*Коронаротромбоз - тромбоз венечных артерий сердца. (Прим. перев.)
Вещество, откладывающееся в пораженных артериях, идентично по химическому составу жирам и минералам, из которых состоит наша «роскошная пища». Особенно верно это в отношении жирных блюд: морская пища и молочные продукты, такие как сливочное масло, крем, жирное мясо, жаркое, сдобные изделия, яичные желтки, креветки и омары.
Люди с большим достатком, позволяющим вести «хорошую жизнь», - если она действительно такова - более уязвимы. В принципе можно быть уверенным, что рабочий с белым воротничком более подвержен сердечным приступам и параличам, нежели землекоп. Является ли здесь причиной разница в физической активности или в питании, пока не известно, хотя и то и другое в одинаковой степени существенно.
Редко подвергаются сердечным приступам цыплята, если их ежедневный корм не состоит из масла и других продуктов, богатых холестерином. Даже их собственный куриный желток может стать причиной заболевания. Рано или поздно сердечного приступа не миновать. Однако, если вызывающие заболевание жирные вещества (холестерин и триглицериды) удалить из куриной пищи прежде, чем сердечный приступ даст о себе знать, то отложения мягкого пастообразного материала в коронарных артериях растворятся и будут выведены из организма, а сердечных приступов не наступит. С другой стороны, развитая фаза «яичной скорлупы» в отвердевших артериях найдена у большинства тех, кто после наступления сорокапятилетнего возраста не прекратил или не сократил употребление жирных продуктов в своем рационе.
Следовательно, отвердевшие артерии, по-видимому, являются главным фактором, сокращающим нашу жизнь. Это наиболее вероятная причина нашей смерти. Вы слышали об этом уже миллион раз, но если вы действительно желаете прожить все отпущенное вам время, остерегайтесь:
КУРЕНИЯ СИГАРЕТ,
БЛЮД С ВЫСОКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
ЖИВОТНЫХ ЖИРОВ И ХОЛЕСТЕРИНА,
ИЗЛИШНЕГО ВЕСА, МАЛОПОДВИЖНОСТИ,
ДИАБЕТА, ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
И БОЛИ В ГРУДИ.
Сказанное слишком хорошо известно - выбор за Вами. Вы можете поплатиться либо теперь, либо позднее.
Глава 4
Концепции смерти
На протяжении всей истории человечества предсказывалась жизнь после смерти, и все же до недавнего времени какие-либо особенности той жизни оставались тайной. Заглянуть в будущее всегда было мечтой человека. И вот теперь появились наконец достаточные, чтобы убедить всех, описания посмертной жизни.
Однако, даже с помощью этих описаний нелегко представить себе переход после смерти к жизни, который, к тому же, не ощущается. Как антитеза рождения, как явная диссо-люция нечто в ничто, смерть не поддается обычному определению.
Что же такое смерть? Что это за тайна, которую все мы рано или поздно встречаем и которая все еще остается без ответа, не понятая величайшими умами?
Оба эти явления - как посмертная жизнь, так и сам момент смерти все еще исследуются. Не решен вопрос и о времени прекращения попыток реанимации. Обратимая, или, как принято говорить, клиническая смерть, наступает в момент остановки сердца и прекращения дыхания; биологическая же (необратимая) смерть наступает тогда, когда все живые ткани вырождаются и прекращают всякую деятельность; юридическая смерть наступает, когда тело не реагирует на реанимацию. Хотя биологическая смерть и может казаться абсолютным концом существования, человек тем не менее от века наделен исключительной надеждой бессмертия. Очевидно, поэтому следовало бы рассмотреть определение смерти, которое дает нам Библия. Одно такое определение заключается в утверждении, что тело умирает, когда дух оставляет его:
«Ибо как тело без духа мертво...» (Иак. 2:26).
Конечно, научное доказательство подтверждения существования жизни после смерти невозможно до тех пор, пока мы не сможем предъявить случаи оживших после биологической смерти, когда ткани разлагаются. Насколько мне известно, это не происходило с тех самых библейских времен, когда Илия вернул вдове ее сына (3 Цар. 17:17-24) и позднее в случае с сыном сонамитянки (4 Цар. 4:32), а затем, когда моавитянин коснулся костей пророка Елисея (4 Цар. 13:21). В Новом Завете Иисус Сам воскресил трех человек: дочь Иаира (Мк. 5:21-24), сына Наинской вдовы (Лк. 7:11-15) и Лазаря (Ин. 11:1 -44), и воскрес Сам через три дня после смерти.
