Смекни!
smekni.com

работа по педагогике на тему: Социально-психологические проблемы неформальных молодёжных объединений (стр. 1 из 7)

Российская Федерация

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Брянский государственный университет

имени академика И.Г. Петровского

Кафедра педагогики

Курсовая работа по педагогике

на тему:

Социально-психологические проблемы неформальных молодёжных объединений

Выполнила:

студентка 2 курса, 3 группы

Карпова А.П.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Зимонина О.В.

Брянск 2008

СОДЕРЖАНИЕ:

В в е д е н и е

Актуальность проблемы неформальных молодежных движений в наше время……………………………………….……………………………………….3

Глава 1

1.1 Неформалы как субкультура …………....................................................5

1.2 Общество и неформалы …………………………………………………...9

Глава 2

2.1 Групповой портрет………………………………………………………..12

2.2 Музыкальные неформалы…………………... ………………................14

2.3 Неформалы в спорте и вокруг него…………………………………….19

2.4 Экстремистские группировки…………………………………………...29

2.5 Субкультура с точки зрения психолога……………………………….32

З а к л ю ч е н и е …………………...………………....................................34

Л и т е р а т у р а…………………………………..……................................37

П р и л о ж е н и е………………………………………….……………….…38

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня статьи и книжки о молодежи подчас напоминают сводки боевых действий. С одной стороны, скупые строки об очередных проявлениях вырывающейся из-под при­вычного воспитательного контроля активности молодых, действительно иногда приобретающей ошарашивающие, разрушительные формы, проходящие по статьям Уголов­ного кодекса. С другой стороны, упорные попытки «вос­питателей» сделать вид, что ничего особенного не происходит и тем самым спустить на тормозах выпле­снувшуюся через край чрезмерную активность подра­стающего поколения в надежде, что все обойдется, образуется, «стерпится — слюбится». Однако «война» затягивается, приобретает хрониче­ский характер, а кое-где и нарастает, доходя до экстре­мистских форм. Общество начинает требовать объясне­ний: что происходит? Огромные массы педагогов и ро­дителей хотят знать: что делать? Как жить и воспиты­вать детей дальше? Не хватает анализа, ясного понимания того, что про­исходит с нашими детьми. Такого понимания, которое позволило бы без лишних эмоций, просто по-хорошему улыбнуться друг другу и заняться не взаимными обви­нениями, а совместным поиском устраивающих обе стороны решений давно наболевших вопросов. Не хва­тает диалога, желания и готовности выслушать, разо­браться. Причем в первую очередь не хватает этого взрослым. Слишком часто они срываются на крик, на истерику, на пресловутое «держать и не пищать!». От бессилия начинают «работать» с подростками, как в старину в армии «работали» унтеры с вольноопределяю­щимися.

Взрослые, обязаны быть мудрее детей. Они должны их понять и выслушать, помочь им разо­браться во всем самим. Пока же этого, к сожалению, не происходит. Никак не уменьшается взаимное недо­вольство, раздражительность порождает ответную раз­драженность, а это не лучший советчик: гнев не ужива­ется с мудростью. Именно поэтому в наше время, как ни в какое другое, остро стоит проблема неформальных движений. Родители не знают, как с ними бороться, дети же пытаются получить независимость. К чему это может привести? Ответить на этот вопрос сложно, но разобраться, всё-таки, в нем следует.

Глава 1.

1.1 Неформалы как субкультура

За последние годы в нашу речь влетело и укорени­лось в ней теперь уже знакомое всем слово «нефор­малы». Пожалуй, именно в нем аккумулируется ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем. Кто же такие неформалы? Ни в одном словаре пока еще нет ответа на этот во­прос. Попытке разобраться и со словом, и со стоящими за ним явлениями посвящена эта работа, так что подробный разговор — дальше. Для начала же ограни­чимся самым кратким объяснением. Неформалы — это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни, не вписывается в привычные правила поведения, стремится жить в соответствии со своими собственными, а не с чужими. Они навязываемыми извне (взрослыми, об­ществом) интересами и готов отстаивать право на это, объединяясь с себе подобными для совместного провож­дения времени и реализации этих интересов. По данным многочисленных опросов Научно-исследовательского цент­ра, в городах с населе­нием более миллиона человек к неформальным самодея­тельным объединениям разных типов принадлежит 30— 40% молодежи. В других, меньших по размеру городах, поселках, в сельской местности их число пока еще ни кем не измерено, однако известно: есть неформалы и там, и не так уж мало. Неформалы — сегодня это достаточно массовое движение, активно вовлекающее в себя не меньше половины (а по некоторым данным, и значительно больше) моло­дежи в возрасте от 14—15 до 18—20 лет. В следующих возрастных группах их число снижается, хотя есть неформалы и значительно более старших возрастов. В последнее время на передние позиции стали выдви­гаться так называемые политические неформалы — раз­личные самодеятельные организации и движения, объ­единяющие своих членов общими социально-политическими целями и интересами типа скинхедов, большевистов с одной стороны, и экстремист­ских обществ с другой, в которых преобладают люди 25—30 лет и даже старше. Однако наиболее заметной средой, которая и породила на свет само слово «неформалы», были и ос­таются подростки. Именно в этом возрасте возникают и начинают проявляться те основы «неформальности», которые потом, при смене интересов с возрастом, реализуют себя не только в специфически молодежных, но и в более взрослых сферах. Корни «неформальности» лежат в психологии подростка и, чуть позже, юноши. А вот пустят ли эти корни побеги, зацветут ли, опреде­ляется той социальной ситуацией и конкретной средой, в которой живет и развивается подросток.

