(употреблен прием олицетворения).
Радиаторные пробки трогательно выточены из старой латуни, заусеницы и заплаты на крыльях чистенько заделаны лаком.
После фордов идут автобусы. Самый важный из них – почтовый. На нем шикарная вывеска «Начальник – Эльбрус».
Туристические колымаги тоже внушают доверие. За ними плетутся несколько некогда родовитых, теперь совсем убогих и опустившихся машин. Жестко громыхают молодые и уже обшарпанные трудовой жизнью амовские грузовики.
Шествие механического транспорта замыкает страшная развалина неизвестной марки. Отвратительные клубы фиолетового дыма прут(1) из всех щелей ее облупленного, заржавевшего, морщинистого тела(2).
1. (эмоциональная окраска, связанная с нарочным употреблением просторечия и указывающая на отрицательное отношение автора).
2. (употреблена метафора).
Двери стучат, подвывая, как отваливающая челюсть мертвеца.
(употреблены лексически-образные средства – олицетворение (зооморфное)).
Колеса шатаются на осях и пишут по грязи пьяные восьмушки. Чудовище проползло несколько метров и застряло у всех на виду под всеобщий хохот и свист. Человек за рулем тоже придурковато улыбался - это единственное, что ему оставалось.
(оценочное отрицательное, ироничное значение).
Избежать насмешек было невозможно. Секретарь обкома приказал вывести на предвесенний смотр решительно все. Что не может двигаться самоходом, то притащить на буксире или взвалить на телегу. Ничего не припрятать, ничего не утаить.<…>
Журнал «Огонёк». #18 (564) 30. 06. 1936, стр.2
«А.М.Горький».
Сейчас, в дни скорби всей страны, нет ни сил, ни возможностей спокойно подводить итоги огромной, кипучей жизни гениального человека, подлинного выразителя чувств и мыслей миллионов народных масс. Путь Горького – великого пролетарского писателя, буревестника, революционера – будет изучаться десятилетиями и веками. Его имя – эпоха. И с этой эпохой связано множество проблем, одна другой значительнее и глубже.
Какую же черту этого великана, прежде всего, подчеркнуть нам, его современникам, имевшим счастье знать А.М.Горького живым, общаться с ним в разные периоды его жизни, учиться у него. А.М. все сделал для того, чтобы советская литература стала родным делом не только для него, гиганта, поднявшегося из самых народных низов и ставшим властителем и выразителем дум народных. С каждым днем в самых разных областях все ярче проявляется народный гений.
(Как создается образ Горького? За счет преувеличения; все эпитеты в статье имеют хвалебный характер (проявляют качество в высшей степени), например, не талантливый, а гениальный). Формируется язык стандарта, когда нейтральные слова передаются как некая положительная идеологическая оценка).
Журнал «Огонёк». #16 (502), 19. 06. 1934, стр. 5-7
«Как мы это делаем».
Прежде всего, кто такие мы?
Мы - это Андрей Николаевич Туполев – одна из самых светлых и талантливых голов современной техники. Крупный и мировой конструктор летающих и плавающих машин, чудесный самородок из золотых человеческих россыпей просторной нашей страны, весельчак и балагур, серьезный и вдумчивый экспериментатор, вождь целой орлиной стаи инженеров, разлетевшейся по десяти заводам и цехам, отец многих и премногих превосходных, надежных, сильных воздушных кораблей «туполеобразной формы», всевозможных размеров, всевозможной мощи, всевозможных, и, в том числе, весьма ехидных назначений.
(яркая эмоциональная окраска, эпитеты).
Мы – это селькор – комсомолец Петя из Сызранского района Средневолжского края, приславший в комитет постройки самолета гиганта восемь рублей и письмо с предложением «почаще мазать крылья керосином, чтобы не ржавели в виде амортизации». Фамилия Пети неизвестна, потому что подписал ее Петя неразборчиво, заботившейся только о том, чтобы деньги и технический совет дошли по адресу, кем же они посланы – Петя считает несущественным.
Мы – это Николай Михайлович Харламов, неутомимейший и спокойнейший командир сложнейшего дивизиона людей, механизмов, лабораторией, чертежей полков, производственных цехов, соединительных в короткое твердое слово ЦАГИ, их энергетику, требовательный и скромный повелитель.
(намерено с подтекстом вроде бы преуменьшения командира, осуществлено сравнение).
Мы – это кемеровская районная газета «Кузбасс», организатор своих пролетариев читают не только на сборе средств для самолета, но и «заодно» и на ремонтности «в честь воодушевления «гиганта»».
Мы – это Анатолий Горянов, блестящий инженер – коммуникатор – организатор, связанный в один крепкий узел тридцать пять заводов, стратегически соединив все роды индустриального оружия для завоевания новых технических высот при оборудовании величайшей в мире летательной машины.
(оценочность - употреблен суффикс айш).