Имеется много описаний, которые наталкивают на мысль об отделении духа от тела в самом начале смерти, позднее возвращающегося в тело в случае отступления смерти. Конечно, в тех случаях, когда смерть необратима, исключая библейские случаи воскрешения, никогда не было известно о возвращении духа обратно в тело; и предполагается, что Св. Писание говорит о биологической смерти, обращаясь к людям со словами: «однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Вероятно, это также объясняет, по какой причине переживание исключительности суда не описывалось в историях случаев тех, кто пережил клиническую смерть. Те, кто вернулись к жизни верящими, что конечного суда там нет, могут быть обманутыми. «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света*» (2 Кор. 11:14). Так или иначе, ожидание другой жизни за порогом той двери, которую мы называем смертью, теперь является типичным в таких сообщениях как это:
Я помню, как вышел из тела головой вперед и как бы парил над углом комнаты. Моя жена плакала, и я пытался сказать ей, чтобы она взглянула выше, что со мной всё в порядке. Но она не смотрела на меня. Никто на меня не обращал внимания. Я двинулся назад к двум докторам и посмотрел вниз, на свое тело. Одежда была сгоревшей, и мое лицо представляло собой месиво ободранной и обгоревшей кожи. Доктор сказал: «Потянет ли машина четыре сотни?»- и затем положил на мою грудь два металлических диска, от которых отходили провода к машине. Я видел, как тело мое вздрогнуло. Это было в тот момент, когда, как я знал, я возвратился в тело. Я ощутил боль, как если бы меня в грудь лягнула лошадь. Эта жизнь, конечно же, была хуже, чем та, другая. Я все помню, каждую подробность*.
* Подробно об этом см. статью о. Серафима Роуза «Жизнь после Жизни», «Москва», № 8, 1991 г. (Прим. перев.)
Вера в загробную жизнь известна почти каждой культуре. Тот, кто изучает историю человечества, убеждается, что почти невозможно найти народ, который не имел бы веры в какую-либо форму существования после смерти.
Когда человек был сотворен, то, как показывает Св. Писание, Бог вложил в сердца людей чувство вечности: «...и вложил мир в сердце их...» (Еккл. 3:11). Эта надежда бессмертия действует как инстинктивное «чувство дома», которое так глубоко коренится в сознании, что заставляет человека искать своего Создателя на протяжении веков, как инстинктивное «чувство дома» заставляет перелетных птиц, китов и других животных тщательно искать свои пристанища.
Дохристианская эра
Вера в жизнь после смерти на протяжении тысячелетий выражалась в различных формах. Издавна умерших погребали с цветами - обычай, показывающий, что смерть рассматривали как праздничное событие - вероятно, как переход из этого мира в следующий. Мертвых погребали с оружием, пищей или другими предметами, считая, что они понадобятся им в будущей жизни.
Египетская книга мертвых - вероятно, самое древнее произведение мировой литературы,- представляет собой необычное собрание молитв и предписаний относительно поведения в ином мире. Древнеегипетская культура была, по-видимому, первой, которая учила о бессмертии души. Тела заботливо подготовлялись, их одевали и бальзамировали; личные украшения умершего, убранство, оружие, инструменты, посуда с пищей и питьем укладывались в гробницу. Египтяне полагали, что в будущей жизни также потребуются пища и питье в привычной для земной жизни форме.
*Здесь и далее во всей книге, особенно в частях 6 и 7, которые не сопровождаются сносками, интервью с ожившими пациентами сделаны мною или одним из моих коллег.
Гробницы представлялись им будущими жилищами. Чем выше занимал человек положение на Земле, тем грандиознее строилась гробница. Одно из семи чудес света - пирамиды фараонов - все еще существуют, внушая благоговение как памятники древних верований в жизнь после смерти. Древнеегипетские захоронения более чем на тысячу лет старше тех записей, которые находятся в Египетской книге мертвых. Сама же книга создана примерно за 2500 лет до Рождества Христова. Египтяне, подобно подавляющему большинству людей, на протяжении всей истории, рассматривали смерть как перерыв жизни, но не конец ее.
Тибетская книга мертвых изображает жизнь после смерти как предмет верования восточных народов много веков назад. Эти верования, очевидно, не были записаны в форме книги до VIII в. от Р. X. Книга рисует искусство умирания и содержит длинные описания различных состояний души после физической смерти. Согласно этому памятнику Тибета, после смерти личность обнаруживает, что ее умершее тело оставлено позади и заменено «сияющим» телом, способным беспрепятственно проходить сквозь предметы и стены. Передвижение мгновенно. Прежде всего личность замечает своих друзей и родственников, оплакивающих его смерть и подготавливающих тело для погребения. В этом новом состоянии освобожденной души чувства обострены и усилены, и личность может встретить других духовных существ или же «ясный свет», который создает чувство глубокого покоя и удовлетворения. Тем не менее, его судят и выносят приговор, согласно деяниям, совершенным в течение физического существования. В этой книге также описаны стадии смерти и другие странствования души.
Вавилоняне также имели представление о загробном существовании. Они верили в воскресение мертвых, в суд и воздаяние, поэтому захоранивали своих умерших с сосудами, наполненными пищей и питьем. Мужчин хоронили с орудиями их ремесла, а женщин - с гребнями и косметикой.