Смекни!
smekni.com

Политическая география ирландии (стр. 3 из 5)

Проводимые английской элитой политические реформы вместо ослабления ирландского недовольства лишь еще больше усугубляли противоречия. В 1800 году ирландская палата общин, символ колониального режима, была упразднена. Широкое распространение получили опасения, связанные с нелояльностью ирландцев во время войны с революционной Францией, в сочетании с уступками в том, что сами англичане все чаще считали явной дискриминацией католиков. Английское государство оказалось в положении, когда любые действия с его стороны встречались с недовольством. Каждый шаг неизбежно вызывал трехстороннее противоборство[8].

Первой фракцией была землевладельческая элита, состоявшая из англичан-протестантов и выступавшая против земельной и других реформ; однако со временем ее влияние ослабло. В состав второй фракции входили католическое крестьянство и все более растущий средний класс, который постепенно получил гражданские права и, в конечном итоге, стал преобладать в парламентском представительстве.

Во время переходного периода расширения гражданских прав Ирландию в парламенте представляло, как правило, протестантское мелкопоместное дворянство, которое завоевывало популярность и голоса, отстаивая интересы католических избирателей. Поэтому классовые и религиозные конфликты становились уже проблемами национального суверенитета Ирландии.

Поскольку ирландская этническая идентичность стала более притягательной, нежели британский этнонационализм, часть англо-ирландской элиты перешла на позиции ирландского этнонационализма. Ирландская элита теперь могла выбирать свою идентичность; сегрегация и дискриминация ирландского народа создали не ассимилируемую идентичность, с которой могла связать себя ирландская элита. Расширение политических возможностей на английской государственной арене в сочетании с ощущением ирландской особости происходило по мере того, как ирландские члены парламента приобретали известность благодаря своей непокорности, а также успешному созданию коалиций с английскими партиями.

Третья фракция состояла из ирландских протестантов, принадлежавших к диссидентским сектам, которым изначально было запрещено заниматься политической деятельностью в англиканском парламенте. Эти ирландские протестанты были сосредоточены преимущественно в Северной Ирландии и представляли все более преуспевающий промышленный деловой класс[9].

Протестантский рабочий класс в этой зоне страдал от безработицы и других экономических неурядиц, классовая мобилизация подменялась у рабочих узкой и исключающей тактикой, связанной с этнорелигиозной принадлежностью. Ирландские протестанты (которых я называю так, чтобы противопоставить их англиканским английским протестантам) выражали все большее недовольство уступками католикам со стороны англичан.

Воинственность ирландской протестантской оппозиции нарастала по мере того, как английские политики из сочувствия или из-за усталости от борьбы все более склонялись к решению ирландской проблемы путем предоставления Ирландии гомруля с католическим большинством. Народное противостояние между ирландскими протестантами и католиками переросло в военную мобилизацию обеих сторон и достигло своего пика в 1913-1914 годах перед началом Первой мировой войны. В результате, все чаще речь велась уже не об ограниченной форме местного самоуправления при контроле над финансовой и внешней политикой со стороны Британии, которая некогда была пределом мечтаний, а о полной национальной автономии.

Перелом совпал по времени с геополитическими противоречиями, возникшими внутри огромной Британской империи. Геополитическая сила оценивается не только по размерам территориальных владений, но и по материальным затратам на оборону территории. Финансовые затраты на бурскую войну, ставшие предметом острого обсуждения в парламенте, сделали очевидным основное противоречие империи. Ирландцы сочувствовали бурам, а британские военные трудности способствовали осознанию того, что слишком большие размеры Британской империи создавали возможность для получения независимости. Ирландцы развернули свою борьбу за независимость в 1916 году, сознательно извлекая выгоду из британских обязательств в Первой мировой войне.

Хотя первоначально большинство населения Ирландии придерживалось умеренных взглядов в вопросе о гомруле (и в состав британской армии в Европе действительно входило множество ирландских добровольцев), восстание радикальной националистической фракции привело к поляризации.

В обстановке военного времени британские власти считали предателями не только мятежников, но и умеренных ирландских националистов, в результате, ирландское общественное мнение резко склонилось на антибританскую сторону. Схожий сценарий имел место во время партизанской войны 1919-1921 годов, пока бесконечная жесткость обеих сторон в конечном итоге не привела к изнеможению и завоеванию Ирландией независимости в 1922 году.

