Смекни!
smekni.com

I. теоретические и институциональные основы формирования и развития рынка ветери­ нарных товаров 11 § (стр. 24 из 40)

1 См.: Курьер (приложение к газете «Российские вести»). 1997. № 34.

119

Полномочных представителях Президента РФ в округах. Кроме того, ре­гиональные ветеринарные службы и предприниматели смогут экономить время и средства на организацию процедуры сертификации.

Объектами обязательной сертификации, согласно Правил, являются вакцины для ветеринарии, сыворотки, препараты крови и глобулины, анатоксины и токсины, аллергены, диагностикумы ветеринарного назна­чения, химико-терапевтические и фармацевтические препараты из при­родного сырья, кормовые антибиотики и витамины, ферментные препа­раты, лечебно-профилактические кормовые добавки, питательные среды для ветеринарии, средства, применяемые для воспроизводства животных, а также дезинсекционные, дезинфекционные, дератизационные и другие средства для ухода за животными.

В процессе сертификации анализируются как показатели безопасно­сти продукции для людей, животных и окружающей среды, так и эффек­тивности действия препаратов в соответствии с их предназначением, а также физико-химические и органолептические показатели, упаковка и маркировка. В рыночных условиях особо возрастает проблема проверки действенности таких объектов анализа, как вакцины, сыворотки и диаг­ностические препараты, поскольку это связано с предотвращением воз­можного ущерба имуществу владельцев животных и с защитой их жизни и здоровья. Важно также соблюдение так называемой «холодовой цепоч­ки» при перевозке данных препаратов от производителя к месту реализа­ции.

Дополнительные требования предъявляются к особым видам вете­ринарных товаров, в том числе к кормам для непродуктивных животных. Данный вид товаров изготавливается из сырья животного происхожде­ния, является относительно новым для отечественного потребителя, и Департамент ветеринарии Минсельхоза РФ устанавливает для них осо­бый набор показателей (органолептических, безопасности, питательно-


120

сти) и норм. На необходимость усиления контроля над оборотом данной группы товаров указывал, выступая на совещании-семинаре ветеринар-ных специалистов Российской Федерации (Казань, октябрь 1998 г.) ди­ректор ВГНКИ А. Панин. По его мнению, корма, содержащие ингредиен­ты животного происхождения и биологически активные вещества (анти­биотики, ферменты, аминокислоты, микроэлементы и др.) представляют серьезную опасность1. В настоящее время действуют «Ветеринарно-санитарные нормы и требования к качеству кормов для непродуктивных животных», утвержденные в июле 1997 г.

Всякий товар выражает свою меновую и потребительскую природу через обязательные идентификационные признаки. В случае сертифика­ции ветеринарных препаратов положительный результат выражается в особом знаке соответствия, который должен ставиться на каждую едини­цу продукции разового применения и дополнительно на каждую упако­вочную единицу. Кроме того, он проставляется в сопроводительной тех­нической документации, предназначенной для потребителя. «Правило тройного подтверждения качества» проявляется в том, что при невоз­можности нанесения знака соответствия на каждую единицу продукции он обязательно наносится на упаковочную единицу и ставится в сопро­водительной документации, а при невозможности поместить его и на упаковку - только в сопроводительной документации. Тем самым потре­битель в любом случае имеет возможность проверить результаты испы­таний ветеринарного препарата.

Между тем, в квазирыночных условиях, когда обычаи делового обо­
рота с криминальным оттенком имеют приоритет перед нормами права,
ф пользователи ветеринарных товаров остаются незастрахованными от

подделок и иных случаев нарушения технологии производства лекарств и иных средств по уходу за животными. Как свидетельство этого, уже че-

1 См.: Качество ветпрспаратов: новые возможности управления // Ветеринарная газета. 1998. № 19-20.

121

рез полтора года после утверждения «Правил проведения сертификации ветеринарных препаратов» начальник Департамента ветеринарии Мин­сельхозпрода РФ, Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации В.М. Авилов вынужден был обратиться к регио­нальным руководителям ветеринарной службы с письмом «Об усилении контроля за применением ветпрепаратов и кормов»1, поскольку на местах наблюдалась практика производства и применения ветеринарных препа­ратов, кормов и кормовых добавок, не прошедших проверку и докумен­тальное оформление в соответствии с требованиями действующего зако­нодательства.

