Смекни!
smekni.com

Ступени Великого Пути Победоносного Владыки Ваджрадхары, или так называемый Анализ сущности Всех Тайн Агрим (стр. 3 из 29)

Мы утверждаем, что многие давали наставления в помощь достижению этой цели, но только Будда в своём Учении настаивал на том, что следует заботиться о других больше, чем о самом себе; а также на том, что необходимо взращивать устремление окончательно привести все существа к состоянию, свободному от страданий и причин страдания. Все мировые религиозные системы учат тому, как привнести в ум некоторый покой и как очистить поток сознания от его грубейших черт. Прямо или косвенно, все они способствуют росту благого ума и альтруизма; но среди них, как представляется, только буддизм, опираясь на многочисленные обоснования, писания и точки зрения, даёт действенное средство преобразования ума к высшему благу. Может показаться, будто я утверждаю, что буддизм лучше других религий, потому что сам являюсь буддистом. Но я думаю, что если честно рассматривать этот вопрос, то к такому же выводу мог бы прийти каждый; впрочем, это вовсе не означает, что всем нужно немедленно стать буддистами. Ведь не у всех людей одинаковые предрасположенности и интересы. Каждый должен иметь возможность получить лучшее средство, но так как не каждый способен действительно практиковать лучший путь, то необходимо избрать тот путь, который наилучшим образом соответствует наклонностям, интересам и способностям человека. Если бы и в самом деле всем необходимо было стать буддистами, все также должны были бы заниматься тантрой, и непременно должны были (Далее неразборчиво, выверить! – Нара) ??? Ануттарайога тантру, потому что она лучшая, и ??? ??? ??? Ануттарайога тантру. Но она и ??? бы, (Конец плохо пропечатанного места. – Нара) если бы все были способны практиковать её. Но всем, кто не был пригоден для Ануттарайога тантры, Будда проповедовал Йога тантру; тем, кто не был пригоден для Йога тантры, он проповедовал Чарья тантру; тем, кому не подходила Чарья тантра, он проповедовал Крия тантру; тем, кому не подходила и Крия тантра, он проповедовал путь сутр, где даже не упоминается выражение "Тайная Мантра".

Он проповедовал Сутры Праджняпарамиты, излагающие воззрение Мадхьямики; тем, кому не подходило это, он проповедовал сутры, где излагались идеи Виджнянавады (Читтаматры). Он также дал колесницу пратьекабудд, способную помочь ещё большему количеству людей; чтобы ещё расширить круг помощи, он дал колесницу шраваков. В последней есть обеты для монахов, монахинь и послушников, а также две системы обетов для мирян. К простейшим видам нравственной практики мирян относится соблюдение всех пяти обетов, а также четырёх из них, трёх, двух или хотя бы одного обета; в крайнем случае, можно просто культивировать мысль о Прибежище. Многие, очень многие люди вполне могут это делать.

В соответствии с предрасположенностями и интересами тех, кто не мог сразу освоить глубочайшие стороны Учения, Будда дал безграничное разнообразие форм и ступеней практики, начиная с обета Прибежища, предназначенного для мирян, и кончая Ануттарайога тантрой Ваджраяны. Если учесть число обоснований, а также широту и глубину подхода, то буддизм располагает почти всеми возможными путями и приёмами преобразования сознания к высшему благу.

Чтобы вступить на сокровенный путь Тайной мантры, необходимо знать основы Ваджраяны, поэтому Цонкапа объясняет все ступени её пути. Среди полного восемнадцатитомного собрания его сочинений наиболее важными работами являются "Ламрим" и "Агрим"; многие из его книг посвящены отдельным вопросам тантры: стадии зарождения, стадии завершения, дарованию посвящения, освоению особых видов действ и прочим. В "Агриме" же последовательно рассматриваются важнейшие основы всех четырёх тантр. (Первый раздел этого труда представлен во второй части книги – Д.Х.) Когда даётся устная передача объяснений на "Агрим" (3 следующие строки абсолютно нечитаемы! – Нара) ???щение Самвары, Гухьясамаджи или Ваджрабхайравы в мандалу Ануттарайога тантры, выполненную цветным порошком; или, по крайней мере, нужно получить полное посвящение в Ануттарайога тантру с помощью насыпанной или нарисованной мандалы. Кроме того, когда объяснения даются устно, должны быть названы ламы, образующие линию преемственности традиции.

