3 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №5. Ст.410.
38
марта 1996 г. Часть третья Гражданского кодекса РФ во второй половине 90-х годов оставалась на стадиях обсуждения и доработки и была принята только в 2002 г..
Гражданский кодекс РФ является общеотраслевым законодательным актом, который призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений на всей территории страны и применительно ко всем субъектам гражданского права, включая продавцов и покупателей на рынке ветеринарных товаров.
Уголовный кодекс РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 г.1 и вступил в силу с 1 января 1997 г. В нем предусмотрены наказания за противоправные действия, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, сбытом наркотических или психотропных средств и т.д. (ст.228-235 УК). Поскольку подобного рода вещества составляют часть оборота рынка ветеринарных товаров, статьи Уголовного кодекса РФ также являются элементами правовой базы по его регулированию.
В связи с тем, что преступный мир постоянно расширяет сырьевую базу для изготовления одурманивающих веществ и иных препаратов с наркотическими свойствами, создан постоянный Комитет по контролю наркотиков (ПККН) при Минздраве РФ. Он обобщает криминальную практику и периодически дополняет список ядовитых, сильнодействующих, психотропных и наркотических веществ, незаконные операции с которыми попадают по действие статей УК РФ.
Косвенным образом это сказывается и на обороте ветеринарных товаров. В частности, до 1998 г. калипсол (кетамин) не входил в списки ПККН и широко применялся ветеринарными врачами для обезболивания
См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст.2954.39
животных. Однако впоследствии данный препарат и его синонимы стали использоваться криминальными элементами для изготовления наркотиков. Поскольку ветеринарные специалисты в большинстве своем не знали о том, что калипсол внесен в списки ПККН, в Свердловской области был возбужден ряд уголовных дел в отношении нескольких ветеринарных врачей, обвинявшихся в незаконном обороте наркотиков.
Помимо этого, отдельные регулирующие нормы содержатся в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, Таможенном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ и др.
Федеральные заколы как один из основных видов источников права уточняют и развивают базовые положения, содержащиеся в актах более высокого уровня, применительно к рынку ветеринарных товаров. В их числе приоритетное положение занимает Закон РФ от 14 мая 1993 г. «О ветеринарии»1. Он был принят Верховным Советом РФ в мае 1993 г. в пакете с другими законами, конкретизирующими отдельные направления современной аграрной политики («О зерне» и др.). Поскольку он разрабатывался и проходил обсуждение в условиях нарастающего противостояния между радикалами - сторонниками экономического либерализма (исполнительная власть) и умеренно-консервативно настроенными «государственниками» (законодательная власть), закрепленный в законе компромисс по поводу общих принципов организации ветеринарного дела в стране предопределил сохранение целого ряда позиций, характерных для ранее принятого законодательства, в частности — для Ветеринарного устава СССР.
Принципиальным новшеством можно считать отсутствие в тексте закона упоминания о бесплатности ветеринарного обслуживания. Однако принцип централизованного государственного контроля над различными
1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 24. Ст.857.40
аспектами ветеринарного дела вновь нашел законодательное подтверждение в статье 1, а в статье 3 к ведению Российской Федерации были отнесены «государственная сертификация и регистрация отечественных и импортных препаратов и технических средств ветеринарного назначения, руководство системой их стандартизации и аттестации, выдача разрешений на их производство и реализацию».
Специфика ветеринарных товаров также нашла отражение в статьях 8 и 16 Закона о ветеринарии. В первой из них отмечается, что государственный ветеринарный надзор включает в себя установление порядка производства и применения в ветеринарии биологических, химических и других препаратов. Это положение детализируется в статье 16, в которой говорится, что вакцины, другие средства защиты животных от болезней допускаются к производству, внедрению и применению на основании заключения Всероссийского государственного научно-исследовательского института контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов (ВГНКИ) о соответствии нормативно-технической документации на эти средства действующим ветеринарным правилам.
Следует также иметь в виду, что дальнейшее совершенствование правового регулирования рынка ветеринарных товаров предусмотрено в проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии"», подготовленном весной 2001 г. по инициативе Департамента ветеринарии Минсельхоза РФ для внесения в Государственную думу Российской Федерации.
