Вопросы государственной семейной политики нашли также отражение в нормативных документах, регламентирующих социальную политику в отношении детей и женщин. По этим направлениям социальной политики приняты пакеты нормативных документов, ряд предусмотренных в них мер адресованы семье и могут быть отнесены к компетенции семейной политики. В этой связи следует выделить такие документы, определяющие политику в отношении детей, как Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. №942 «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г.(Национальный план действия в интересах детей)», Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 28 «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995-1997 гг.», ряд указов Президента Российской Федерации по вопросам президентской федеральной целевой программы «Дети России», в частности, Указ Президента Российской Федерации «О продлении действия президентской программы «Дети России» от 19 февраля 1996 г. № 10.
Проблема двойной нагрузки работающей женщины-матери нашла отражение в Указе Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. №932 «О национальном плане действий по улучшению положения женщины и повышению её роли в обществе до 2000 года». Утверждённый правительством в соответствии с указом развёрнутый план действий предусматривает, в частности, решение социальных проблем женщин, связанных с совмещением профессиональных и семейных обязанностей.
В Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20.04.96 №36-ФЗ) нашла отражение специфика социально-экономического положения ряда категорий семей. В статье 5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» в качестве объектов государственной политики в области содействия занятости населения, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, выделяются: инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобождённые из мест лишения свободы; молодёжь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
Вместе с тем в стране отсутствует единая правовая база государственной семейной политики, принимаемые государством меры в основном адресованы индивидууму и слабо учитывают интересы семьи как социального института. Правовой статус семьи, характеризующий его положение по отношению к государству, его институтам, до сих пор не определён. Законодательством регулируются в основном семейные права граждан. Это во многом определяет состояние государственной семейной политики. По оценке Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи, система семейной политики в нашей стране только формируется. Эксперты международной ТАС18, специально исследовавшие данную проблему, считают, что Россия пока не имеет выраженной семейной политики, но она уже в стадии разработки.
Становление идеологии государственной политики в отношении семьи представляет собой неоднозначный и противоречивый процесс, основными вехами которого стали Концепция семейной политики Комитета по делам семьи, семейной и демографической политике (1991), Концепция государственной семейной политики Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи (1993) и Основные направления государственной семейной политики (1996), утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996г. №712. В этих документах отражены идеология общечеловеческих ценностей, приоритета интересов семьи и личности, созданы условия для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи. Однако сложившиеся предпосылки не были эффективно использованы для формирования семейной политики как направления социальной политики, системы государственной деятельности, развития её методических, программных, организационно-управленческих основ.
Важным этапом в развитии официальной парадигмы государственной семейной политики стал вышеназванный Указ Президента Российской Федерации «Об Основных направлениях государственной семейной политики» (от 14 мая 1996 г. №712). Подчеркнём преемственность принятого документа с Концепцией государственной семейной политики, одобренной Национальным советом по подготовке и проведению Международного года семьи. Основные направления государственной семейной политики отражают многие острые проблемы жизнедеятельности семьи. Впервые на государственном уровне семейная политика получила государственное определение. Она рассматривается как составная часть социальной политики, система принципов, оценок и мер, нацеленная на «обеспечение необходимых условий для реализации семьёй её функций и повышение качества жизни семьи» (ст.8). Её функции системно не включены в деятельность органов государственной власти. Это во многом отражает распространённую в официальных кругах точку зрения о том, что проведение специальной семейной нецелесообразно, так как вся социальная политика ориентирована на семью. Сам термин «семейная политика» в государственных документах практически не используется. В текущей работе министерств и ведомств под семейной политикой, как правило, понимается совокупность общесоциальных мер, влияющих на жизнедеятельность семьи, женщин и детей. В результате предмет семейной политики расширяется настолько, что теряет свои границы и специфику самостоятельного направления деятельности, отождествялется с предметом социальной политики.
Семья не выступает самостоятельным объектом государственной политики и в принимаемых на различных уровнях власти программах. Многие министерства и ведомства не выполняют функции субъектов семейной политики, не проводят системной работы в этой области, не разрабатывают соответствующих программ, ограничиваясь лишь отдельными мероприятиями. Не создана единая система государственной экспертизы, обеспечивающей корректировку социальной политики и её отдельных направлений с учётом интересов института семьи. Целенаправленно не учитываются интересы семьи при решении многих проблем, возникших в переходный период (приватизация, налогообложение, кредитование и др.). В новых условиях не переосмыслен опыт поддержки семьи, накопленный в прошлые годы. Отсутствует среднесрочная программа государственной семейной политики. Принимаемые в социальной практике меры, как правило, имеют краткосрочный характер, являются «скорой помощью» в основном социально уязвимым лицам, отстают от происходящих в жизни перемен, часто не выполняются из-за отсутствия необходимых средств, механизмов и технологий реализации, слабого контроля, недостатка профессионально подготовленных кадров. Отметим при этом, что политики в отношении детей и женщин формируются автономно и более развиты, чем семейная.
Семья крайне недостаточно участвует в процессах разработки и реализации государственной политики, е является полноправным субъектом осуществляемых в стране реформ. Этот вопрос не проработан концептуально, не сформированы государственные механизмы, обеспечивающие участие семьи в общественно-политической деятельности, развитие организаций и объединений, лоббирующих её «корпоративные» интересы. Имеющийся потенциал негосударственных организаций к реализации целей семейной политики системно не привлекается, отсутствует концепция их отношений с государственными институтами, должная координация усилий. Поэтому необходимо принять меры для активизации всех участников процесса разработки и реализации семейной политики.
В федеральном бюджете страны средства на финансирование семейной политики отдельной строкой не выделяются, финансируются лишь отдельные мероприятия в этой области (социальная защита, социальное обслуживание семей, пособия на детей). По заключению ряда министерств и ведомств (Минфина, Минобразования, Минздравмедпрома и др.), государственная семейная политика по сути решаемых ею проблем носит комплексный, межотраслевой характер и затрагивает широкий круг вопросов, лежащий в смежных областях социальной политики. Выделение в федеральном бюджете отдельной строкой ассигнований на её финансирование не предоставляется возможным, потому что расходы по осуществлению конкретных мероприятий предусматриваются в соответствующих статьях федерального бюджета, связанных с образованием, культурой, искусством, здравоохранением, социальной защитой. Приведённые аргументы не являются убедительными и свидетельствуют, по крайней мере, о методологических заблуждениях работников указанных ведомств. Так, неправомерно ими расширяется предмет семейной политики, в него включается вся совокупность проблем женщин и детей. Кроме того, молодёжная политика, на которую средства в бюджете выделяются отдельной строкой, также носит комплексный, межотраслевой характер. В настоящее время политика в отношении семьи в России деформирована. В условиях, когда значительная часть семей имеет доходы ниже прожиточного минимума, приоритетной целью политики стала социальная защита уязвимых категорий населения. На федеральном уровне усилия сосредоточены на материальной поддержке (прежде всего семейные пособия) и социальном обслуживании семей. Что касается многих других аспектов семейной политики, то они не развиты.