Заглавие

Полное название "Агрима" звучит как "Ступени пути к Победоносному Всеохватывающему Владыке, Великому Ваджрадхаре: объяснение всех тайных тем". Это название раскрывает содержание книги. "Победоносным", в общем случае, называют одержавшего победу над явными и скрытыми демоническими силами. В данном случае, когда речь идёт о тантре, словом "Победоносный" назван тот, кто преодолел обманчивую иллюзорную двойственность. Самые тонкие препоны на пути достижения Всеведения (представляющего собой одновременное и непосредственное постижение всех дхарм и способа их бытия) разобраны только в Учении Ануттарайога тантры, являющемся частью четвёртого, высшего пути – пути мантры. Именно пороки, ведущие к ошибке двойственного восприятия, называем мы "видимость", "расширение" и "подступ" (примечание: они ведут к проявлению, расширению и закреплению ошибки двойственного видения). Преодолевший такие источники ошибок с помощью соответствующих противоядий и является Победоносным. Такое существо полностью преодолело все грубые и тонкие препоны (примечание: омрачения) как к Освобождению, так и ко Всеведению, имевшиеся в его потоке бытия. Оно способно также создать условия к победе над этими препонами в других существах, в результате чего и они преодолевают причины терзающего их страдания.

Когда о Победоносном говорят как о всеохватывающем, это означает, что изначальный Защитник Ваджрадхара является источником всех семейств Будд (Вайрочаны, Акшобхьи, Ратнасамбхавы, Амитабхи, Амогхасиддхи) и пронизывает их. Все сто, пять и три семейства в своём совершенстве имеют один исток – это Самбхогакая, Великий сокровенный Ваджрадхара. Поэтому его и называют Владыкой. А поскольку им пронизаны все семейства Будд, то он Всеохватывающий Владыка.

Ваджр – это лучший из всех камней, алмаз. Существуют внешние, символические ваджры – например, ритуальные ваджр и колокольчик; есть также ваджры, являющиеся символическими значениями. Что касается последних, то среди них есть ваджр, общий для всех четырёх групп тантр, – это нераздельность метода и интуиции внутри одного существа. Метод здесь состоит в созерцании обширного (то есть тела божества), соединённом с альтруистическим устремлением к высшему Пробуждению, или бодхичиттой. Мудрость заключается в познании таковости явлений, то есть видении их такими, какие они есть на самом деле. Кроме того, согласно Учению, специфичному для Ануттарайога тантры, ваджр представляет собой нераздельность в одном существе метода – великого блаженства – и интуиции – осуществления шуньяты.

Имя "Ваджрадхара" происходит от того, что Победоносный держит (дхара) этот ваджр в потоке своего бытия. Он велик, ибо нет никого, кто был бы выше него. Текст Цонкапы – это полное исследование путей, ведущих к состоянию великого Ваджрадхары. Причём в нём даны не разрозненые объяснения основных моментов; напротив, пути последовательно изложены в соответствии с тем, как они осваиваются на практике. Так как упомянутые основы Пути нужно практиковать тайно (в недосягаемости для людей, в данное время не способных к такой практике), они называются "тайными положениями" колесницы Тайной Мантры. Название, которое Цонкапа дал своей книге, отражает то, что она в краткой форме, с опорой на обоснования и писания точно отражает ступени Пути, по которым можно взойти к уровню Великого Ваджрадхары, Всеохватывающего Владыки семейств Будд.

Поклонение

В начале этого произведения Цонкапа выражает поклонение всем своим Ваджрагуру, главнейшим из которых был Хайдуб-Чжунбо-дхайба; при этом Цонкапа особо выделяет Досточтимого Манджушри, благодаря чьей милости он и осознал суть сутр и тантр. Санскритское слово, соответствующее слову "поклонение", буквально переводится как "стремление к несокрушимому" и подразумевает единство тела, речи и ума в этом стремлении. Также это можно перести как "возлагаю на вас все надежды". На протяжении всего потока своих жизней Цонкапа склоняется перед сострадательными ламами, которым ведома суть Пути, а затем перед своим особым гуру – Манджушри.

Манджушри по природе своей является воплощением мудрости всех Победителей. Именно поэтому желающие приумножить мудрость, ведущую к постижению истины, возлагают на него надежды как на своего покровителя. Прибегание к покровительству Манджушри – это бесподобное средство, способствующее росту различающей интуиции. Цонкапа и Манджушри общались непосредственно, как два человека. Сначала, чтобы добиться встречи с Манджушри, Цонкапа предавался созерцанию в местечке Гавадонг в Центральном Тибете. В Гавадонге жил кхамский лама, которого звали Умаба Паводорже. Он уже много рождений находился под покровительством Манджушри и повторял мантру Манджушри Ом А Ра Ва За На Ди (А Ра Па Ча На на санскр.) даже в утробе матери. Умаба Паводорже родился в семье бедного пастуха. Однажды, когда он пас овец, ему явился Чёрный Манджушри. После этого события он значительно поумнел. Встретившись с ламой Умаба в Гавадонге, Цонкапа при его посредничестве смог задать Манджушри свои вопросы о сокровенной шуньяте, а также о деяниях беспредельного сострадания, описанных в сутрах и тантрах.