Персы верили, что, когда душа оставляет тело, она проходит над Местом Собрания, где в продолжение трех дней духи добра и зла борются за обладание душой. Если побеждают духи добра, душа с песнями проходит в корабль, если побеждают духи зла, ее низвергают в бездну «Мрачного царства».
Больше чем другие древние культуры в область этих верований внесли греки. Они считали, что смерть была только физическим концом человека, душа же оставалась бессмертной. Пиндар (Findas), греческий поэт, верил, что некоторые души возвращаются на Землю в образе мудрых мужей. Греческий философ Платон учил, что в момент смерти душа отделяется и существует независимо от умершего тела, что она встречается и разговаривает с другими ушедшими душами, обычно родственников и друзей. Он верил, что, как правило, это происходит в обстановке великолепия, которую душа затем покидает, чтобы предстать перед «судом». На нем делается явным все, что человек совершил в своей прошлой жизни.
Аналогичные мысли были изложены Сократом, знаменитым афинским философом. Встречая свою собственную смерть, он был убежден, что его душа «отойдет к тому месту, которое, подобно ей самой, незримо, божественно, бессмертно и мудро... и где... она действительно проведет оставшееся время с Богом»1. Когда его спросили, где он хочет быть похоронен, Сократ произнес свои бессмертные слова: «Похороните меня, если сможете поймать меня»,- подразумевается, что он не будет более пребывать в своем теле.
В «Государстве» Платон описал, как Эр, греческий солдат, погибший в сражении, видел свое собственное тело, приготовленное к сожжению на погребальном костре. Он отчетливо осознавал свою душу, когда она уже вышла из тела. Затем он обнаружил себя в месте, где находились две расселины, ведущие от земли к будущей жизни. Между этими расселинами души подвергались допросу и суду божественными существами после первого просматривания земных дел, совершенных в течение жизни. Одни из них обычно встречали луч света, освещающий путь на небеса, тогда как другие ввергались в ад. Эр, однако, не был осужден на этот раз, а был возвращен в свое физическое тело. Он внезапно пробудился на погребальной пирамиде и смог передать этот удивительный рассказ. Затем Платон предостерег своих читателей:
«Вот почему я советую прочно держаться вышнего пути даже до последних сил и следовать за справедливостью и добродетелью, никогда не забывая того, что душа бессмертна и способна переносить как добро, так и зло».
Фукидид, соотечественник и современник Платона, написал историю Пелопонесской войны. В нее он включил речь Перикла,- произнесенный им панегирик афинским солдатам, погибшим в первых сражениях войны. Не было никакого упоминания о бессмертии. Наоборот, подчеркивалось, что личное самопожертвование во имя государства давало солдату нечто вроде вечности. Целью существования было благо государства.
Подобная доктрина преподается сегодня и в коммунистических странах. Ежедневно можно видеть советских людей, которые, выстроившись в длинную вереницу, стоят у мавзолея Ленина, что за кремлевской стеной, желая увидеть своего вождя,- бога, которому они, что очевидно, поклоняются. Тело его так хорошо сохранено, что Ленин действительно выглядит как живой, вот-вот готовый задышать. Это зрелище захватывает. Как сообщалось, тело Мао Цзе-дуна в Китае также хотят сделать предметом культа для китайского народа.
Другие взгляды
Представления других культур о жизни после смерти имеют множество сходств. Некоторые племена в Центральной Африке верят в духовное существование после смерти. Вдова часто поселяется рядом с гробницей своего мужа для «наблюдения за отошедшим духом». Американские индейцы некогда напоминали египтян с их верой в будущую жизнь. Они хоронили своих умерших в специальных холмиках с луком и стрелами, которыми можно было бы пользоваться в «счастливой земле охотников» в загробной жизни. Индусы верят в некий род небес, где все украшено жемчугами и драгоценными камениями, а по берегам реки - цветы, музыка, смех и счастье в избытке. Буддизм в большинстве своих сект описывает прекрасный рай в момент смерти. Блаженство абсолютное. Продолжительность жизни неизмерима и название «ад» неизвестно*.
*Это не так. Специалистам известно, что в Махаяне - втором направлении после Хинаяны (тхеравады) - представление об аде является характерной чертой. Сам «Будда, в соответствии с брахманской теорией, говорит о существовании ада для злых...» (Проф. С. Радхакришиан. Индийская философия, М., 1956, т. 2, с. 377.)
Полная самозависимость, полагают они, ведет к спасению, достигаемому через серию реинкарнаций. Магометане верят в будущую жизнь, где рай превосходит все земные блага. Они верят, что это место роскоши и богатства уготовано лишь последователям Аллаха. Резюмируя эту почти всеобщую веру в бессмертие, хотелось бы процитировать Марка Порция Катона, римского философа, жившего до Христа.
