Университет истории культур
Соболева Ю.В.
(студентка I курса)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Фейри в мифологии Британских островов
Содержание
стр.
ВВЕДЕНИЕ::::::::::::::::::::::::: 3
I. ФЕЙРИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ :::::::::::::::: 4
1. Теории о происхождении фейри :::::::::::::: 4
2. Место обитания фейри :::::::::::::::::.... 5
3. Облик фейри ::::::::::::::::::::::. 7
4. Болезни, насылаемые фейри :::::::::::::::: 9
5. Средства защиты против фейри :::::::::::::...... 10
6. Дары фейри ::::::::::::::::::::::.. 11
7. Роль танцев и музыки у фейри::::::::::::::: 12
II. РАЗНОВИДНОСТИ ФЕЙРИ ::::::::..:::::::: 13
1. Эллилон (эльфы) ::::::::::::::::::::.. 14
2. Коблинай (фейри рудников) :::::::::::::::: 15
3. Бубаход (домашние фейри) ::::::::::::::::. 16
4. Гуараггед Аннон ::::::::::::::::::::.. 17
5. Гвиллионы :::::::::::::::::::::::. 20
6. Подменыши ::::::::::::::::::::::: 21
II. МЕСТО ФЕЙРИ В СОВРЕМЕННОЙ БРИТАНИИ :::::::. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ::::::::::::::::::::::.. 27
ЛИТЕРАТУРА ::::::::::::::::::::::... 28
Когда-то, много лет назад,
В дни короля Артура (говорят
О нем и ныне бритты с уваженьем),
По всей стране звучало эльфов пенье,
Чрез сотни лет теперь совсем не то,
И эльфов не увидит уж никто.
Введение
В мифологии Британских островов одно из главных мест занимают предания о фейри - так англичане, шотландцы, ирландцы и валлийцы называют сверхъестественных существ. Фейри служили людям как объяснение различным явлениям в природе, событиям, которые выходили за рамки обычного. Но зачем теперь фейри в наш век высоких технологий, когда практически любое явление можно объяснить с научной точки зрения?
Считается что большинство образованных европейцев, как правило, убеждены, что подобные верования полностью исчезли в их стране или, по крайней мере, в той области, где они живут. Если что-то в этом роде и могло остаться в наш просвещенный век, то, по их мнению, 'где-нибудь на севере', если сами они живут на юге, или на юге, по убеждению северян. А в целом они относят эти верования к веку минувшему, или к средневековью, а то и к временам короля Артура. Так, в данном вопросе мнение ученых мужей единодушно: истории о фейри - пережиток древней мифологии.
Возможно, они правы. Но что, если вера в сверхъестественное не прошла, а просто нашла выражение в другой форме?
Отсюда вытекает цель нашей работы: доказать актуальность фейри в современной Британии.
Для начала мы рассмотрим общие сведения о фейри: их облик, происхождение, место обитания и их сверхъестественные способности, а так же разнообразие фейри. И как завершение работы мы приведем примеры, что образ фейри имеет место быть в современной Британии, тем самым, опровергая мнения многих 'ученых мужей'.
I. Фейри. Общие сведения
1. Теории о происхождении фейри
Согласно одной теории, фейри - падшие ангелы; по другой - это вовсе не ангелы, а самые настоящие бесы. Существует также гипотеза, что это вставшие из могил мертвецы. Представляется, что большинство фейри относится - по терминологии Д.К. Зеленина - к заложным покойникам и лишь некоторые - например, Туата Де Дананн или сиды - имеют божественное происхождение.
Относительно происхождения Тилвит Тег (валлийские фейри) существуют две распространенные теории: одна поэтически-религиозного свойства, другая - практического. Хотя корни происхождения фейри, скорее всего, следует искать в первобытной мифологии, данные теории заслуживают пристального внимания.
Реалистическая теория подразумевает, что первыми фейри были обычные люди и что позднейшие суеверия - эхо историй, рассказ о реальных происшествиях. В качестве квазидоказательства этой теории приводится хорошо подтвержденное предание о расе существ, которые в середине XVI столетия обитали в дебрях Великого темного леса (Коед-и-Дугоед маур) в Мерионетшире. Их называли Рыжими фейри. Они жили в землянках, отличались ярко-рыжими волосами и сильными длинными руками и воровали по ночам овец и другой скот. В некоторых хижинах в приходе Кэммес еще не так давно можно было увидеть серпы, которые клали рядом с дверью, чтобы отгонять этих жутких тварей.
Другая реалистическая теория происхождения Тилвит Тег, выдвинутая в конце XVIII в. несколькими авторами, в числе которых преподобный Р. Роберте, автор 'Collectanea Cambrica'. По этой гипотезе, древние фейри были друидами, скрывавшимися от своих преследователей, а если не друидами, то просто людьми, имевшими основания скрываться под землей и осмеливавшимися показываться только ночью.
Однако против этой идеи выдвигались возражения, и наиболее популярной была именно теория друидов.
Простые люди Уэльса, однако, предпочитают поэтико-религиозную теорию. А именно: в народе верят, что Тилвит Тег - души умерших, не настолько грешные, чтобы попасть в ад, и недостаточно праведные для рая. Они обречены оставаться на земле и жить в тайных укрытиях до Судного дня, когда для них откроется рай. Между тем им приходится либо без конца трудиться, либо без конца забавляться, но труды их бесплодны, а забавы не приносят радости.
