В США большая часть НИОКР финансируется и осуществляется частным сектором промышленности[79]. Но параллельно в Соединенных Штатах Америки (США) создана система трансфера результатов НИОКР, выполненных в университетах и федеральных научных центрах. До 1980 года правительство США имело права на все финансируемые за счет средств федерального бюджета разработки, а также на все результаты их коммерческой реализации. В то время как правительство Соединенных Штатов тратило почти 30 миллиардов долларов в год на исследования и разработки, результаты этих усилий почти никогда не доходили до рынка. Только 5% всех полученных патентов когда-либо лицензировались. С начала 80гг. в США государство принципиально изменило свои взаимоотношения с частным сектором, предприняв меры, поощряющие научные исследования и разработки в частном секторе. В этот период политика правительства была направлена на децентрализацию патентно-лицензионной деятельности, на расширение прав федеральных лабораторий на интеллектуальную собственность, полученную за счет средств федерального бюджета; на формирование правовой основы международного трансфера технологий между государственным и частным сектором.
В настоящее время, помимо общих законодательных актов, имеющих отношение к правовой охране объектов интеллектуальной собственности, насчитывается более 20 законов и указов Президента США, определяющих процедуры трансфера и коммерциализации технологий.
Закон Бай-Доула, принятый в 1980г., предоставил университетам, некоммерческим организациям и малым предприятиям права собственности на изобретения, созданные при финансовой поддержке правительства. В частности, это происходит тогда, когда ограничение или отмена права патентообладания необходимы для защиты от действий иностранной разведки или контрразведки, или когда финансируемые правительством исследования и разработки используют организации, связанные с оборонными видами деятельности. Большую роль в соответствии с законом Бай-Доула играют контракты. Получатель финансовой помощи берет на себя определенные обязательства, предоставлять правительству неэксклюзивные, безотзывные, безвозмездные лицензии без права сублицензирования для использования изобретения, для или от имени Соединенных штатов на территории всех стран мира.
В соответствии с законом Бай-Доула исполнители НИОКР обязаны согласиться с условием, что выдача эксклюзивной лицензии на изобретение, на которое получатель финансирования имеет патентные права, производится при согласии лицензиата на то, что любой продукт, включающий данное изобретение или полученный благодаря данному изобретению, будет изготавливаться в Соединенных Штатах Америки. Это условие обычно называют "преимущественным правом промышленности США". Закон явился значительным стимулом и остается существенной составляющей правительственной политики в области коммерциализации инноваций. Он фундаментальным образом изменил взаимодействие между правительством, университетами и частным сектором в части передачи прав собственности и поощрения лицензирования федеральных изобретений частному сектору.
Вторым законом, оказавшим существенное влияние на формирование механизма передачи результатов исследований в коммерческое использования стал Закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера, принятый в 1980 г., который также как и закон Бай-Доула был направлен на создание благоприятной среды для развития взаимовыгодной кооперации между частным и. государственным секторами. Этот закон предоставил широкие полномочия Министерству торговли США по повышению роли технологических инноваций для коммерческих и государственных целей, поддержке трансфера технологий на национальном уровне. Учитывая то, что федеральные лаборатории имеют значительное количество "коммерчески ценных технологий", которые могли бы содействовать повышению конкурентоспособности фирм США закон потребовал от каждой федеральной лаборатории создания офиса по выявлению коммерчески ценных технологий и их последующему трансферу частному сектору. Заложенная в основе Закона Стивенсона-Уайдлер политика "передачи технологий" концептуально совпадала с положениями Закона Бай-Доула. Оба закона пытались сделать эффективными процессы использования частным сектором плодов научных исследований и разработок, полученных при поддержке федерального правительства и передачи технологий, полученных в ориентированных на конкретные цели исследованиях и разработках, либо посредством финансовой помощи (Бай-Доул), либо в форме инвестиций в национальные лаборатории, их персонал и инфраструктуру (Стивенсон-Уайдлер).
В 1984 г. Был принят Закон о товарных знаках, который развил заложенные в законах Бай-Доула и Стивенсона-Уайдлера положения применительно к правовой охране и передаче интеллектуальной собственности созданной в организациях государственных форм собственности, разрешив лабораториям государственной формы собственности лабораториям-подрядчикам предоставлять лицензии на патенты, а подрядчикам получать роялти от использования результатов НИОКР. Кроме того, закон разрешил лабораториям университетов и некоммерческих институтов сохранять право собственности на изобретения в рамках установленных ограничений.