Статья 11 проекта данного закона к полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии также относит установление правил оборо- та лекарственных средств, кормов и кормовых добавок, оборудования ветеринарного назначения, осуществление государственной обязательной сертификации и регистрации отечественных и импортных лекарственных средств, кормов и кормовых добавок, оборудования ветеринарного на-
41
значения, руководство системой их стандартизации и аттестации, выдача разрешений на их производство и реализацию. Органы местного самоуправления, в свою очередь, обязуются создавать условия для развития предпринимательской деятельности в области ветеринарии (ст. 13).
В статье 17 проекта закона закрепляется порядок оборота лекарственных средств, кормов и кормовых добавок только при наличии сертификата установленной формы. Лекарственные средства допускаются к производству, внедрению и применению на основании заключения Всероссийского центра качества ветеринарных препаратов о соответствии нормативно-технической документации на эти средства действующим ветеринарным правилам.
Если эти и иные дополнения будут внесены в действующий закон «О ветеринарии», тем самым будут усилены элементы регулирования оборота ветеринарных товаров со стороны государства, хотя в целом рыночные основы движения средств ветеринарного назначения от производителей к потребителям не подвергаются сомнению.
Аналогичные положения были закреплены в новом ветеринарном законодательстве бывших союзных республик, ставших суверенными государствами. В числе первых новый закон «О ветеринарии»1 6 марта 1992 г. был принят в Киргизии. В нем рыночный характер оборота ветеринарных товаров практически не нашел отражения, однако в статье 5 закона к компетенции органов государственной ветеринарии отнесены проведение контроля за производством лекарственных средств и биопрепаратов, регистрации и экспертизы импортных препаратов, предлагаемых для применения в животноводстве, а также выдача лицензий (удостоверений, сертификатов) на право изготовления средств ветеринарного назначения и частную ветеринарную практику. Право на частную вете-
1 См.; Ветеринария. 1993. № 3. С.3-6.42
ринарную практику, согласно статьи 11 закона, предоставляется только лицам, имеющим высшее и среднее ветеринарное образование.
На Украине закон «О ветеринарной медицине»1 был принят 25 июня 1992 г. В статьях 2 и 17 закона на органы государственной ветеринарной медицины возлагается контроль за применением ветеринарных препаратов, а также проверка хранения и обезвреживания этих препаратов. Запрещается применять медикаменты, специальные кормовые добавки, микроэлементы, вакцины, другие биопрепараты и реагенты, не зарегистрированные в фармакопее или фармакологической службе либо изготовленные с нарушением нормативной документации или правил их применения. Для осуществления экспертной оценки эффективности средств, предназначенных для целей ветеринарной медицины, и их регистрации учреждена специальная фармакологическая комиссия (ст.25).
Рыночный характер оборота ветеринарных препаратов и иных средств в законе также не акцентируется, однако статья 29 оговаривает, что мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, кроме противоэпизоотических, лечение животных, лабораторные исследования и иные услуги ветеринарного характера осуществляются за оплату согласно тарифам.
В Белоруссии закон «О ветеринарном деле»2 был принят несколько позже, 2 декабря 1994 г., и в нем наряду с общепринятыми нормами, посвященными государственному контролю над оборотом ветеринарных товаров, вводится понятие «ветеринарная служба юридических и физических лиц». Ее следует отличать от ведомственной ветеринарной службы, сохраняющей свой государственный характер. Такую службу могут создавать любые юридические и физические лица независимо от формы собственности, то есть частная ветеринарная практика в данной случае
1 См.: Ветеринария. 1993. № 1. С.3-10.2 См.: Ветеринария. 1996. № 1. С.3-8.
43
трактуется очень широко. Тем не менее, подобного рода ветеринарная служба должна осуществлять свою деятельность под контролем и методическим руководством республиканского органа управления ветеринарным делом (ст. 11 закона). Возможно, для того, чтобы отличать государственных ветеринарных врачей от частнопрактикующих, в статье 25 закона предусматривается обеспечение их бесплатной форменной одеждой.