В настоящее время ситуацию в мировой экономике и место данной страны в системе международного разделения труда в значительной степени определяет потенциал наукоемких отраслей промышленности, связанных с использованием высоких технологий, но, к сожалению, в этой сфере Россия отстает от ведущих стран мира. Объем мирового рынка продукции наукоемких отраслей оценивается в 2,5 - 3 трлн долл., и Россия присутствует на нем в основном в таких сегментах, как ядерные технологии, вооружение и военная техника, коммерческие запуски ракетоносителей и спутников и некоторых других.
Интеграция России в мировой рынок высоких технологий необходима в связи с отсутствием в РФ платежеспособного спроса на часть наукоемкой продукции, что приводит к старению передовой технологической базы (авиация и ракетная техника, радиоэлектроника, биотехнология и др.). В последние годы Россия ежегодно экспортировала высокотехнологичных изделий на сумму около 3 млрд. долл., что составляет не более 0,3% объема международной торговли данной продукцией. В стоимостном выражении РФ вывозит высокотехнологичных товаров в 5 раз меньше чем Таиланд, в 8 раз Мексика, в 10 раз КНР, в 14 раз Республики Корея. Растущее отставание России в темпах роста экспорта готовой продукции, особенно наукоемких изделий, ведет к ощутимым потерям для национальной экономики.
Кроме России из промышленно развитых стран значительную долю сырья и материалов в экспорте имеют Канада и Норвегия, однако они успешно развивают экспорт готовых изделий (включая наукоемкую продукцию). Топливно-сырьевая международная специализация РФ, приемлемая на коротком временном отрезке и в определенных условиях, не эволюционирует в более развитые формы, включая глубину переработки сырья и материалов, что ограничивает возможности повышения доли РФ на мировом рынке. Удельный вес машин и оборудования в мировом экспорте в начале 90х годов составлял 35% и в 2002 г. превысил 40% (в России - не более 10%).
В настоящее время на мировом рынке конкурентоспособны преимущественно товары сырьевых отраслей промышленности РФ, а также выпускающих полуфабрикаты (металлы, полимеры, бумага) и низкотехнологичные товары конечного спроса (минеральные удобрения и др.). Большинство отраслей обрабатывающей промышленности России на внешнем рынке имеют низкую конкурентоспособность или неконкурентоспособны.
Сохраняется конкурентоспособность товаров и услуг некоторых высокотехнологичных отраслей (оборонные, атомная и др.). Однако расширению экспорта их продукции препятствуют страны-конкуренты, в том числе по политическим мотивам. Анализ мирового рынка высокотехнологичной продукции и производственного потенциала показывает, что Россия способна конкурировать по небольшому числу ключевых направлений на рынке наукоемкой продукции и услуг, включая оптоэлектронику, новые материалы, оптические приборы и геодезическое оборудование для поиска нефти и газа, программное обеспечение. Наращивание экспортного потенциала многих отраслей промышленности может быть обеспечено лишь на основе совершенствования государственного механизма повышения конкурентоспособности российских предприятий, которое предусматривало бы расширения государственной поддержки экспортеров, улучшения страхового и кредитного обеспечения, совершенствования условий для проведения НИОКР и применения их результатов в производстве. Обоснованное определение приоритетов позволило бы увеличить долю России на мировом рынке наукоемкой продукции до 3-4%, что эквивалентно многомиллиардному приращению экспортных доходов.
Совершенно очевидно, что если конкурентоспособность предприятий не будет повышена, характер участия нашей страны в мирохозяйственных связях останется неизменным, и никакого места в мировой экономике для нас не будет, кроме, разумеется, места сырьевого поставщика. Что касается вывоза обработанных изделий и, в частности, машин и оборудования, услуг, научно-технических знаний и технологии, то этот экспорт невелик (около 100 млн. долл.), хотя во времена СССР его величина составляла порядка 10-12 млрд. долл. Особо следует остановиться на структуре экспортных поставок. На мировом рынке в общем объеме экспорта обработанных изделий составляющем порядка 4 трлн. долл. примерно 50% приходится на долю комплектующих частей и узлов, поставляемых по аутсорсинговым контрактам. В нашем экспорте доля таких поставок равна 3-5%, иностранные компании не могут найти в России поставщиков многих видов комплектующих и готовых изделий. Таким образом, по масштабам экспорта и его структуре Россия существенно отстает от требований рынка, отстает от требований к конкурентоспособности товаров. Для устойчивого развития экспорта необходим благоприятный инвестиционный климат, наличие стратегии развития. Наша страна рискует оставаться сырьевой державой, пока сознательно не начнет заниматься совершенствованием механизма управления конкурентоспособностью, предусматривающего совершенствование индустриальной политики, направленной на технологические прорывы в различных областях.
