Смекни!
smekni.com

Ступени Великого Пути Победоносного Владыки Ваджрадхары, или так называемый Анализ сущности Всех Тайн Агрим (стр. 7 из 29)

Именно врождённое заблуждение относительно личности, то есть заблуждение, не предполагающее обоснованного подтверждения, – вот, что связывает существа, погружённые в круговорот бытия. Согласно же менее продвинутым школам, причиной пребывания существ в круговороте бытия является представление о личности как субстанционально существующей или самодостаточной. Даже в самих системах, не разделяющих точки зрения Прасангики, говорится, что сколько бы человек ни медитировал о невечности, нецелостности и необособленности личности, это не сможет пошатнуть представления о её субстанциональном бытии и самодостаточности. Поэтому, согласно их учению, шраваки и пратьекабудды познают бессамостность как несубстанциональность и несамодостаточность природы личности. Практикующие Хинаяну должны практиковать такой путь и продвигаться, пользуясь таким методом.

Цонкапа здесь (и в других аналогичных случаях) имеет в виду, вероятно, что и в самих этих менее продвинутых системах тонкая бессамостность личности рассматривается как её невечность, нецелостность и необособленностъ. Многие учёные отмечают, что говоря так об этих школах, Цонкапа ссылается на точку зрения Прасангиков. Имеется в виду, что когда Прасангики рассматривают обоснование теории анатмана, предлагаемое менее продвинутыми школами, они находят, что самобытие или естественное (svalakshanosiddhi или svabhavasiddhi) бытие личности принимается там как неоспоримый факт, и что эти рассуждения могут опровергнуть только такое бытие личности, которое имеет природу, отличную от природы ума и тела. Согласно же школе Прасангика, если человек не познает отсутствие индивидуального "я" личности, то не сможет разобраться с концепцией индивидуального "я" других личностей. Если же представление о самобытии скандх тела и ума не преодолено, то и представление о самобытии личности не может быть преодолено. Круговорот бытия создаётся силой действий (кармой), а действия осуществляются посредством силы клеш. Отсюда следует, что прекращению кармы – в обратном порядке – сопутствует устранение клеш. Устранение клеш, в свою очередь, приводит к исчезновению представлений; а исчезновение представлений ведёт к исчезновению того множества представлений, которое основано на концепции самобытия и исчезает лишь для ума, познавшего шуньяту.

Согласно основной идее сутр Праджняпарамиты, освобождение от сансары обязательно подразумевает познание бессамостности – как личности, так и других явлений (дхарм). Это проповедано не только в писаниях Махаяны, но и в писаниях Хинаяны, хотя этого и нет в таких школах Хинаяны, как Вайбхашика и Саутрантика. Однако в писаниях обеих колесниц даются разнообразные методы продвижения по пути, так что эти писания нужно строго разграничивать, чтобы знать, какие из них требуют дополнительных объяснений, а какие можно принять безоговорочно. Например, проповедано, что одно лишь познание наиболее грубой формы анатмана – то есть отсутствия у личности субстанционального или самодостаточного бытия – может привести к освобождению; но в действительности это знание – так же, как и знание непостоянства – может только подготовить поток сознания (санскр. – сантана), а не освободить его окончательно.

Вообще, мы находимся под сильным влиянием представления о самобытии (то есть веры в реальность, присущую всем дхармам), почему мы и не хотим, чтобы пришло освобождение от круговорота бытия. Но когда мы неизменно видим, что "творения" не вечны, это помогает нам прийти к такому положению, когда уже возможно преодоление представления о само-бытии. Те, кто являются подходящими сосудами только для пути подготовки потока сознания, но не для самого освобождения, воспитывают в себе ограниченные интеллектуальные способности; тем же, кто может вместить и путь освобождения, доступно учение о бессамостности всех дхарм. Таким образом, среди последователей Хинаяны есть два типа людей – ограниченных интеллектуальных способностей и острых интеллектуальных способностей, причём последние являются особыми (то есть главными) среди практикующих учение и не составляют большинства.

