Работа любых органов власти оценивается в первую очередь по реальным результатам. Спорт в данной ситуации – показатель достаточно явный, так как в любых соревнованиях присутствует однозначный победитель. Конечно, схожие признаки присутствуют в других сферах, к примеру, в экономике. Рост ВВП, инфляция, экспорт и импорт – это те показатели, которые можно измерить, а значит и относительно объективно сравнивать. Но национальная идея должна иметь отношение в первую очередь к простым людям, в то время как экономические показатели, как правило, имеют значение лишь на высшем уровне. Рост благосостояния в стране в целом, конечно, сказывается на улучшении жизни населения, но как правило это происходит постепенно, и сильного влияния на настроения в обществе не оказывает. Мы ни в коем случае не исключаем экономику из составляющих национальной идеи, но она гораздо лучше работает при симбиозе с другими сферами, нежели сама по себе. Экономике нужен дополнительный фактор, который сможет подкрепить рост благосостояния людей эмоциональным подъемом. И таким фактором в современном мире зачастую становится именно спорт.
Мы говорим о спортивной составляющей как о ядре, вокруг которого можно формировать в России национальную идею. Рассматривая события последних 5 лет, можно выделить несколько особо значимых для страны. Первой в череде побед стало завоевание Россией права проведения Олимпийских игр 2014 года. Проект Сочи-2014 доказывает тезис о том, насколько важны успехи для высшей власти: в кампании принимал активное участие Владимир Путин.
Проведение Олимпиады – проект масштабный, сложный, требующий больших материальных затрат; это всегда становится делом государственной важности, так как реализация его возможна только при поддержке на высшем уровне. Гарантии лично главы государства сегодня являются едва ли не решающим словом в выборе страны-хозяйки Олимпиады. И ярким примером стала презентация Сочи как города-кандидата: Путин лично участвовал в представлении проекта, и политический авторитет второго президента России оказал влияние на голосующих.
Мы становимся свидетелями того, насколько высоко политики оценивают роль спортивной жизни планеты. Говоря о важности победы Сочи для всей страны, многие политологи и журналисты отмечали, что этот проект может стать новой национальной идеей, в поисках которой сейчас находится Россия. Во-первых, успех олимпийской кампании по продвижению города-кандидата позитивно сказывается на настроениях в обществе, потому что в глазах многих эта победа не просто спортивного плана. Как отметил публицист «Газеты.ру» и «Времени новостей» Семен Новопрудский, «Россия привыкла воспринимать любое решение по ее поводу в мире как политическое»[18], то есть мы получаем реализацию величия. А во-вторых, Сочи-2014 – проект, реализация которого получит однозначный результат: Олимпиада или будет проведена на высшем уровне, или нет. Конечно, результаты мы получим только после 2014 года, но уже сейчас можно говорить о том, что Россия получила событие, которое можно брать за точку отсчёта в вопросе формирования национальной идеи. По словам Новопрудского, Олимпиада-2014 «дает России шанс продемонстрировать не только экономический потенциал в большом реальном деле, построив с нуля все современные олимпийские объекты и создав полноценную инфраструктуру на территории гигантского города-курорта, в котором до сих пор нет нормального энергоснабжения и элементарной канализации. Это еще и шанс показать политическое лицо страны»[19].
Подробнее вопрос о возможности «Сочи-2014» стать реальным национальным проектом мы рассмотрим чуть позже, а сейчас вернёмся к другим спортивным достижениям в жизни страны в 2007-2008 годах. На мой взгляд, здесь видна роль не столько политических деятелей, сколько экономических реалий России в те годы, но тем больше у нас оснований судить о том, что спорт становится полноценным фактором жизни страны, взаимодействуя с другими силами в государстве. В ситуации с выигрышем в мае 2008 года санкт-петербургским футбольным клубом «Зенит» второго по значимости европейского трофея – Кубка УЕФА – мы можем проследить роль государственной корпорации «Газпром» в судьбе команды.
Футбол по праву считается в России спортом номер один, и самым ярким примером такого отношения к нему может считаться Санкт-Петербург. Футбольный клуб – один из главных проектов администрации города, которая выделяет деньги на развитие команды, а так же в настоящее время помогает в строительстве нового стадиона в черте города для клуба. Кроме того, в успехах «Зенита» так же присутствует заслуга ОАО «Газпром» - крупнейшей корпорации в России, которая выкупила контрольный пакет акций клуба в 2005 году. И здесь мы снова говорим об одном из ключевых, наравне с отношением с политикой, вопросом всей работы: о роли экономического роста России в спортивной жизни страны.