Лицензирование ветеринарной деятельности - понятие достаточ­но емкое, включающее в себя разрешительные действия государства по целому ряду направлений ветеринарного предпринимательства. «Поло­жение о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Феде­рации», утвержденное Правительством РФ в апреле 1996 г.2, в пункте 3 предусматривало, что лицензия выдается на осуществление ветеринар­ной лечебно-профилактической, лабораторно-диагностической деятель­ности, а также на:

- производство и реализацию препаратов ветеринарного назначения,
изготовляемых предприятиями, лабораториями, цехами;

- производство и реализацию кормов, кормовых добавок, в том чис­
ле нетрадиционных, минерально-витаминных подкормок для животных,
изготавливаемых предприятиями, лабораториями, цехами;

- реализацию лекарственных средств для ветеринарных целей, био­
логических препаратов, зоогигиенических средств и атрибутов зоовете-
ринарного назначения.


1 См. Текущий архив Управления ветеринарии Свердловской области.

2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 15. Ст. 1634.


122

Правительство Свердловской области, приняв - одним из первых в стране! - постановление от 6 сентября 1996 г. «О лицензировании вете-ринарнои деятельности», практически оставило данный перечень без из­менений. Всего в Екатеринбурге и области в 1997 г. соответствующие лицензии получили 12 ветеринарных аптек, в 1998 г. — 7, в 1999 г. - 18, в 2000 г. - 14, в 2001 г. - 9, в течение января-мая 2002 г. - 4 ветеринарные аптеки1. Между тем исчерпывающий характер перечня как на федераль­ном, так и на региональном уровне оставлял открытыми вопросы, отно­сится ли к ветеринарной деятельности, подлежащей лицензированию, экспорт и импорт ветеринарных препаратов, следует ли получать отдель­ные лицензии на осуществление оптовой и розничной торговли ветери­нарными товарами и т.д.

В какой то мере на эти вопросы дает ответ Закон о лекарственных средствах, принятый в 1998 г. Порядок лицензирования производства (изготовления) лекарственных средств подробно регламентируют статьи 15 и 34 закона, вывоза лекарственных средств с территории России - ста­тья 26, оптовой торговли лекарствами — статья 30. В свою очередь, статья 16, закрепляющая требования к маркировке и оформлению лекарствен­ных средств, в пункте 5 содержит указание на то, что лекарственные средства, предназначенные для лечения животных, должны иметь над­пись «Для животных».

Закон о лекарственных средствах также определяет круг субъектов рыночного оборота лекарств, включая в него предприятия-производители лекарственных средств, предприятия оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные учреждения, научно-исследовательские учрежде- ния и физические лица, имеющие лицензии на занятие частной медицин­ской практикой (ст. 28, 29). Тем самым фиксируются рыночные реалии

1 См. Текущий архив Управления ветеринарии Свердловской области.

123

современного положения дел в фармацевтике и аптечном деле, а пункт 6 статьи 32 содержит существенное уточнение, согласно которому рознич­ная торговля лекарственными средствами, предназначенными для лече­ния животных, осуществляется в аптеке, ветеринарной аптеке либо вете­ринаром.

Вместе с тем закон содержит определенную коллизию, порождаю­щую на местах конфликты между фармацевтическими подразделениями управлений здравоохранения, с одной стороны, и ветеринарными апте­ками, с другой. Фармацевты отстаивают точку зрения, что лекарства, внесенные в Государственный регистр лекарственных средств, должны продаваться только при наличии фармацевтической лицензии. На этом основании они требуют, чтобы ветеринарные аптеки получали такую ли­цензию.

Однако, согласно статьи 4 Закона о лекарственных средствах, субъ­ектами фармацевтической деятельности выступают аптечные учреогсде-пия (здесь и далее курсив мой. - Е.Ю.), а в их перечне, приводимом здесь же, отсутствуют ветеринарные аптеки, поскольку они не являются учре­ждениями здравоохранения. Более того, пункт 8 статьи 32 закона подчер­кивает, что аптечные учреждения предназначены для оказания медицин-скоп, а не ветеринарной помощи.

Ветеринары-практики Свердловской области указывают и на сле­дующее обстоятельство. Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности выдается при наличии копии документов, подтверждающих профессиональную подготовленность исполнителей работ, однако спе­циальная подготовка ветеринарных провизоров в стране не ведется. Ме­жду тем именно выпускники учебных заведений ветеринарного профиля чаще всего являются работниками ветеринарных аптек и малых фарма­цевтических предприятий по производству ветеринарных лекарственных