Основной способ избавления от фейри считается благочестие. Существуют также более обыденные, простонародные способы экзорцизма, например вытаскивание при встрече с фейри ножа с черной рукоятью или выворачивание одежды наизнанку. Последний из упомянутых способов, кстати сказать, распространен среди негров южных штатов Америки. Однако более возвышенные способы экзорцизма не менее интересны.
К таковым относится произнесение имени Божьего. Так же духи не любят пения петуха, потому что оно возвещает приближение дня, а они предпочитают тьму - свету... Это поверье чрезвычайно древнее. О нем упоминает, в частности, христианский поэт Пруденций (IV в). Что касается изгнания злых духов с помощью имени Божьего, вера в этот способ жива до сих пор во всех странах, где еще верят в духов.
В народе против вторжения фейри часто используется изгородь из эйтина, или колючего утесника. Считается, что такая изгородь для фейри непреодолима.
Обычным средством избавиться от фейри считается переезд; волшебный народ не терпит, когда дом переходит в другие руки.
Подобно демонам, фейри можно подчинить себе чарами и заклинаниями. Существуют специальные заклинания, прогоняющие их. Например: 'Заклинаю вас, духи, семь сестер, имена которых - Лилия, Рестилия, Фока, Фола, Африга, Джулия, Венулия, заклинаю вас именем Иисуса Христа и его святой Матери - отныне ни вам, ни кому другому не позволено являться здесь без разрешения имярек; ни днем, ни ночью, ни поодиночке, ни вместе'.
6. Дары фейри
'А ведь это, малый, волшебное золото - увидишь!' - говорит старый пастух в 'Зимней сказке', и мудро добавляет: 'Бери его и прячь! Домой, домой, ближайшей дорогой! Нам повезло, только никому ни слова! Дьявол с ними, с овцами. Домой, малый, домой!'
Здесь присутствует 'ядро' валлийского поверья. Деньги фейри не хуже настоящих, пока нашедший хранит в тайне их происхождение, но стоит ему проболтаться об источнике своего богатства - деньги исчезнут. Иногда - в случае если деньги уже потрачены - дурные последствия болтливости ограничиваются тем, что дары прекращаются. То же относится и к другим подаркам от фейри.
В бреконширской легенде рассказывается, как Тилвит Тег одаривали крестьянина караваями хлеба, которые на следующее утро превращались в поганки, - чтобы избежать превращения, следовало есть хлеб в молчании в полной темноте. Обычно проболтавшиеся лишаются благосклонности фейри. Есть легенда о человеке, который часто встречал фейри на мосту в Англси и пользовался их щедростью. Каждое утро, выгоняя отцовских коров на пастбище, он видел фейри, а когда они исчезали, находил на камне моста Симуннод монету в четыре пенса. У мальчика так часто водились деньги, что отец его заподозрил неладное и как-то в субботний день стал выспрашивать, откуда тот их берет. Разумеется, мальчик признался, что получает деньги от фейри, и конечно, сколько ни ходил потом по мосту, он ни разу не нашел монетки и не видал больше обиженных Тилвит Тег. Открыв тайну, он лишился их благосклонности.
Чтобы завоевать расположение Тилвит Тег, надо оставлять на ночь ведра полными воды. Тогда фейри являлись в полночь, веселились до рассвета под песенку 'Ториад и Дидд', или 'Рассвет', и исчезали, оставив монетку на каминной полке.
Подобные поверья широко распространены среди арийских народов. Можно вспомнить сказку из 'Арабских ночей' и о старом разбойнике, чьи деньги превратились в листья. В шведском фольклоре волшебные деньги, доставшиеся крестьянину, превращаются в камешки или раскаляются и обжигают пальцы, а когда владелец роняет их, уходят в землю.
7. Роль танцев и музыки у фейри
Танцы и музыка составляют важную часть историй фейри. Валлийских фейри чаще всего видят танцующими. Они стараются увлечь смертных в свой хоровод, и если человек не сумеет устоять, вероятнее всего, его долго не увидят среди друзей. Так, фейри увлекли в свой круг некоего Эдмунда Уильяма Риса, и он вернулся в свой дом только к концу года, причем на нем лица не было. Однако он плохо помнил, что с ним случилось, и только твердил, что танцевал. Так обычно и бывает в подобных случаях. Люди то ли не могут, то ли не смеют рассказать о своем приключении. В большинстве подобных историй герой умирает в тот же миг, как освобождается от власти фейри. Иногда он просто рассыпается в прах - внезапно и драматично.
Так, например, в истории, хорошо известной в Кармартеншире, некий фермер, выйдя рано утром, чтобы привести лошадей с выгона, услышал музыку арф. Он стал искать, откуда исходит музыка, и увидел хоровод фейри, весело пляшущих на лугу. Он решил потанцевать с ними и познакомиться поближе и вступил в круг фейри. Никогда еще принятое решение не исполнялось так основательно, ибо, раз начав плясать, он не мог остановиться долгие годы. Может, он и теперь бы плясал, не случись одному человеку проходить так близко от круга фейри, что он приметил танцующего фермера. 'Спаси Господь, что за веселье! Эй, приятель, с чего, во имя неба, ты так расплясался?' Этот вопрос, в котором упоминалось имя Божье, разрушил наложенные на фермера чары, и он воскликнул, словно спросонья: 'Куда подевались лошади?!' С этими словами он шагнул за круг фейри и тут же рухнул наземь и рассыпался в прах.