Вариантом этого общего поверья является убеждение, что эти души принадлежат древним друидам.
Другое предание производит фейри от злых духов еще более древних - тех самых, которых сбросили с небес вместе с сатаной, но они не попали в ад, а упали на землю, где они вынуждены скитаться до Страшного Суда. Подробности этой теории объясняют, почему фейри в наши дни появляются так редко: они удерживаются от злодейств, чувствуя приближение Судного дня и надеясь на примирение с небесами.
Местная легенда о происхождении фейри смешивает обыденное и духовное таким образом: 'Во времена нашего Спасителя жила одна женщина, которой судьба послала едва ли не два десятка ребятишек... и, увидев, что к ее хижине подходит наш святой Господь, она застыдилась своей многодетности и не захотела, чтоб Он увидал всех ее детей, поэтому она попрятала половину детишек по углам, а когда после Его ухода стала их искать, то не нашла. Их никогда больше не видели, и думают, что Господь наказал ее за то, что она спрятала своих детей, и отобрал их у матери, и еще говорят, что от ее потомства и пошел род фейри'.
2. Место обитания фейри
Чаще всего фейри селятся в холмах. Эти холмы называются ноу и делятся как бы на две части - наружную (шийн) и внутреннюю (бру или тулмен). Шийн представляет собой пещеру, а бру - залу с потолком, который опирается на колонны. В бру обычно проживают сразу несколько семейств фейри, а в тулменах обитают фейри-одиночки. Иногда можно увидеть вход в бру. Чаще всего такое случается в канун того или иного праздника - например, на Ламмас-тайд (7 августа). А вот на Холлантайд (11 ноября) к холмам лучше вовсе не приближаться: в ночь на 11 ноября фейри путешествуют между холмами по своим дорогам и тропинкам, раскинутым точно паутина. Вход в бру можно увидеть и в другое время, для этого нужно в полнолуние обойти вокруг холма девять раз - ни больше ни меньше. И тогда взгляду предстанет то, что происходит внутри. Между прочим, на холмах, о которых известно, что в них обитают фейри, не следует строить жилые дома, церкви или замки, ибо фейри могут перенести эти строения на другое место.
Также часто упоминается Волшебная Страна, в которой обитают фейри. Порой она является взорам людей как призрачный, окутанный туманами остров в морской дали. У этого острова множество названий - Остров Блаженных, Хай-Бресейл (или Ги-Бразил), а самое известное - Инис Авалон (Остров Яблонь) или просто Авалон.
Верили, что там находят пристанище души друидов, недостаточно святые, чтобы попасть на небеса христиан, и не настолько злые, чтобы мучиться в Анноне, мире теней. Для них нашлось место в этом романтическом варианте языческого рая.
По приданию, на острове Авалон покоится легендарный король Артур, перенесенный туда тремя чародейками после кровавого сражения, в котором он получил смертельную рану от своего племянника (или сына от его сводной сестры Морганы) Мордреда. Так же считается, что на Авалоне воспитывался знаменитый Ланселот, который, по приданию, был или приемным, или родным сыном Владычицы Озера, Вивианы.
В Уэльсе Волшебную Страну называют Тир-Нан-Ог, или Страна Вечной Юности, но то уже не остров, а некая земля, лежащая за морем на западе, или Тир-фо Туинн - Земля-под-Волнами. В Волшебную Страну ведут тайные пути. Считается, что ходы в Волшебную Страну можно найти на дне моря и в глубине горных озер, а также в холмах - недаром фейри иногда величают 'народом холмов'.
Время в Волшебной Стране иное, чем в мире людей. Один день там равен нескольким годам, если не десяткам лет здесь. Иногда бывает и наоборот.
Сказка гласит, что некий молодой пастух вступил в хоровод фейри - и очутился в прекрасном дворце, где провел в довольстве и радости много лет. Ему ни в чем не препятствовали, запрещали только пить из фонтана, в котором плавали золотые и серебряные рыбки.
Однажды он не утерпел и нарушил запрет, зачерпнув воды из фонтана. И тут же дворец исчез, а пастух оказался на склоне холма среди своих овец. С того мгновения, как он вступил в хоровод фейри, прошло от силы пять минут.
В артуровскую эпоху и до нее жители Южного Уэльса почитали страной фейри Северный Уэльс. В народном воображении эта далекая страна представала излюбленным обиталищем великанов, чудовищ, колдунов и других волшебных созданий. Оттуда и являлись фейри погостить на солнечных землях юга. Главным мудрецом этой волшебной страны был великан, любивший посидеть на горной вершине и созерцавший звезды. Правил в той стране волшебный король Гвидион, обладавший умением обращать себя в любой мыслимый и немыслимый образ.
Крестьяне, жившие на берегах Дифеда, видели вдали, за синими волнами моря, зыбкие очертания горных вершин, пронзающих облака, - величественных и суровых стражей колдовской страны. Оттуда, с родины бурь, прилетали к ним грозовые облака, там загорались в зимние ночи огненные знамена северного сияния, оттуда уходили в черную звездную высь дороги королей фейри. Эти картины то и дело встречаются в 'Мабиногионе', великолепном собрании волшебных сказаний Уэльса.