегающие лишь к незначительному числу внешних действий являются учениками Йога тантры. Те же, кто вообще не полагается на внешние действия и может без них зародить наивысшую йогу, являются учениками Ануттарайога тантры.
Это описание учеников дано в соответствии со смыслом названий четырёх групп тантр. Крия тантры названы так потому, что в них доминируют действия. Чарья тантры названы так потому, что действия и самадхи присутствуют в них в равновесии. Йога тантры названы так потому, что центральной для них является внутренняя йога. Ануттарайога тантры названы так потому, что более высокой йоги не существует.
Названия четырёх групп тантр, таким образом, объясняются через свойства их основных учеников, однако нельзя сказать, чтобы все ученики этих групп действительно обладали именно такими свойствами. Анандагарбха говорит в своём "Освещении "Собрания Основ"", что второе продолжение "Собрания Основ" было написано для тех, кто испытывает страх перед практикой йоги идама. Хотя ученики, как правило, в той или иной степени заинтересованы и во внешних действиях, и в практике йоги, не всякий такой интерес бывает подкреплён возможностями реализации; поэтому не следует определять основных учеников четырёх групп тантр через их интересы. Необходимо понимать, что верным является описание основных учеников, в кототором они определяются, в частности, через то, полагаются ли они в действительности на многочисленные или же на немногочисленные внешние действия. В "Светильнике Трёх Способов" Трипитакамалы сказано:
"В силу взаимообусловленности, присущей каждому новому рождению, некоторые не могут успокоиться и обрести умственного равновесия, если не живут в лесу, вдали от людей, или если не используют таких практик, как купание, рисование мандалы, подношение, сжигание подношения, аскетизм и начитывание. Для таких людей преподана Крия тантра. Есть также и такие, чьи умы от рождения сродственны татхате; силой своей веры они достигают мудрости, используя действия, проповеданные Сугатой (Ушедшим в блаженстве, Буддой). Они полагаются на действия; для них были преподаны фундаментальные (Базовые? Опорные? – Нара) тантры, действий в которых описано достаточно, но не слишком много".
Под "фундаментальными тантрами" здесь подразумеваются Чарья тантры. Тантры относятся к группе Крия, если в основном учат внешним действиям (даже если конкретный текст при этом затрагивает также и тему внутреннего – самадхи). Буддхагухья в "Слове Комментария на Вайрочанабхисамбодхи" (43) говорит: "Крия тантры преимущественно касаются внешних практик, но и внутренние практики в них присутствуют". Также и Ваджрагарбха в "Комментарии на общий смысл Хеваджра тантры" (Hevajrapindarthatika) (95) показывает, что для тех, кто мало способен медитировать на татхате, а в основном погружён во внешние действия, предназначены Крия тантры.