В 1986 г. Был принят Закон о трансфере федеральных технологий. Он был направлен на совершенствование сотрудничества частного и государственного секторов. Согласно этому закону университетам, федеральным лабораториям, частным фирмам, консорциумам и правительствам штатов было предоставлено право заключать кооперативные соглашения на проведение совместных НИОКР. Данный законодательный акт дал возможность доступа всем заинтересованным фирмам США к научно-технологическим ресурсам федеральных лабораторий. Закон определил и ограничения, связанные с национальной безопасностью. Закон о трансфере федеральных технологий предусматривает также, что при коммерциализации технологии может использоваться важная коммерческая информация. Закон о трансфере федеральных технологий определяет, что коммерческая или торговая информация не должна раскрываться не участвующему в работе конкуренту и должны сохраняться в течение 5 лет.
Существуют следующие пути лицензирования технологий: лицензирование технологий существующим компаниям; лицензирование технологий с одновременным созданием компаний (startup companies); лицензирование технологий коммерческому офису по трансферу технологий; сохранение технологии режиме патентной защиты (sit on the shelf). По данным офиса по лицензированию технологий Стенфордского университета ежегодно офис принимает около 200 изобретений из них на 25-40% оформляется заявка на патент и только 10-15% лицензируется[80].
США были пионером в формировании стимулов к коммерциализации интеллектуальной собственности в госсекторе. С середины 60х до 90х годов динамика патентования результатов исследований в университетах США развивалась более высокими темпами, чем общий объем патентов, и быстрее, чем росли расходы университетов на исследования. За отмеченный период количество патентов, полученных университетами и родственными им организациями выросло в 6 раз.
В последующие годы, т.е. с начала 90х гг. темпы регистрации патентов в США повысились более чем в два раза, это касалось и университетов и государственных лабораторий США. Это объяснялось изменениями в федеральном законодательстве, направленными на поддержку трансфера технологий в промышленность из финансируемых государством исследовательских организаций. Наибольшую роль сыграл Закон Бай-Доула, который позволил университетам, некоммерческим структурам и предприятиям малого бизнеса получать права собственности на изобретения, созданные на государственные средства финансирования. Акт установил, что в обмен на раскрытие изобретения доходы от любого изобретения должны быть поделены между автором и его организацией.
В результате были упрощены и ускорены методы трансфера технологий. Подобный же эффект имел Закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера, с поправками 1986 г., которые уполномочили государственные лаборатории выполнять соглашения по партнерским исследованиям и разработкам с частными фирмами и передавать этим фирмам патенты, полученные в результате такого сотрудничества. США стали первыми среди стран, дававших патентную защиту программным разработкам и бизнес-методам на основе Интернета, еще одной области, сильно связанной с университетами. Количество патентов, выданных в США в области программных разработок, возросло в три раза с 1990 по 1999 гг.[81]
За последние 20 лет США провели широкий спектр реформ интеллектуальной собственности, многие из которых имели целью совершенствование механизма коммерциализации интеллектуальной собственности, принадлежавшей государству. Вслед за США многие страны также провели реформы процесса коммерциализации интеллектуальной собственности, уточнили и модернизировали законы, регулирующие вопросы собственности на результаты исследований в государственном секторе, с тем, чтобы облегчить коммерциализацию.
Япония и некоторые новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии вторгаются в международный технологический бизнес, взламывая устоявшийся порядок. Схема вторжения весьма проста. Не обладая ни достаточным научно-техническим потенциалом и развитой сферой услуг, ни богатыми энергосырьевыми ресурсами, новые участники международного технологического бизнеса сконцентрировали свои ресурсы на скупке перспективных высокотехнологических нововведений на последней дорыночной стадии. К этому времени уже хорошо известно о потенциальном рынке сбыта, о производственно-технологических ресурсах и особенностях, необходимых для производства новации. Остается лишь организовать конечную доработку нововведения и запуск его в производство. В этот момент широко скупаются и используются патенты, лицензии, ноу-хау, услуги типа инжиниринговых и др., привлекаются иностранные специалисты.