5. Из обеих хинаянских систем сиддханты (Вайбхашика и Саутрантика) и обеих махаянских систем (Читтаматра и Мадхьямика) каждая представляет пути Хинаяны (шраваков и пратьекабудд) и Махаяны (бодхисаттв).
6. Причиной для существования четырёх школ сиддханты являются различия в способностях индивидов – в частности, гордыня желания высшего при невозможности действительного достижения; из-за этого низшие, незавершённые системы преподаны так, как если бы они были окончательными.
7. Различие между Хинаяной и Махаяной, а также между двумя Махаянами содержится как в аспекте плода, так и в аспекте способа движения (имеются в виду два значения термина "колесница").
8. Пустотная природа ума делает возможным безграничное развитие метода и интуиции.
9. Различия между Хинаяной и Махаяной касаются как того, к какой цели движется индивид (в одном случае это архат, ищущий блага для себя, в другом – Будда, ищущий блага для всех чувствующих существ), так и тех средств, с помощью которых эта цель достигается (причём эти различия касаются метода, но не касаются интуиции).
10. С точки зрения Прасангики-Мадхьямаки, интуиция в обеих колесницах одна и та же, так как корнем сансары для них равно является концепция индивидуального "я" личности и других дхарм; архаты освобождаются от сансары, победив врага – клешу неведения.
11. Поэтому пути как Хинаяны, так и Махаяны включают реализацию тонкой шуньи, то есть познания отсутствия самобытия личности и других дхарм.
12. Поэтому различие между Хинаяной и Махаяной, касающееся средств, с помощью которых индивид движется, лежит не в интуиции, а в методе – то есть мотивации и сопутствующих действиях. Мотивацией Хинаяны является желание обрести освобождение от сансары для себя, в то время как махаянской мотивацией является желание достичь состояния Будды ради спасения всех живых.
13. Существует два типа помех: помехи клеш (препятствующие освобождению из сансары) и помехи, препятствующие всеведению – одновременному познанию двух истин (абсолютной и относительной), или пустоты и пустотных объектов.
14. Помехи клеш следующие: вера в реальность индивидуального "я" личности и индивидуального "я" других дхарм, другие клеши, побуждаемые этой, а также их следствия.
15. Помехи к сарваджняне (всеведению) – это предубеждения, порождённые концепцией индивидуального "я", создающие ложное представление о существовании индивидуального "я" и мешающие непосредственному и одновременному познанию двух истин.
16. Если целью является только преодоление помех клеш, то для этого достаточно неглубокого проникновения в шуньяту. Если же целью является не только преодоление клеш, но и искоренение препятствий к сарваджняне и достижение, таким образом, состояния Будды, то необходимо полностью постичь шуньяту посредством ума, свободного от ограничений.
17. Следовательно, хотя между Хинаяной и Махаяной нет разницы в интуиции, всё же существует различие в способе достижения конечного результата.
18. Две Махаяны (Парамитаяна и Мантраяна) имеют общий плод и общую мудрость, следовательно различие лежит в методе и касается специфической черты тантры – йоги идама.
19. Практикующий тантру должен обладать особенно сильным состраданием, пребывая в величайшем стремлении стать Буддой, чтобы помочь другим живым существам.
20. Метод в Парамитаяне и Мантраяне сходен – это бодхичитта в качестве основы практики, а также действия шести парамит. Следовательно, Мантраяна не отвергает, а дополняет относительную (намерения и действия) и абсолютную (непосредственной реализации шуньяты) бодхичитты. Дополнительная особенность Мантраяны заключается в йоге идама.
21. Различие в скорости, существующее между двумя Махаянами, связано с более быстрым накоплением заслуг в Мантраяне (если индивид способен её практиковать) при реализации йоги идама, которая включает созерцание, реализующее тождество с Рупакаей Будды, местопребыванием (жинхором), силами и деяниями.
22. Йога шуньяты является основной чертой буддийской йоги идама, отличающей её от небуддийской йоги идама.
23. Йога шуньяты призывает твёрдо укорениться в отсутствии концепций, что противоположно установке на существование индивидуального "я", которое якобы может быть обнаружено в результате поиска и существование которого кажется столь очевидным.
24. Йога идама предполагает стремление ума к реализации шуньяты и растворению себя в ней; но ради помощи другим, из сострадания, ум принимается облик идама.
25. "Ваджр" означает нераздельный союз интуиции, познающей шунью, и сострадания.
26. Парамитаяна не включает йогу идама, хотя и практикует созерцание, реализующее тождественность с Дхармакаей, – созерцание шуньяты, подобное пребыванию в пространстве.
27. Любая тантрическая практика является или йогой идама, или йогой шуньяты, или способом усилить одну из этих двух йог.
28. Одной Парамитаяны недостаточно для достижения состояния Будды, недостаточно и одних только низших тантр; для преодоления наиболее тонких препятствий к сарваджняне необходима Ануттарайога тантра.
29. Тантраяна отличается от Парамитаяны скоростью движения по пути с начала накопления до просветления; в Парамитаяне требуются неисчислимые кальпы практики.
30. Достижение состояния Будды за одну жизнь является отличительной чертой Ануттарайога тантры. Следовательно, быстрота Мантраяны по сравнению с Парамитаяной не обязательно обеспечивает достижение состояния Будды за одну жизнь этой эпохи упадка.
31. Поскольку практики Парамитаяны необходимы и являются основой Мантраяны, то следует рассматривать даже её вспомогательные практики (например, познание непостоянства, способствующее реализации шуньяты) как важные и содействующие пути Мантраяны.