Это должно быть так. Твои доводы великолепны, Платон: Откуда же еще эта блаженная надежда, Это страстное желание и Тоска по бессмертию? Откуда же еще этот загадочный страх и внутренний ужас Падения в ничто?
Если же обратиться к первым письменным памятникам этой религии, в частности к канонической Дхаммападе, то даже и здесь мы найдем недвусмысленно выраженное представление:
«Одни возвращаются в материнское лоно,
Делающие зло попадают в преисподнюю (курсив перев.),
Праведники - на небо,
Лишенные желаний достигают Нирваны».
(Глава о зле, № 126).
Иное дело, что пребывание в аду (как и в раю) по убеждению буддистов обусловлено (и даже ограничено во временном отношении) земной жизнью, хотя механически неизбежное стремление всех существ и даже предметов в гилозоистическом смысле в их обреченности на прогрессирующие реинкарнации к Нирване позволяет говорить об отсутствии на этом итоговом уровне какого бы то ни было ада или рая (универсализирующая и безличностно-деструкционизирующая Нирвана). Это фундамент буддизма. Попутно можно указать на существование даже такой секты, которая и вовсе отвергает конечное спасение всех тех, кто не следует ее доктрине, пророча им вечные мучения. Это — секта Нитиран. Вот, однако, традиционная схема трансбытия по учению буддизма: 1. Вимукти (Нирвана), 2 Атма, 3. Ад Востока, А. Акшобхья, 5. Амида, 6. Ад Запада, 7. Астрал, 8. Ментал, 9. Сансара.
Интересно отмстить, что в то время как в этой классической схеме дано два ада (ад для людей и ад для богов, демонов, духов и т. д.), ортодоксально-хинаяпистический памятник «Дзанлундо» упоминает в своей XII главе о существовании «восемнадцати адов Вселенной». (Прим. перев.)
И отчего душа опять
Обращается к себе и не изменяется при разрушении?
Это божество, пребывающее в нас:
Это само небо, указывающее нам в запредельное
И приближающее человека к вечности2.
Христианская эпоха
Споры философов и история разделились именно в тот момент, когда разделился Рождеством Спасителя наш календарь. И все же воззрение христианской культуры на смерть встречает параллели и в античности, добавляя, однако, недостающее звено - Откровение Самого Создателя к Своему творению через уподобление человеку.
Ириней, епископ Лионский, около 177 года в Галлии проповедовал, что душа существует после отделения от тела в момент смерти. Ссылаясь на Новый Завет, он учил, что весь человек состоит «из духа, души и тела».
В «Фениксе», поэме Лактанция, жившего в IV столетии, утверждается, что человек оставил Рай вследствие греха, но через обетование воскресения он может приобрести утраченное. Смерть трактуется как разлучение тела и души, которые при воскресении соединятся. Бог, Создатель души, уготовил лишь один путь спасения: через Иисуса Христа.
Большинство современных христиан предполагает бессмертие души в качестве фундаментальной доктрины. Во 2 Кор. 5:6-9 мы читаем:
«Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что водворяясь в теле, мы устранены от Господа,- ибо мы ходим верою, а не видением,- то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа»*.
*У Роолингза: «...каждый момент, который мы проводим в этих земных телах, есть время, проведенное вдали от нашего вечного жилища, на Небесах с Иисусом. Мы истинно знаем это верою, а не видением. И мы не страшимся, по поистине желаем умереть, потому что затем мы будем дома, с Господом. Оттого мы стремимся угождать Ему всегда и во всем, чтобы мы пи делали, здесь ли, в этом теле, или вдали от этого тела и с Ним на Небесах». (Прим. перев.)
Подобные заверения Павел шлет и филипийцам:
«Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня и то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше...» (Фил. 1:22-23)*.
*У Роолингза: «Но если жизнь доставляет мне больше возможности приобретать людей для Христа, то я воистину не знаю, что лучше, жить или умереть! Иногда я желаю жить, а иногда нет, ибо страстно хочу уйти и быть со Христом. 11асколько это счастливее для меня, чем быть здесь!» (Прим. перев.)
Любопытно, что все мои пациенты, говорившие о переходе от одной жизни к другой, независимо от того, какова была эта земная жизнь, обычно встречали любимых прежде людей в том месте, где происходило как бы распределение. Зачастую они говорили о находящемся там барьере, препятствующем переходу к более постоянному типу существования. Виденный ими «свет» часто представлял собою яркий фон или казался ангельским существом. Демоноподобные существа, как правило, описывались не как свет, но как тьма. Бесспорно, необходимо помнить, что все описания делали сами пациенты, и, следовательно, эти описания обусловлены их культурным уровнем. Однако наше понимание зависит от нашего отношения к библейской истине.