Великая Матерь, Праджняпарамита, является единой причиной четырёх сыновей: шраваков, пратьекабудд, бодхисаттв и всесовершенных Будд. Таким образом, Хинаяна и Махаяна отличаются друг от друга не воззрениями, а используемыми методами. В частности, в Махаяне мы находим учение о бодхичитте намерения и действия, а также учение о практике шести парамит, чего нет в Хинаяне. Слово "колесница" (яна) имеет два значения: средство, необходимое для продвижения по пути, и цель, которой достигают. Махаяна – это устремлённость бодхичитты, желание достичь высшего пробуждения ради блага всех существ, что и является целью устремлений, – если мы используем первое значение термина; во втором значении Махаяна – это деяния шести парамит. Эти подготовительные средства входят в путь, общий для всей Махаяны. Хотя Мадхьямака и Читтаматра отличаются воззрениями, они не образуют разных колесниц, так как колесницы отличаются методами, а в Мадхьямаке и Читтаматре метод одинаков – это бодхичитта и сопутствующие ей практики.

Но при этом те, кто способен осознать тонкий аспект отсутствия индивидуального "я" дхарм в соответствии с Мадхьямакой, являются ядром практикующих Махаяну. Ветвь Махаяны, основанная на Мантре (куда входят все четыре группы тантр), имеет совершенно ту же мотивацию – зарождение бодхичитты – и ту же практику шести парамит. Руководствуясь разумом и соображениями необходимости, Будда дал много школ и колесниц, причём последние возникли вовсе не от того, что Будде были близки одни и чужды другие. Ученики, слушающие Его Учение, были совершенно разными людьми, каждый со своими интересами, способностями и характером. И Он учил методам так, чтобы что-то подошло каждому из них. Тем, кто ещё не имел достаточного мужества для того, чтобы стремиться к идеалу Будды, или ещё не был способен его реализовать, Будда и не говорил, что они могут достичь состояния Будды. Он предлагал пути, соответствующие возможностям учеников. Будда говорил с учениками, основываясь на их ситуации; и всё, что Он говорил, неизбежно вело к высшему пробуждению, хотя Он и не всегда открывал, что это были средства для достижения состояния Будды. Так как цель прихода Будды в мир едина и состоит в реализации другими мудрости, присущей состоянию Будды, то и соответствующим этой цели методом является только одна колесница. Будда не предлагает метода, не ведущего к пробуждению. Он поднимает все существа до своего уровня. Разнообразие же средств достижения обусловлено временной необходимостью.

Вопрос: Майтрея проповедовал, что если кто-либо принадлежит к традиции Махаяны, но оказывается временно в аду, то это само по себе не прерывает его продвижения к Совершенному Пробуждению. Однако если бы он обратился к практикам Хинаяны, ведущим лишь к успокоению, желая через это достичь облегчения и счастья для себя одного, то это на значительный срок прервало бы его продвижение к состоянию Будды. Таким образом, согласно учению Майтрейи, выработать в себе хинаянистские воззрения – это более серьёзная помеха, чем рождение в аду. В таком случае, как же можно утверждать, что Хинаяна – это средство, ведущее к состоянию Будды?

Ответ: Если тот, кто способен практиковать Махаяну, не практикует её, а вместо этого становится на путь Хинаяны, то это действительно прервёт его продвижение к состоянию Будды. Но не сказано, что для всех людей зарождение хинаянской установки равносильно помехе на пути к состоянию Будды. Это справедливо лишь для тех, кто способен практиковать путь бодхисаттвы. Так что здесь всё зависит от самого человека.

Тем не менее, Хинаяна – это не часть Махаяны. Пути Хинаяны являются вспомогательным средством для достижения состояния Будды, но они не являются истинно махаянскими. Махаяна же является полным путём достижения состояния Будды. Таким образом, Хинаяна и Махаяна соотносятся как неполный и полный пути, а следовательно и как низшая и высшая ступень. Хинаяна – отдельный, но неполный метод; ведь в действительности у всех есть природа Будды, дающая возможность полного пробуждения.

Учение, которое утверждает, что природа Будды присутствует во всех существах, придаёт мужество. Природа Будды, исходящая от самого Будды внутри нас, существует в двух видах: она может быть естественной и полученной посредством преобразований. Реальность (то есть естественная природа) Будды – это шуньята ума; сущность же Будды, реализуемая через преображение, – это, согласно Мантраяне, динамика затемнённости ума одсала (ясного света), который и есть причина (Следующие два слова пропечатались плохо, выверить! – Нара) состояния Будды (анализ дан с точки зрения "истории спасающихся существ", не путать с "историей нирманакаи" – ред.).