Сохранить свое военное превосходство Британии помешали общая усталость, вызванная огромными расходами на ведение мировой войны, и обращение ирландских националистов за международной поддержкой. В частности, Соединенные Штаты, будучи восходящим военным гегемоном, способствовали разрушению империй не только побежденных великих держав, но и самих британцев. С точки зрения истории большой длительности, ирландскому национализму способствовали его геополитические связи с врагами своих английских завоевателей и его окончательное созревание в тот момент, когда англичане оказались в сложной геополитической ситуации.

Сейчас первая ассоциация у среднестатистического россиянина со словом «Ирландия» – слово «И. Р. А.». Ирландская республиканская армия, не­смотря на свой статус освободителя шести ирландских графств, принадле­жащих, напомню Великобритании, делает плохую рекламу своей стране. Туристы опасаются ехать в Ирландию, хотя в список стран, на рекомендо­ванных к посещению МИД РФ, Ирландия не входит. Дело в том, что сфера деятельности террористов – Северная Ирландия, те самые шесть графств.

5. Отношение с соседями.

Ирландия как любая другая страна желает иметь хорошие и крепкие отношения со своими непосредственными соседями.

Ирландия на севере граничит с Северной Ирландией, входящей в состав Великобритании. Официальное название – Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Омывается водами Атлантического океана на западе и севере, Северного моря – на востоке. На юге отделена от материка проливом Ла-Манш.

Состоит из четырёх исторических областей: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия, которые делятся, в административном отношении, на многочисленные графства. Административно-территориальное деление: 53 графства и Большой Лондон в Англии и Уэльсе, 9 областей и 3 островные территории в Шотландии, 26 округов в Северной Ирландии

Страна возглавляет Британское Содружество наций, в которое входит 44 государства с суммарным населением около 1 млрд. человек.

Ирландия на севере граничит с Северной Ирландией, входящей в состав
Великобритании. Официальное название - Соединённое Королевство
Великобритании и Северной Ирландии. Омывается водами Атлантического океана на западе и севере, Северного моря – на востоке. На юге отделена от материка проливом Ла-Манш[10].

Состоит из четырёх исторических областей: Англия, Шотландия, Уэльс,
Северная Ирландия, которые делятся, в административном отношении, на многочисленные графства. Административно-территориальное деление: 53 графства и Большой Лондон в Англии и Уэльсе, 9 областей и 3 островные территории в Шотландии, 26 округов в Северной Ирландии

Страна возглавляет Британское Содружество наций, в которое входит 44 государства с суммарным населением около 1 млрд. человек.

Площадь – 244,1 тыс. кв. км. (76-е место в мире). Площадь
Великобритании примерно равна площади Свердловской области. Население
58991,5 тыс. чел. (17-е место в мире). Средняя плотность – 242 чел. на 1 кв. км. Городских жителей – 80%. Естественный прирост населения – 2.

Этнический состав населения: англичане – 78%, шотландцы – 9%, ирландцы – 5%, валлийцы (уэльсцы) – 1,5%. Кроме того, в стране живёт 500 тыс. евреев, 480 тыс. выходцев из Индии, 400 тыс. ямайцев, 250 тыс. выходцев из Пакистана, 160 тыс. немцев, 140 тыс. поляков, 130 тыс. нормандцев, 110 тыс. итальянцев, 110 тыс. американцев США, 70 тыс. канадцев, 70 тыс. китайцев, 60 тыс. австралийцев, 50 тыс. африканеров, 50 тыс. гайанцев, 45 тыс. испанцев, 40 тыс. французов, 20 тыс. русских и др. В страну постоянно прибывает значительное число переселенцев из стран Содружества, в результате чего численность небелого населения быстро растёт.

Столица – г. Лондон (9,1 млн. чел.). Крупные города: Бирмингем (2,4 млн. чел.), Манчестер (2,1 млн. чел.), Глазго (1,5 млн. чел.), Ливерпуль
(1,5 млн. чел.), Лидс (1,3 млн. чел.), Шеффилд (1,2 млн. чел.), Ньюкасл (1 млн. чел.), Эдинбург (700 тыс. чел.), Белфаст (550 тыс. чел.), Кардифф (400 тыс. чел.). Язык – английский (во всём мире на английском языке говорит около 500 млн. чел.). Вероисповедание – протестанты – 90%.