Смекни!
smekni.com

Концепция «нового человека» в романе м. Турнье «пятница» глава3 (стр. 5 из 14)

Забросив своего героя на необитаемый остров, Дефо временно «выключил» его из реальных общественных связей, и практическая деятельность Робинзона по необходимости предстала перед читателями в общечеловеческой форме труда. Чисто человеческий пафос покорения природы сменяет пафос коммерческих авантюр, делая необычайно увлекательными даже самые прозаические подробности «трудов и дней» Робинзона. Бесхитростная история того, как построил Робинзон свою хижину, как сколотил свою первую скамью, как приручал коз, как вырастил и обмолотил хлеб, как научился плести корзины, как соорудил и спустил на воду лодку, волнует и захватывает воображение, ибо это история свободного, всепобеждающего труда.

При этом – и это очень важная сторона романа Дефо – герой его, отъединённый от общества, покоряет природу потому, что наследует лучшие результаты общественного прогресса человечества. Робинзон – не дикарь; он пользуется трудовыми навыками и опытом своего народа и всеми вещественными плодами цивилизации. Если бы не потерпевший крушения корабль, столь своевременно доставивший Робинзону необходимые инструменты и снаряжение, «робинзонада» Дефо выглядела бы совершенно иначе. Но «цивилизация» представлена на необитаемом острове Робинзона лишь своими техническими благами; общественные противоречия не существуют для одинокого, изолированного от общества героя. [12;118]

В том, что предпринимает на острове Робинзон, не ничего невероятного, далёкого от реальности. Напротив, автор стремится максимально последовательно и даже эмоционально изобразить эволюцию трудовых навыков. «…после двухмесячных неутомимых трудов, когда я наконец нашёл глину, накопал её, принёс домой и начал работать, у меня получилось только две больших безобразных глиняных посудины…».[10;163]Как отмечают исследователи, у героя Дефо не получались поначалу лишь те вещи, процесс изготовления которых сам автор хорошо знал на собственном опыте и, следовательно, мог достоверно описать все «муки творчества». К обжигу глины это относится в полной мере, поскольку в конце XVII века Дефо был совладельцем кирпичного завода. Робинзону понадобился почти год усилий, чтобы «вместо аляповатых грубых изделий» из-под его рук вышли «аккуратные вещи правильной формы».[10;195]

Каменщик, землекоп, плотник, столяр, судостроитель, гончар, пахарь, мукомол, хлебопек, портной, виноградарь, животновод, охотник, рыболов – вот далеко не полный перечень профессий и ремесел, которыми овладел Робинзон Дефо.

Мы ощущаем поэзию в самых простых, будничных занятиях Робинзона, хотя рассказ об этом ведётся сухо деловито, с большим количеством подробностей, которые неожиданно для нас приобретают в наших глазах значительность. [3; 77]

Второй этап в жизни Робинзона Турнье на острове (главы 3-6) ближе всего по духу роману Даниеля Дефо. Именно на этом этапе своей жизни Робинзон решает «любой ценой найти в себе силы вырваться из дьявольских тенёт… Он начнёт работать. Он бросит мечтать о несбыточном и заключит брак с неумолимой супругой - Одиночеством». [26; 46] Предсказания капитана Питера ван Дейсела начинают сбываться. Первой выпавшей картой при гадании был Демиург. «Демиург борется со вселенским хаосом, пытаясь одолеть его с помощью всевозможных подручных средств. Демиург одновременно и фокусник: его деяния – иллюзия, его порядок – иллюзорен. Вы (Робинзон) – иррациональный устроитель». [26; 5] Первым делом Робинзон обследует остров, составляет его карту, переименовывает его; из острова Скорби он становится Сперанцей. «Самозабвенный труд Робинзона» заполонил остров. Робинзон считает победой «нравственный порядок, который должен установить на Сперанце в противовес порядку природы, иначе называемому абсолютным хаосом. Нужно терпеливо и неотступно строить, приводить в норму, сообразовывать друг с другом вещи и явления. Каждая передышка – это шаг назад, шаг к болоту». [26;57]

«Ему пришлось убедиться, что единственным лекарством против разрушительного действия одиночества и отсутствия других людей является труд — строительство, организация быта, издание законов». [26; 87]

Робинзон Турнье так же как и Робинзон Дефо строит, сеет, приручает животных, создаёт законы – всё на его острове подчинено строгому распорядку. Ван Дейсел, гадая, говорил: «Наш маленький Демиург одержал славную победу над природой. Он восторжествовал благодаря своей силе и теперь устанавливает вокруг себя порядок по своему образу и подобию… Вы благочестивы, скуповаты, непорочны. То королевство, чьим повелителем, возможно, вы станете, будет походить на наши огромные голландские шкафы, куда женщины складывают стопками белоснежные простыни и скатерти, перемежая их душистыми саше с лавандой». [26; 6] И действительно, его пещера-кладовая, «где он с вожделением скупца прятал все свои самые драгоценные сокровища: урожаи зерна, сушёные фрукты и вяленое мясо,… сундуки с одеждой, инструменты, оружие, золото, …бочонки с порохом» [26; 111], была похожа на такой шкаф.