Мы – это ударники ленинградской «Красной зари», оборудовавшей изумительную автоматическую телефонную станцию, через которую можно в небесах, в реве восьми моторов, спокойно и тихо разговаривать, не ругаясь с телефонной и не разыскивая бюро повреждений.
Мы – это гарантийный руководитель цаговских большевиков Бабушкин, партийный актив и комсомолия ЦАГИ, его цехов и всех предприятий, рожавших самолет.
Мы – это мы с вами, газетчики и читатели газеты, от «Правды» и до далекой стенновки на занесенной снегом лесных промыслах. Мы, которые пишут для вас статьи, фельетоны, рассказы, гимны строителям социализма и проклятия его врагам. И вы, которые читают нас каждый день, то, смеясь, то ругаюсь, то с увлечением, то с равнодушием, но никогда не безучастно, ибо большая печать – это общее наше дело, которое не висит праздно на стене, услаждающее взоры, а действует, беспрерывно затачиваясь и полируясь в самом процессе работы.
Мы – это многомиллионное полчища пишущих, читающих, думающих, работающих советских людей.
(намерено, употреблен разговорный стиль речи, с целью увеличить количество народа).
В старой щедринской России писатель пописывал, читатель почитывал, и на том кончалось.
(оценочная лексика с уменьшительной окраской).
В современной стране писатели и читатели тоже пописывают и почитывают, но через провода строк несется большой ток высокого напряжения. Он питает великие постройки – куда побольше самолета-гиганта.
Мы – это великий и близкий нам писатель, властитель дум трех величайших поколений нашей страны, прошедший своими книгами весь путь победителя пролетарской революции. Могло ли другое имя сверкать на груди стального моторного буревестника?
Мы – это великий Сталин, конструктор и инженер бесклассового социалистического общества, вождь ленинской партии, смелый и бережный воспитатель народов нашей страны, обучающий нас идти вперед и вперед.
(ирония, в какой-то мере сказано с издевкой).
***
А, если так, надо ли удивляться, что мы в год с небольшим собрали шесть миллионов, построили на них и пустили в воздух самый большой в мире сухопутный самолет. С богатейшим оборудованием и всяческим добром на борту его – вплоть до типографии и кафе, и кроватей с пружинным матрасом, и кино.
Пусть удивляет другое, наши враги и друзья за рубежом, не участвующие в наших праздниках и буднях. Для нас это просто. Это просто, как Уралмаш. Просто, как колхозная бригада, как Беломорский канал. Как Ярославский синтетический каучук, как спасение Челюскинцев и Дмитрова.
Как мы это делаем? Вот так и делаем.
Был юбилей Алексея Максимовича. Собрались мастера и подмастерья, думали – чтобы такое подарить по случаю празднования. Сапоги? Имеет. Мундштук? Имеет. Полное собрание сочинений М.Горького? Не нуждается.
(оценочная лексика – с отрицательным оттенком).
<…>
Сейчас «МГ» летает. Умолчать об этом трудно. Скрыть еще труднее. Сочувствующие и злорадствующие могут делать свои выводы. «МГ» летает над Москвой, а скоро и по всей стране.
Он вступит в строй, в семью самолетов, меньших его по размерам и старших по возрасту. Вот так мы это делаем…
В этой статье М. Кольцов подчеркнуто использует различные лексически – образные средства, оценочную лексику, дабы более явственнее и нагляднее показать и передать все свое впечатление от увиденной и проделанной им работы читателю.
Заключение.
Основу современного русского литературного языка составляют общеупотребительные и нейтральные языковые единицы. Они объединяют все стили в единую языковую систему и исполняют роль фона, на котором выделяются стилистически маркированные средства. Последние придают контексту определенный функционально-стилевой оттенок. Однако в контексте характер стилистической окраски способен видоизменяться; например, оценка ласкательности переходит в ироническую (маменькин сынок), бранные слова могут прозвучать ласково (разбойник, ты, мой милый). Функционально закрепленные языковые единицы в контексте способны приобрести эмоционально экспрессивную окраску.
Подводя итоги, мы более подробнее изучили определение стилистики, узнали подробнее, с примерами о публицистическом стиле, который применяют для написания статей, книг, мемуаров.
Во 2 главе рассмотрели разновидности давления на прессу, познакомились с тяжелой жизнью прекрасного, известного всему миру, выдающемуся журналисту, публицисту, писателю, фельетонисту М. Е. Кольцову. Мы пришли к выводу, что языковая стратегия создания положительного/отрицательного образа является яркой языковой единицей, которая имеет возможность передавать все оттенки настроения автора, с помощью оной можно легко настроить как положительно так и отрицательно читателей, в зависимости оттого, что нужно властвующей верхушке, правящей в этот период и цензорам, хищным взглядом, следящим за перестановкой сил. После изучения и изложения материала мы поняли, как легко можно добиться того, чтобы сформировать общественное мнение и какие языковые средства могут понадобиться в этом.