Первое. Такие технологии, за небольшим исключением, сосредоточены в ВПК. Конечно, его продукция тоже может и должна экспортироваться. В настоящее время практически единственной сферой наукоемкой, высокотехнологичной индустрии, способной на равных конкурировать с экспортной продукцией ведущих стран мира, является ориентированная на внешние поставки часть военно-промышленного комплекса России[160]. Но стратегическая ориентация, прежде всего на экспорт вооружений и военной техники чревата таким дальнейшим разрастанием ВПК, которое уже невозможно в современной России.
Для России крайне актуальна интеграция в мировой рынок наукоемких технологий гражданского назначения. К сожалению, в настоящее время в стране почти отсутствует платежеспособный спрос на значительную часть такой наукоемкой продукции, что приводит к застою и старению имеющихся разработок наиболее передовой технологической базы.
Второе. Говоря о продвижении на мировой рынок высокотехнологичной продукции, нередко также имеют в виду мощности, высвобождающиеся для гражданского производства в результате конверсии предприятий ВПК. Но, во-первых, средств для широкой конверсии нет, и она идет намного медленнее, чем хотелось бы. В принципе конверсировать можно от 5 до 40% технологий военного назначения при вполне вероятном тяготении этого показателя к нижнему порогу. Наконец, какую-то часть технологий, адаптированных к выпуску продукции гражданского назначения, можно использовать для производства продукции, имеющей спрос только со стороны государства, которое на данном этапе не располагает средствами для ее покупки. Во-вторых, директорский корпус ВПК, от которого во многом зависит ход конверсии, в силу своего статуса довольно консервативен и в немалой своей части продолжает рассчитывать прежде всего на заказы и значительную безвозмездную помощь государства. В-третьих, далеко не все военные технологии можно использовать в гражданском производстве.
Вместе с тем мы не хотели бы заниматься выработкой государственных рекомендаций предприятиям по отбору высокотехнологичной гражданской продукции для экспорта. Жизнь показала, что не дело государства заниматься экспортом (за исключением продукции оборонного характера). Государство может сделать больше для формирования экспортного потока из России, если создаст условия для этого.
Проблема диверсификации и облагораживания экспорта, превращения его в важный фактор развития экономики страны ни в коей мере не сводится к активному продвижению на мировой рынок только высокотехнологичной продукции стратегического назначения. Из опыта стран с динамичным развитием экспорта видно, что, хотя сама эта динамичность задается в принципе наиболее перспективными товарными группами, находящимися на гребне научно-технического прогресса, действительно широкая и глубокая интеграция в международное разделение труда неразрывно связана с сохранением и укреплением традиционного экспорта, а также всемерным наращиванием общего ассортимента вывозимых товаров на основе подключения к нему самой разной продукции.
С точки зрения необходимости решения актуальных задач существующие в стране экономические механизмы должны создать условия для ускоренного роста экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности машин и оборудования, высокотехнологичных и наукоемких изделий, услуг, в том числе за счет программ освоения наукоёмкой и высокотехнологичной продукции, закупок для развития экспортного производства оборудования, сырья, материалов, комплектующих и запасных частей, не производимых в стране, а также тарифного и нетарифного регулирования экспорта высокотехнологичной продукции производителей стран, конкурентоспособной по отношению к аналогичной продукции иностранных производителей, регулирования вопросов кредитования с участием государственных банков ориентированных на экспорт проектов[161].
2. Повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке. Из опыта развития экспортных производств в СССР явствует, что действительно широкая и глубокая интеграция в международное разделение труда неразрывно связана с повышением конкурентоспособности товаров традиционного экспорта.
В научной прессе можно найти высказывания, что "подходящая для экспорта продукция, в том числе машинно-техническая, в России имеется"[162]. По утверждению председателя бывшего Российского комитета по машиностроению А. Огурцова, предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию, есть во всех отраслях машиностроительного комплекса[163].