В то же время многие государства с развивающейся или переходной экономикой на мировом рынке понимают важнейшую роль экспорта обработанных товаров в повышении уровня экономического развития. Экономический подъем через бурное развитие экспорта обработанных товаров продемонстрировали такие страны, как Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Мексика, Гонконг, и некоторые другие государства. Анализируя пути развития экспорта, нельзя не обратить внимание на политику некоторых зарубежных государств, добившихся в этой области особенно положительных результатов, в частности Республики Корея[139]. В Республике Корея среди факторов, обеспечивших впечатляющие достижения в экспорте, особое место занимает амбициозная, но в то же время на редкость разумная и в целом довольно взвешенная экономическая (в частности, внешнеторговая и промышленная.) политика государства. Всячески поощряя экспорт, его всемерное насыщение товарами и услугами повышенного спроса на основе пооперационной, поузловой специализации и международной кооперации в производстве техно- и наукоемкой продукции, правительство этой страны активно содействовало модернизации и росту экономики и освоению новых перспективных "ниш" мирового рынка.
Аналогичные процессы, похоже, начали разворачиваться в Китае. Повышение среднегодовых темпов его экономического роста с 3,4% в 1961-1980 гг. до 9,8% в 1981 - 2000 гг. сочеталось чуть ли не с четырехкратным увеличением доли в мировой торговле товарами благодаря насыщению экспорта изделиями современного машинно-технического комплекса и восьмикратным (за 1986 - 1999 гг.) повышением удельного веса в торговле услугами.
Среди стран СНГ особого внимания заслуживают, например, Белоруссия и Молдова, которые хотя и не достигли еще заметных результатов в развитии экспорта, тем не менее приняли на государственном уровне национальные программы расширения поставок отечественной продукции на внешний рынок. В Белоруссии в феврале 2000 г. принята Национальная программа развития экспорта. Согласно принятой Национальной программе развития экспорта Белоруссии на 2000 - 2005 гг. основным торговым партнером будет оставаться Россия[140]. Национальная Программа по развитию экспорта принята в Молдове. Решено, что республика будет специализироваться на вывозе определенных товаров, в частности агротехнических. Решением Правительства Республики Молдова от 2 февраля 1999 г. в целях развития экспорта товаров и услуг, диверсификации рынков сбыта была создана организация по продвижению экспорта[141].
Необходимость разработки стратегии внешнеэкономической деятельности России. Базовым элементом внешнеэкономической деятельности государства является эффективное стимулирование развития экспорта и определения экспортной направленности национальной экономики. Как показывает мировой опыт, в переходный период экспортная направленность страны является результатом определенных усилий по реализации государственной политики и не может определяться исключительно действиями самостоятельных производителей. Государственное стимулирование развития экспортных связей является составной частью общехозяйственного регулирования во всех странах, независимо от их социально-экономической ориентации[142] .
Однако государственное стимулирование экспорта касается лишь продукции, которая уже изготовлена или может быть изготовлена в рамках существующей экономической системы. Если же речь идет о том, что ничто из производимой в стране товарной массы готовых изделий не может быть продано на мировом рынке, то необходимо ставить вопрос о структуре производства. Более того, отсутствие продуманной структуры производства и номенклатуры изготавливаемых товаров привело практически к потере внутреннего рынка для отечественной промышленности. Широкое проникновение на внутренний рынок иностранных потребительских товаров показало, что в нашей стране все государственные плановые структуры заботились о чем угодно, но только не о современной структуре производства конкурентоспособных товаров. По-видимому, это произошло не от недостатка способностей или желания, а от того, что так была поставлена задача.
Глубокий экономический кризис, в который вошла в 90е годы экономика России, уходит своими корнями в глубокие диспропорции и острые противоречия, накопленные еще в советское время, является следствием административно-командных методов управления хозяйством и обществом. В Советском Союзе,
несмотря на провозглашавшиеся призывы активного использования преимуществ международного разделения труда, развитие производства товаров на экспорт было слабым. Главной целью внешней торговли было "затыкание дыр" в экономике, постоянно возникавших из-за противоречий централизованного планирования. Кроме того, активное использование внешних экономических связей в политико-идеологических целях, в частности покупка товаров в социалистических странах по ценам выше мировых и поставка разнообразного оборудования в развивающиеся страны, особенно в страны "социалистической ориентации", под кредиты, которые не погашались, наносило вред советской экономике. Готовые изделия, входившие в экспортные фонды, выделяемые для поставок на внешние рынки, характеризовались низким техническим и потребительским уровнем, но поскольку они поставлялись (а не продавались) в страны, находившиеся в орбите влияния СССР, то о конкурентоспособности вопрос не стоял.