Благодаря росту цен на нефть, российская экономика в период с 2005 по 2008 год получила резкий приток капитала. Это вызвало не только улучшение уровня жизни населения, но и усиление компаний, напрямую занимающихся добычей сырья. Кроме того, российская экономика обрела стабильность, которой её недоставало в предыдущие годы. Страна стала не просто экспортёром сырья – в неё стало выгодно инвестировать деньги. Россия в свою очередь получила возможность вкладывать полученные средства в развитие различных сфер жизни, в том числе и спорта.
Пример «Зенита» крайне показателен в этом плане. С момента покупки команды «Газпромом» клуб стал спонсироваться самой богатой компанией в стране. То есть фактически получил возможность приглашать из-за рубежа профессионалов (игроков, тренеров, менеджеров) более высокого уровня, чем могли себе позволить конкуренты по российскому чемпионату. Так, летом 2006 года команду возглавил известный тренер Дик Адвокаат; в дальнейшем «Зенит» покупал ярких игроков из-за рубежа (Анатолий Тимощук был приобретён у донецкого «Шахтёра» за рекордные для российского первенства 20 миллионов долларов), а так же имел возможность скупать игроков команд-конкурентов: в команду пришли лидер «Томи» Павел Погребняк, Константин Зырянов из «Торпедо», один из лучших игроков сезона-2006 Алехандро Домингес, игравший до этого в казанском «Рубине».В итоге в 2007 году «Зенит» выиграл Чемпионат России, а через полгода завоевал два европейских титула: Кубок УЕФА в мае и Суперкубок УЕФА в августе 2008.
Завершая разговор о «Зените», нельзя не отметить его роль в жизни Санкт-Петербурга. Будучи единственной командой города, в отличие от Москвы, где футбольных клубов, играющих в Премьер-лиге, четыре, он получает колоссальную поддержку населения. Неудивительно, что после победы в Кубке УЕФА на улицы вышли десятки тысяч петербуржцев, отмечая победу родной команды. Столь масштабное празднование футбольного успеха было первым в российской истории, однако рекорд продержался недолго – уже через месяц, в июне 2008, Россия завоевала ещё одну громкую победу: футбольная сборная страны добилась бронзовых медалей Чемпионата Европы.
До этого сборная России по футболу за всю свою новейшую историю успехов не добивалась: в период с 1994 по 2006 год команда приняла участие всего в двух континентальных первенствах и двух мировых, и ни разу не смогла преодолеть на этих чемпионатах рубеж группового этапа. Неудачи не прибавляли авторитета главной сборной страны: постоянная смена тренеров, конфликты внутри коллектива, отношение к команде в обществе – футболистов, представляющих Россию, высмеивали в юмористических передачах, а матчи собирали на стадионе аншлаг только тогда, когда игроки принимали у себя топ-сборные Европы и мира.
В середине 2000-х годов стало понятно, что если так будет продолжаться дальше, то команда номер один в стране рискует лишиться интереса населения, а страна в свою очередь не получит тех всплесков патриотизма, которые может дать ей успешная игра спортсменов. В сохранении футбола как важного фактора жизни общества были заинтересованы не только политики, но и крупный бизнес: инициатором изменений в российской сборной стал Роман Абрамович. Человек, который начал вкладывать собственные деньги в спорт за рубежом (в 2003 году он купил английский футбольный клуб «Челси»), в 2005 году создал фонд «Национальная Академия Футбола», призванный стать главным органом в проекте «возрождения российского футбола»[20]. Как сказано в Уставе организации, НАФ не только поддерживал развитие детского и юношеского спорта в стране, но начал активно сотрудничать с Российским Футбольным союзом. Именно Абрамовича считают инициатором приглашения на пост тренера сборной страны известного в мире специалиста – голландца Гуса Хиддинка, с приходом которого команда вышла на качественно новый уровень.
Многие публицисты говорили о том, что сборная Хиддинка стала своего рода отражением реальной ситуации в стране. В тот момент в обществе был популярен тезис о том, что «Россия встаёт с колен»: росло благосостояние населения; кроме того, идею всячески поддерживали СМИ, создавая видимость реального величия. Успех национальной командой дал ещё один повод для эмоционального подъёма. Кроме того, новый тренер привил своей командой то, что называют европейским отношением к делу. Отрекаясь от советского наследия в виде старой, необорудованной спортивной базы, на которой команда готовилась к матчам раньше, Хиддинк перевёз команду в отель в центре Москвы, проводя тренировки на лучших стадионах города. Это был вопрос не только удобства и комфорта, но и проблема психологии: игроки смогли почувствовать себя профессионалами европейского уровня, для которых созданы все условия, максимально способствующие концентрации на подготовке, не заставляя отвлекаться на бытовые проблемы.