Нынешнее массовое неформальное движение началось относительно недавно, примерное середины 1986 г. В корот­кий срок оно захлестнуло страну для молодежи из самых разных социальных групп и слоев населения. Быть неформалом стало престижнее и проще, чем не быть
им. Основой этой волны стали многочисленные под­
ростки — все эти металлисты, панки, фанаты,
рокеры, теперь эмо и скинхеды.

Вот тогда и возник впервые в нашем обществе во­прос: что происходит? Было предложено два взаимоис­ключающих объяснения. Первый пугал: идет бунт не­формалов! Второй успокаивал: просто возник бум во­круг неформалов.

Согласно версии бунта, общество сломало преж­ние структуры, сдерживающие естественное для под­росткового возраста активное и подчас агрессивное поведение. Не­формалы казались передовым отрядом каких-то варваров-пришельцев, свалившихся неизвестно откуда с единст­венной целью — погубить привычный для нас образ жизни. Это была непонятно чья вредительская «пятая колонна», разлагающая общество изнутри, отрывающая наших пай-мальчиков и девочек от всего хорошего, добропоря­дочного, светлого, что мы в них с таким напряжением годами вкладывали. Версия «бунта» не просто пугала — она требовала наведения порядка, усиления воспита­тельной работы, принятия экстремальных мер. Такое изначальное противопоставление «неформалов» и «всего остального мира» как бы поставило их вне закона

Бунт неформалов отвлекал общественное мнение от многих других проблем; он фор­мировал откровенный «образ врага», с которым надо бороться; наконец, он в скрытой форме предупреждал о тех опасных последствиях, к которым уведут револю­ционные изменения в нашем обществе: смотрите, мол, чтоб дала ваша демократизация, то ли еще будет!Однако версия бунта продержалась сравнительно недолго.

Увидев, что пропаганда бунта лишь увеличивает число неформалов и привлекает к ним внимание, пока­зывая полное бессилие методов административно-ре­прессивной педагогики, несостоятельность используемых приемов наша воспитательная система шарахнулась в противоположную сто­рону. «Ничего страшного: перемелется — мука будет»— этими и подобными успокоительными словами прикры­вали собственную несостоятельность, страх и неже­лание заглянуть в глубину открывшихся проблем. От­городившись от реальной жизни, многие педагоги и воспитатели тем самым оберегали свой покой и благо­получие. Неформалы стали «милыми детками», лишь слегка «отбившимися от рук». Появились образы обаятельных «злоумышленников», готовых тут же исправиться под благотворным влиянием нашей «перестроившейся» вос­питательной системы.

Версия бума успокаивает общественное мнение, и без того взвинченное трудностями повседневной жизни; она создает иллюзию мира и полного единодушия в обществе — получается, что все у нас хорошо, все до­вольны и нет никакого противодействия устоявшемуся образу жизни; наконец, эта версия укрепляет веру в замечательные возможности нашей воспитательной си­стемы, которая так быстро и эффективно разъяснила все обществу и избавила его от напрасных волне­ний.

Неформалы ... Отношение их самих к этой кличке (да-да, именно так они воспринимают это полюбившееся нам словцо) сугубо однозначное — самым мягким в ответ, может быть, пожалуй, слово «официал». Назы­вают они себя по-разному — в зависимости от излюб­ленного увлечения. Обобщать пробуют редко — гор­дятся именно своей особенностью, отличностью от дру­гих. У большинства из них сегодня еще нет четкого самосознания, однако потребность в нем постепенно нарастает. После первоначального противопоставления себя всему обществу они начали понимать, что подоб­ное обособление не всегда продуктивно: трудно жить в обществе и быть полностью свободным от него. Даже если ты не согласен с ним и хочешь что-то переделать, придется вступать с этим обществом в активное взаи­модействие. Для этого же необходимо осмыслить свое место в обществе, определить себя и свои цели. Сегодня неформалы встают перед проблемой трансформации из «движения в себе» в «движение для себя», движение для всего общества. Поэтому вполне реально строительство моста между «нами» и «ними». Взаимопонимание же должно начаться с того анализа проблемы, в котором одинаково заинтересованы оба берега. 1.2Общество и неформалы