Смекни!
smekni.com

I. теоретические и институциональные основы формирования и развития рынка ветери­ нарных товаров 11 § (стр. 25 из 40)


124

средств1. Отсюда, в силу институциональной неопределенности ветери­нарных товаров в российском законодательстве, ветеринары не могут претендовать на получение фармлицензии в силу отсутствия соответст­вующей подготовки, а специалисты-фармацевты — вследствие того, что не изучали ветеринарное дело.

Помимо этого, является непреложным тот факт, что ряд лекарств используется для лечения как людей, так и животных (от йода и зеленки до но-шпы и гентамицина). Отсюда, в перечне препаратов групп А и Б по «Правилам хранения, учета и отпуска лекарственных средств списка А и Б, предназначенных для ветеринарных целей» встречаются лекарства, применяемые и в здравоохранении, и в ветеринарии, что согласовано на уровне Минздрава и Минсельхоза РФ. Учитывая, что в пункте 5 статьи 19 Закона о лекарственных средствах указано, что не допускается госу­дарственная регистрация различных лекарственных средств под одина­ковым названием, равно как и многократная государственная регистра­ция одного и того же лекарственного средства под одним или различны­ми названиями, требование фармацевтов о получении ветеринарными ап­теками лицензии на осуществление фармацевтической деятельности на сегодняшний день не подкреплено законодательно.

Примером разрешения аналогичной коллизии в пользу потребителей
является спор между Ассоциацией предприятий зооиндустрии (Санкт-
Петербург) и Департаментом ветеринарии Минсельхоза РФ. Суть спора
заключалась в том, что контролирующие органы требовали от произво­
дителей кормов для животных регистрации каждой отдельной разновид­
ности корма (кормовой добавки) как ветеринарного препарата. В ходе
<s> разбирательства комиссия Министерства РФ по антимонопольной поли-

тике и поддержке предпринимательства пришла к выводу, что корма,

См.: Гсрунова Л.К., Савицкий СВ. Закон «О лекарственных средствах» и проблемы ветеринарной фармации // Ветеринарная газета. 2000. № 23.

125

кормовые добавки и средства по уходу за животными, не содержащие лекарственных препаратов, не могут быть отнесены к определению «ве­теринарные препараты» и составляют отдельную группу товаров. Отсюда требования Минсельхоза РФ были признаны необоснованными, создаю­щими препятствия для осуществления предпринимательской деятельно­сти. Более того, министерству предлагалось исключить из числа лицен­зируемых видов деятельности реализацию препаратов ветеринарного на­значения, кормов, кормовых добавок, минерально-витаминных подкор­мок, а также лекарственных средств для ветеринарных целей, биологиче­ских препаратов, зоогигиенических средств и атрибутов зооветеринарно­го назначения1.

Аналогично в апреле 2002 г. Верховный суд РФ удовлетворил иск Ассоциации, ООО «Ковчег СПБ» и гражданина А. Салманова к Прави­тельству Российской Федерации. Было признано, что правительственное решение о регистрации кормов и биотехнических средств незаконно2.

Вместе с тем принятие нового федерального закона от 8 августа
2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»3 опять запу­
тало вопрос об институциональном оформлении ветеринарных товаров.
Статья 17 закона гласит, что лицензированию подлежит «ветеринарная
деятельность» без уточнения, что понимается под этим широким опреде­
лением. В то же время отдельно выделены как подлежащие лицензирова­
нию: фармацевтическая деятельность; производство лекарственных
средств; производство медицинской техники; деятельность по распро­
странению лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотроп-
<s> ных веществ. Поскольку данные виды деятельности в той или иной мере

1 См. Текущий архив Управления ветеринарии Свердловской области.

2 См.: Вестник зообюнеса. 2002. № 5. С.1.

3 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33. Ст.3430.


126

характерны и для оборота ветеринарных товаров, остается неясным, надо ли на них получать отдельные лицензии в рамках ветеринарного пред­принимательства.

Наконец, постановление Правительства РФ от 5 июля 2002 г. «Об утверждении Положения о лицензировании ветеринарной деятельности»1 фактически поставило оборот ветеринарных товаров вне закона. Соглас­но новому нормативному акту, ветеринарная деятельность включает в себя только ветеринарные лечебно-профилактические и лабораторно-диагностические работы, а также электронное мечение животных. Реали­зация лекарств и иных средств врачевания животных оказывается дея­тельностью, не подлежащей лицензированию ни со стороны ветеринар­ных, ни со стороны фармацевтических органов.