Он решил собирать и накапливать урожай за урожаем, подчиняясь «правилу: всякая производительность есть акт творения и, следовательно, благое дело. Всякое потребление есть акт разрушительный и, следовательно, дурной». [26; 68] Иногда «мне случается работать, совершенно не веря в то, что я делаю, хотя это даже не отражается на качестве и количестве моего труда. Напротив, некоторые усилия приятны именно в силу опьянения бессмысленной монотонностью: ему, этому дурману, не трудно завоевать поле битвы, покинутая разумом, - поле работы ради работы, без всякого представления о конечном результате» [26; 129] Робинзон Дефо же хотя и проводил всё время в трудах, но «сеял ровно столько, чтобы хватило… Природа, опыт и размышление научили меня понимать, что мирские блага ценны для нас лишь в той степени, в какой они способны удовлетворять наши потребности, и что, сколько б мы ни накопили богатств, мы получаем от них удовольствие лишь в той мере, в какой можем использовать их» [10;176]

В романе Турнье всё меняется с появлением Пятницы, вернее после взрыва который он нечаянно устроил. До взрыва Пятница выполняет всё, что велит ему господин, даже бессмысленную работу (рытьё ям, натирание мастикой булыжников главной дороги). «Но под внешней покорностью Пятницы скрывалось полное неприятие таких категорий, как экономия, порядок, расчёт, организация». [26; 182] После взрыва Робинзон и Пятница живут по «правилам» Пятницы и обязательной работы нет. Робинзон восхищённо наблюдает за Пятницей, когда тот, увлекшись, делает воздушного змея и эолову арфу. От «безбрежной и первозданной лени» Пятницы не остаётся и следа. «Он не жалеет ни времени ни усилий, проявляя чудеса терпения, изобретательности и усердия». [26; 231]

Таким образом, для Робинзона Дефо труд – это моральное удовлетворение, восхищение результатами сделанного собственными руками. Именно труд помог ему остаться человеком. Для Робинзона Турнье труд – это средство от разрушительного действия одиночества, иногда он трудится даже не осознавая, зачем он это делает.

Религия. Большое место в романе Даниеля Дефо занимают вопросы морали. Этические идеи облечены в религиозно-моральную форму. Живя на необитаемом острове, Робинзон постоянно предаётся размышлениям. Очень показательна одна из его записей, сделанная вскоре после того, как попал на остров. Самая форма записи характерна для Робинзона. Он ведёт как бы двойную бухгалтерию, что сам отлично сознаёт: «…Я, словно кредитор и должник, записывал все претерпеваемые мною горести, а рядом всё, что случилось со мною отрадного». [10;95]

«Горький опыт… показывает, что у нас всегда найдётся какое-нибудь утешение, которое в счёте наших бед и благ следует на приход», [10;97] – рассуждает он. Иногда он отнюдь не столь философски оценивал своё положение, впадал в отчаяние: «За что же бог меня так покарал? Что я сделал? Чем провинился?» И сам отвечал себе: «Презренный! Оглянись назад, на свою беспутную жизнь, и спроси лучше, чего ты не сделал?». [10;130] Ко второй годовщине своего пребывания на острове Робинзон осознал, что прежняя его жизнь шла по неверному пути:

«Теперь, наконец, я ясно ощущал, насколько моя теперешняя жизнь, со всеми её страданиями и невзгодами, счастливее той позорной, исполненной греха, омерзительной жизни, какую я вёл прежде. Всё во мне изменилось: горе и радость и понимал теперь совершенно иначе; не те были у меня желания, страсти потеряли свою остроту; то, что в момент моего прибытия сюда и даже в течение этих двух лет доставляло мне наслаждение, теперь для меня не существовало». [10;153]

Робинзон завёл твёрдый распорядок занятий: «На первом плане стояли религиозные обязанности и чтение священного писания, которым я неизменно отводил известное время три раза в день».[10;154]

Мировоззрение человека того времени невозможно рассматривать вне влияния на его сознание религиозно-этических начал, и роман «Приключения Робинзона Крузо» безусловное тому доказательство. Многочисленные исследователи творчества Дефо не только находят в тексте романа прямые иллюзии с библейскими текстами, но и проводят аналогию между основной сюжетной линией «Приключений Робинзона Крузо» и некоторыми ветхозаветными историями.

Решение вопроса об истоках проповеди труда в этом контексте более чем просто: «Тяжёлым трудом будешь добывать хлеб свой, пока не вернёшься в землю, из которой взят», - сказал Бог Адаму, изгоняя его из рая. Трудолюбие же является одной из заповедей блаженства христианского вероучения. Всё это Робинзону приходится осознавать и с благодарностью принимать на необитаемом острове.

Размышления и чтения Библии открывают глаза Робинзону Крузо на мироздание, позволяют прийти к религиозному восприятию жизни. С определённого момента пребывания на острове он начинает воспринимать всё, что с ним происходит, как Промысел Божий. И здесь нам автор открывает ещё одну ипостась труда – духовного совершенствования: «…как только ко мне вернулись здоровье и силы, - сообщает герой, - я стал энергично работать над восполнением того, чего мне не хватало, и старался делать свою жизнь как можно более правильной».[10;135] В свете этих рассуждений можно предположить, что Робинзон упорно трудился на острове, благоустраивая свой быт, не только потому, что стремился к комфорту, но и потому – и для Дефо-проповедника это, по-видимому, наиболее важно.Ведь «познав истину», он перестал слепо стремиться к освобождению из заточения, начав со всей ответственностью воспринимать всё то, что ниспосылал Господь. «Человеку, постигшему истину, избавление от греха приносит больше счастья, чем избавление от страданий. Об избавлении… я больше не молился, я даже не думал о нём: таким пустяком стало оно мне казаться…»[10;134] - вот суть изменений, произошедших в сознании героя.[3; 193]