Аналогичные легенды, известны и во Франции и в Германии.
В редких случаях жертву Тилвит Тег зачаровывают не танцем, а музыкой. В Уэльсе широко распространены предания, в которых до наших дней сохранилась волшебная красота первобытных мифов. Например, известна прекрасная легенда о птицах богини Рианнон, которые пели так сладостно, что рыцари, заслушавшись, могли простоять недвижимо не год и не два. Эта история упоминается в мабиноги 'Бранвен, дочь Лера' и на первый взгляд кажется средневековой легендой.
Валлийские фейри обычно играют на арфе, что нетипично для фольклора других стран. Иногда в валлийских преданиях упоминается скрипка, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что на ней играет плененный смертный, а Тилвит Тег предпочитают арфу. В особо важных случаях звучит рожок, один или два раза слышны звуки волынки, но, несомненно, играющий на ней фейри забрел в Уэльс из Шотландии или из других дальних земель. На вершине Краг-и-Динас тысячи белых фейри танцуют под музыку множества арф. В лощине Кум-Пергум Тилвит Тег играют на арфах за струями водопада, а когда они идут горами, звук их арф слышен все слабее.
Люди, утверждавшие, что слышали музыку Тилвит Тег, описывали ее по-разному, но, как правило, довольно неопределенно: как сладостную неуловимую гармонию.
II. Разновидности фейри
Фейри, как создания воображения, неподвластны твердым и неизменным правилам точных наук, где законы неизменны, а если и изменяются, то сами исключения подчиняются точным правилам.
Можно разделить британских (точнее, бриттских) фейри на пять классов:
1. Эллилон, или эльфы.
2. Коблинай, или фейри рудников.
3. Бубаход, или домашние фейри.
4. Гуараггед Аннон, или фейри озер и ручьев.
5. Гвиллион, или горные фейри.
Также можно выделить в отдельный класс подменышей.
Современное название фейри - Тилвит Тег, то есть Чудесный Народ или Чудесное Семейство. Иногда их называют длиннее: Тилвит Тег ин-и-Коед, Чудесное Семейство лесов, или Тилвит Тег и-Мун, Чудесный народ копей.
Их видят танцующими в лунном свете на бархате трав, облаченными в легкие воздушные одежды голубого, зеленого, белого или алого цвета - в отношении цвета одежд описания часто расходятся. Говорят, что смертному, заслужившему их благосклонность, достается благословение фейри, и потому называют их еще Бендит-и-Мамай, или 'Матушкино Благословение'.
Бендит-и-Мамай (Benditn Y Mamau)
В фольклоре жителей острова Мэн фейри. Они похищают детей, катаются на лошадях, которых также воруют у смертных. Свой род Бендит-и-Мамай ведут от Слей Бегги, исконных обитателей острова Мэн. Они обладают чрезвычайно острым слухом и слышат все, о чем говорят люди, за что и получили прозвище 'Матушкино Благословение'.
Фейри гневаются, если назвать их обидной кличкой, зато тех, кто говорит о них лестно, могут вознаградить.
Этот факт говорит о многом, так как подобное верование прослеживается по всей земле до начала человеческой истории, зародившейся среди заоблачных вершин Центральной Азии. Греки поминали фурий под именем эвменид, то есть 'милостивых'; горцы в романах сэра Вальтера Скотта почтительно именуют виселицу 'королевскими помочами', даяки называют оспу не иначе как 'вождем'; для лапландцев медведь - 'мохнатый старик'; в Аннаме тигра зовут 'дедушкой'; и, кажется, правило говорить о покойниках только хорошее происходит от боязливого почтения к могуществу душ умерших.
1. Эллилон (эльфы)
Крошечные эльфы, обитающие в долинах и рощах. Они больше всего напоминают эльфов из сочинений английских поэтов XVI-XVII столетий, будь то Эдмунд Спенсер, Филип Сидни, Джон Драйден или Уильям Шекспир. По-видимому, и английское слово 'эльф' происходит от валлийского 'эл' - дух, или 'элф' - стихия, элементал. В языке валлийцев множество слов такого рода, обозначающих неуловимое, ускользающее, духовное, дьявольское, ангельское или относящееся к миру гоблинов. Слово 'эллилон' (мн. ч. от 'эллил'), несомненно, состоит в родстве с древнееврейским 'Эллилим' как по значению, так и по происхождению слова.
Еда эллилов на валлийском называется 'масло фейри' и 'эльфова снедь' - именин твилит тег и бвид эллилон: последнее название относится к поганкам, а первое - к маслянистому веществу, которое иногда находят в глубине известняковых расщелин, куда спускаются в поисках свинцовых жил. Перчатками (мениг эллилон) эллилам служат колокольчики наперстянки, листья которой содержат сильное седативное вещество. У них есть и королева - не королева всех фейри, подобно королю Гвинну ап Нудцу, а только королева эллилов.
Эллиллдан (ellylldan) - разновидность эльфов, в точности соответствующая 'блуждающим огонькам', скандинавским ликт-губе или бретонским санд йан и тад. Валлийское слово 'дан' означает огонь, а может обозначать и приманку. Образовавшееся сложное слово обозначает манящий огонек эльфа.