По нашему мнению, подобный подход несколько оптимистичен. Мы не стали бы с ходу соглашаться с высказыванием, что "речь идет о продукции тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, станко-инструментальной промышленности и автомобилях, во времена Союза экспортировавшихся, а ныне все более теряющие позиции на мировом рынке"[164]
Приукрашивание возможностей также неблагоприятно для реального положения дел, как и охаивание. На самом деле в номенклатуре производства этих отраслей есть отдельные позиции, которые можно было бы предложить на внешний рынок. Значительные резервы облагораживания экспорта (а вместе с тем и общего повышения эффективности сырьевого комплекса) кроются в расширении и углублении переработки сырья, утилизация которых, надо полагать, тоже повлекла бы за собой ощутимые сдвиги в макроэкономических пропорциях. Существуют возможности продаж на мировых рынках многих видов машиностроительной продукции на условиях международной кооперации или аутсорсинга.
3. Представляется разумным и необходимым усовершенствовать организацию управления внешнеэкономическими связями, в которой сейчас присутствует значительная межведомственная раздробленность. Внешнеэкономическими вопросами занимается, помимо Министерства торговли и экономического развития, целый ряд органов государственного управления: Министерство по делам СНГ, Государственный таможенный комитет, Министерство финансов, Центробанк, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, а также практически все отраслевые ведомства. Нередки случаи принятия ими противоречащих друг другу ведомственных документов, что снижает эффективность общегосударственного регулирования. Межведомственная координация внешнеэкономической деятельности более или менее регулярно осуществляется лишь в отдельных областях (защита внутреннего рынка, обеспечение бюджетных доходов, вступление в ВТО), а системной координационной работы по обеспечению целенаправленной внешнеэкономической политики не ведется.
Нынешние функции Минэкономики в этой сфере, как представляется, принижены и сводятся в сущности к разработке оперативных мер по внешнеторговому регулированию, подготовке межгосударственных договоров по вопросам торгово-экономического сотрудничества и т.п. Проведенная реорганизация этого министерства с передачей в его ведение вопросов внутренней торговли еще больше осложняет возможности комплексного управления внешнеэкономическими связями.
Не до конца решены также вопросы распределения внешнеэкономической компетенции между Федерацией и ее субъектами. Хотя принятым в январе 1999 г. Законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" были дополнительно регламентированы некоторые области внешнеэкономической деятельности и введена норма, обязывающая регионы соблюдать международные обязательства РФ, механизм их практического взаимодействия по проблемам, входящим в сферу совместного ведения, определен недостаточно четко.
Оценивая итоги внешнеэкономической либерализации, проведенной в России, следует отметить, что в целом она позволила перевести внешнеэкономические связи страны на качественно новую основу, соответствующую условиям рыночного хозяйства. Вместе с тем нельзя не видеть, что ошибки и недостатки, допущенные в ходе ее осуществления, привели к возникновению ряда крупных деформаций и трудностей в развитии российской внешней торговли в последнем десятилетии нынешнего века[165].
4. По нашему мнению, государство должно пересмотреть проведенную в спешке либерализацию внешней торговли. При выработке направлений государственной политики регулирования внешнеэкономической деятельности необходимо восстановить права государства на вывоз ключевых товаров российского экспорта - нефти, газа и алкоголя, как это было сделано по вывозу основных видов оборонной техники и снаряжения. По нашему мнению, отказ от государственной монополии на производство и реализацию алкогольных и табачных изделий, а также отказ от экспорта главных экспортных товаров - нефти, газа, металлов, алкогольных напитков ограничивают возможности экспорто-ориентированного развития. Достаточно привести пример образцового проведения либеральных реформ в Чили, где, не смотря на всю либеральную риторику, экспорт главного товара - меди всегда оставался в руках государства, что и стало одним из существенных ресурсов для экономического подъема[166].
5. Совершенствование механизма государственного стимулирования внешнеэкономических связей с учетом задач структурной перестройки и повышения эффективности народного хозяйства. Этот механизм следовало бы настроить так, чтобы усиливалась выборочная поддержка отдельных секторов отечественного производства и внутреннего рынка с помощью общепринятых инструментов. Определенное усиление защиты этих секторов необходимо для того, чтобы помочь встать на ноги предприятиям, секторам и отраслям, потенциально способным выдерживать конкуренцию. Это особенно важно в период, предшествующий неизбежному снижению ставок отечественного таможенного тарифа после официального вступления России в ВТО и перехода к свободной торговле в рамках АТЭС.