Тем самым открывается широкий простор для оборота ветеринар­ных товаров сомнительного качества на «сером» рынке. Получается, что в настоящее время единственным институтом, способным бороться и с некомпетентностью государственных контролирующих органов, и с дельцами полулегального оборота суррогатных средств врачевания жи­вотных, выступает Ассоциация зоотехнии, ветеринарии и зооиндустрии, принятая в мае 2002 г. в Торгово-промышленную палату Российской Фе­дерации2.

Установление правил хранения и реализации лекарств и иных средств по уходу за животными - акт сугубо административный, суще­ственно сужающий возможности предпринимателей в сфере ветеринар­ной деятельности, однако, целесообразность и необходимость соблюде­ния обязательных требований в данном случае относится к прерогативе национальной безопасности. До настоящего времени сохраняют дейст­вие утвержденные в 1968 г. «Правила хранения ветеринарного, зоотех-

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст.2862.

2 См.: Вестник зообизнеса. 2002. № 5. С.1.


127

нического и лабораторного имущества на складах, базах и в аптеках системы "Зооветснаб"»1, предполагающие соблюдение следующих тре-бовании:

а) размещение имущества в соответствующих для каждого его вида
помещениях;

б) правильное размещение и укладка имущества в складских поме­
щениях и надлежащий уход за ним;

в) содержание складских помещений в чистоте и поддержание в них
необходимого режима, требующегося для хранения каждого вида иму­
щества;

г) соблюдение правил противопожарной безопасности, систематиче­
ский точный учет имущества и контроль, в том числе путем проведения
контрольных испытаний и анализов.

Лекарственные вещества списков А и Б должны были храниться по особым правилам, утверждаемым Главным управлением ветеринарии МСХ СССР. Они неоднократно обновлялись и корректировались, и в на­стоящее время действуют «Правила хранения, учета и отпуска лекарст-венных средств списка А и Б, предназначенных для ветеринарных целей» , утвержденные Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ по со­гласованию с Минздравом РФ в 1998 г. В них уже учтены такие рыночные реалии, как наличие сельскохозяйственных и иных предприятий различ­ных форм собственности, а также ветеринарных аптек и прочих организа­ций, не входящих в систему Зооветснаба. Запрещается не только приобре­тать лекарственные средства списка А и Б для ветеринарных целей у юри­дических и физических лиц, не имеющих лицензии на их продажу, но и приобретать, хранить и продавать лекарственные препараты списка А вла­дельцам частных торговых павильонов (палаток), даже если они имеют

1 См.: Ветеринарное законодательство. Т.П. С.570-602.

2 См.: Ветеринарная газета. 2000. № 8.


128

лицензию на право торговли ветеринарными препаратами, кормами и ак­сессуарами для животных. В данном случае приоритеты конкурентного порядка уступают место интересам национальной безопасности.

Дополнительным элементом данного метода административно-правового регулирования местного рынка ветеринарных товаров являют­ся временные стандарты, содержащие набор нормативов, которым долж­ны соответствовать ветеринарные аптечные склады, ветеринарные апте­ки и др. К примеру, Экспертный Совет по лицензированию ветеринарной деятельности министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области одним из первых в стране решением от 5 февраля 2001 г. утвердил «Временный стандарт на ветеринарную аптеку» (см. Приложение 4). Он содержит ряд ограничений, не позволяющих органи­зовать торговлю ветеринарными товарами в любом месте и при наличии персонала, не имеющего специального образования, что характерно для многих видов торговли в современных квазирыночных условиях.

В соответствии с Временным стандартом, ветеринарная аптека не может размещаться в зданиях, в которых распложены детские и школь­ные учреждения, продовольственные магазины и предприятия общест­венного питания (п.1). Она должна иметь минимально необходимый на­бор помещений общей площадью 35 кв. метров с соответствующей от­делкой стен, пола и потолка, а также с соблюдением иных требований (освещение, вентиляция, сигнализация и т.д.) и с оснащением необходи­мым оборудованием и инвентарем (пункты 2-4 Временного стандарта). К работе в ветеринарной аптеке допускаются лица, имеющие ветеринарное либо фармацевтическое образование, при этом высшее ветеринарное об- разование рассматривается как приоритетное (см. пункт 5 Временного стандарта). Тем самым конкуренция между ветеринарными аптеками и иными организациями, имеющими право реализации средств врачевания животных, приобретает характер соперничества профессионалов, что от-